Материал для родителей
материал по психологии на тему
Предварительный просмотр:
2. Особенности тревожности у детей дошкольного возраста
Тревожность в дошкольном (как и в любом другом) возрасте отмечается у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Рассмотрим основные причины возникновения этого состояния у дошкольников. А.И. Захаров в качестве причин тревожности в дошкольном детстве выделяет: 1) страх перед неожиданными дробящимися объектами, авариями, неприятными явлениями природы, боязнь темноты и т.п. в раннем детстве; 2) феномен ролевой идентификации, когда тревожно-боязливый способ поведения матери незаметно передается дочери и усваивается ею. Существенно расширяет список причин возникновения тревожности у дошкольников и младших школьников А.М. Прихожан: 1. Конституциональные особенности детей (тип высшей нервной деятельности, биотонус, соматические черты). 2. Увеличение количества вербализованных и невербализованных оценок деятельности детей, преимущественно отрицательных. 3. Личность учителя (воспитателя), которая является в школе (детском саду) значимой и травмирующей фигурой. 4. Причины психологического порядка: особенности формирования эмоциональной сферы ребенка, нарушение адекватности его реагирования на внешние воздействия, недостатки в развитии навыков общения. 5. Особенности взаимоотношений ребенка с семьей. А.М.Прихожан выделяет 4 типа семейных отношений, отрицательно сказывающихся на эмоциональном состоянии ребенка: а) первый тип присущ семьям, где мать воспитывает ребенка без отца либо отец редко контактирует с ребенком; б) второй тип семейных отношений: в таких семьях общение с ребенком сводится к навязыванию роли «послушного ребенка», существует единство требований к ребенку; в) третий стиль семейных отношений присутствует в семьях, где лидером воспитательного процесса является бабушка или дедушка; г) четвертый тип отношений в семье характеризуется деловым, односторонним воздействием на ребенка (ребенок либо от первого брака, либо внебрачный). 6. Эмоциональное неблагополучие хотя бы одного взрослого в семье. Именно чувство раздражения, присущее взрослому, особо значимому для ребенка, вызывает в ребенке чувство вины, причину которой он понять не может. В результате такое переживание ведет к глубинной, «безобъектной» тревожности, которая наиболее трудно поддается коррекции. Анализ работ отечественных ученых позволил выделить в семейных отношениях дошкольников следующие источники тревожности: ─ «хроническая неуспешность» возникающая под воздействием постоянных, завышенных претензий родителей к успехам своих детей, а также неизбежных неудач, которые ведут к тому, что ребенок перестает думать о 13 задании, о его содержании и решении, а начинает заранее переживать предстоящие неудачи (Л.А. Венгер, К. Поливанова, Е. Славина, Н. Шанина); ─ противоречивые требования к детям, исходящие из одного или разных источников, когда ребенок пытается совместить в своем поведении несовместимые правила и идеалы; ─ требования не по силам, несоответствующие возможностям ребенка. Он страдает от чувства невозможности достичь тех высоких стандартов, которые сам считает обязательными; ─ требования родителей, ранящие ребенка, ставящие его в униженное, зависимое положение. Любовь и привязанность малыша к близкому человеку вступает в конфликт с ощущением холода и отвержения, идущего от этого человека (Б. Кочубей, Е. Новикова); ─ излишняя родительская строгость, обоснованная положением «пусть привыкает к критике, нечего его хвалить». В результате дети начинают относиться к своим друзьям также критично, как относятся к ним, что разрушает дружеские связи. Отсутствие внимания со стороны сверстников является сильным толчком к появлению тревожности у ребенка; ─ излишняя домашняя заорганизованность ребенка. Воспитываемые в таких условиях дети стремятся точно исполнять конкретные указания; но любая ситуация живой беседы, в которой ребенок теряется, формирует у него тревожность (К. Поливанова); ─ неблагоприятные отношения с матерью. Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви; ─ симбиотические отношения с матерью. Мать в этом случае ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она привязывает к себе ребенка, предохраняя от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате ребенок испытывает недовольство, когда остается без матери, легко теряется, у него развивается пассивность, зависимость, тревожность (О.Б. Конева, Е. Славина, Н. Шанина, И.