Тема выступления на педагогическом совете: «Стратегии работы по подготовке к ЕГЭ с детьми группы риска»
опыты и эксперименты по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Тема выступления на педагогическом совете: «Стратегии работы по подготовке к ЕГЭ с детьми группы риска»
«ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ» ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
• Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария.
• У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий.
• Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы.
• Таким детям трудно выделять главное, но они хорошо обобщают.
• При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны.
• Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.
• Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.
СТРАТЕГИЯ:
• Учить выделять главное. Убедить ребенка вэффективности этой непривычной для него стратегии. Субъективное удобство — не показатель эффективности. Критерий — то, что спрашивается в тесте. Нужно ориентировать таких детей на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?
• Учить вчитываться в текст, особенно в задании группы С, отвечать на вопрос: «Про что именно тебя спрашивают?»
• Перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С. Затем проранжировать эти записи в порядке значимости. И только потом записывать ответ.
• При подготовке задействовать образы, метафоры, картинки.
ТРЕВОЖНЫЕ И НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
• Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др.).
• Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы.
• При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.
• Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали.
• Они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы.
СТРАТЕГИЯ:
• Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого — поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».
• Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов.
• Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один».
ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
Краткая психологическая характеристика
• Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных».
• У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий.
• У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности.
• ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.
СТРАТЕГИЯ:
• На этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку, и пр.
• Во время экзамена таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.
• Необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.
ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»
Краткая психологическая характеристика
• Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью.
• Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал.
• Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено.
• Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
• Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно.
• На экзамене возможный камень преткновения для них — необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
СТРАТЕГИЯ:
• Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания.
• Во время экзамена перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».
ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
• Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму.
• У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны.
• Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок.
• Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости.
• Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок.
СТРАТЕГИЯ:
• Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Учителю важно научить ребенка проверять свою работу (при необходимости используя прием дистанцирования: «Представь, что проверяешь не свою работу, а работу Коли).
• Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно.
• Необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
• Во время экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете Тема: «Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»
Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со...
Советы психолога в профилактической работе с детьми «группы риска» и их семьями
советы психолога...
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"
Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...
Советы психолога классному руководителю по работе с детьми «группы риска».
Рекомендации психолога , которые нужно помнить при работе с детьми "группы риска"...
выступление на педагогическом совете «Профилактическая и коррекционная работа с обучающимися «группы риска».
Особенности работы с обучающимися "группы риска"....
Социально-педагогические аспекты работы с «трудными» детьми и детьми «группы риска».
Во все времена, при всех экономических формациях заботой учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. Поэтому очень важна работа педагогов с теми обуч...