С. Кон); ─ родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, установленных взрослыми, боязнью наказания (Е. Славина, Н. Шанина). Помимо причин тревожного поведения, вытекающих из особенностей семейных отношений, Е. Славина и Н. Шанина выделили ситуации, которые могут породить или усилить тревожность детей в ДОУ: 1. Особенности взаимодействия воспитателя с детьми: превалирование авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок. И в первом, и во втором случае ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, «не угодить» им. 2. Использование жестких ограничений педагогом: 14 ─ ограничения спонтанной активности детей в подвижных играх, в деятельности, на прогулках и т.д.; ─ пресечение детской инициативы («Положи сейчас же! Я не говорила брать кисточки в руки»); ─ прерывание эмоциональных проявлений детей («Это кому там смешно, Петров? Это я буду смеяться, когда на твой рисунок посмотрю»); ─ высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течение длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно; ─ дисциплинарные меры, используемые педагогом, типа порицаний, окриков, отрицательных оценок, наказаний; ─ изменчивость требований воспитателя в зависимости от его настроения, эмоциональная лабильность педагога, которая влечет за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступать в том или ином случае. По мнению этих же психологов, в коллективе дошкольников также имеют место ситуации, порождающие или усиливающие тревожность как личностное свойство субъекта. Это могут быть такие ситуации как: ─ ситуация неприятия со стороны значимого взрослого или сверстников; ─ ситуация соперничества, конкуренции; ─ ситуация повышенной ответственности, когда у ребенка возникает страх не оправдать надежд, ожиданий взрослого и сверстников и быть ими отвергнутым; ─ ситуация общественного воспроизведения действия, в котором ребенок некомпетентен. Исследования некоторых зарубежных психологов, изучавших семейные факторы и их влияние на процесс формирования индивидуальности ребенка, позволяют определить влияние на личность социально- экономического статуса семьи. М. Вагнер и Х. Шуберт показали, что степень проявления некоторых личностных характеристик, в том числе и тревожности, у детей зависит от социально-экономического статуса и размера семьи. Самые высокие показатели интроверсии и тревожности наблюдались у первенцев из семей с низким социально-экономическим статусом. По мере повышения социально-экономического статуса баллы интроверсии и тревожности первенцев уменьшаются. У последних детей в семье, наоборот, интроверсия и тревожность растут вместе с социально-экономическим статусом семьи. Механизмы возникновения тревожности у детей дошкольного возраста были объектом анализа отечественного исследователя Б. Кочубея. По его мнению, тревожность у детей вызывается внутренним конфликтом, столкновением в душе ребенка двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. С его точки зрения, когда ребенку предъявляются противоречивые требования, он пытается совместить в своем поведении несовместимые правила и идеалы. В случае предъявления завышенных требований ему приходится страдать от 15 невозможности достичь тех высоких стандартов, которые он сам считает обязательными. Внутренние конфликты такого рода очень часто сопровождаются осложнениями во внешних отношениях между родителями, между семьей и образовательным учреждением, между ребенком и другими сверстниками. Б. Кочубей настаивает на том, что не каждого ребенка можно назвать тревожным. Тревожность возникает лишь тогда, когда и та, и другая, противоположная первой оценка или нравственная норма стала частью его внутренней эмоциональной жизни; тем самым и создаются условия для развития тревоги. Продолжая анализ механизмов тревожности, автор подчеркивает, что тревога определяется теми отношениями, которые являются значимыми для ребенка. Если ребенку не дорого мнение воспитателя, то и после конфликта с ним душевные терзания у него не возникают. Чем шире круг «значимых» отношений, тем больше ситуаций, которые могут быть основанием для тревоги. Конфликт часто не ведет к тревоге, когда есть много точек опоры. Тревога проникает в душу тогда, когда конфликт пронизывает всю жизнь индивида, препятствуя реализации его важных потребностей. К этим потребностям психолог относит потребность в физическом существовании (вода, пища, отсутствие физической угрозы и т.п.); потребность в близости, привязанности к человеку или группе людей; потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «Я», потребность в самореализации; потребность в цели, смысле своей жизни, потребность в достижении успеха и т.д. Механизмы формирования тревожности рассматривал также А.И. Захаров. Процесс формирования тревожности, по его мнению, является клинико-психологическим выражением проблем трех поколений: прародители, родители и дети. Отношения между супругами предопределяются их опытом отношений с родителями, вследствие чего один или оба супруга неосознанно переносят на отношения друг к другу свои проблемы детства. Как правило, один или каждый из супругов ждет от другого тех чувств, тех отношений, которые были недополучены в детстве. Если эти ожидания не оправдываются, между супругами начинаются конфликты. Ребенок рано или поздно становится эпицентром этих конфликтов. Каждый из родителей «видит» ребенка похожим на себя и воплощает в нем идеализированный образ своего «Я». В результате ребенок становится очень тревожным, не зная, как угодить каждому из родителей. А.Л. Венгер тревожность и постоянное ожидание неудачи описывает как основной симптом синдрома «хронической неуспешности». Формирование синдрома «хронической неуспешности», а, следовательно, и тревожности, по мнению ученого, происходит в кризисные периоды психического развития ребенка в рамках его «ведущей жизненной сферы». В дошкольном возрасте, отмечает автор, этой ведущей сферой являются непосредственные взаимоотношения ребенка с окружающими (родителями и другими детьми). 16 Помимо механизмов формирования тревожности, в литературе описываются также защитные реакции организма на это состояние. Отметим некоторые из них. С точки зрения Б. Кочубея и Е. Новиковой, на начальном этапе тревожность может проявляться в чувстве страха: ребенок боится оставаться в темноте, опоздать, отвечать у доски и т.п. Страх – первая производная тревоги. Помимо страха, тревожность может трансформироваться в ритуальные, магические действия, которые защищают от возможной опасности, например, не наступать на люки и т.п. Кроме того, спасаясь от тревоги, ребенок может уйти в мир фантазий. Там ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, удовлетворяет неудовлетворенные потребности. С фантазиями тревожных детей сопоставимы и односторонние увлечения некоторых из них, которые полностью захватывая воображение ребенка, не оставляют места ни для каких других интересов. Тревога может стать источником агрессивного поведения ребенка. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. В основе агрессии лежит тревожная растерянность, неуверенность, а также отсутствие твердой опоры. Апатия, вялость, безынициативность – один из частых исходов тревожных переживаний. Конфликт между противоречивыми стремлениями оборачивается в этом случае отказом от любых стремлений. Уход в болезнь – еще один путь избавления от тревоги. Состояние тревоги нередко сопровождается сердцебиением, тошнотой, болями в животе, обильным потоотделением и т.д. Такое болезненное расстройство может не только стать постоянным спутником тревоги, но и заменить ее: эмоциональное состояние ребенка приходит в норму, но за счет ухудшения его физического состояния. Болезнь как результат развития тревоги – явление чрезвычайно распространенное. Поэтому при часто повторяющихся простудных, кишечных заболеваниях, головных болях, аллергических реакциях следует помнить о возможности внутренней конфликтной ситуации, разрядить которую удается только ценой собственного здоровья. Данные о зависимости тревожности от пола и возраста детей в психолого-педагогической литературе весьма эклектичны. Как показали психологические исследования Б. Кочубея и Е. Новиковой, уровень тревожности и сама интенсивность переживания у мальчиков и девочек имеют относительные различия. Так, например, в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики несколько тревожнее девочек. В 9-11 лет показатели интенсивности переживаний у девочек и мальчиков выравниваются. После 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом более высокий, а у мальчиков немного ниже. По версии ученых, девочки и мальчики различаются и тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют и чего боятся. Причем, чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки связывают свою тревогу с другими людьми, их волнуют отношения окружающих, возможность ссоры или разлуки с близким человеком. Мальчиков больше всего тревожит 17 насилие. Кроме того, они боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можно ожидать от родителей, учителей, директора школы, милиционера и др. Противоречивы данные отечественных исследователей, касающиеся объекта тревожности дошкольников. Согласно результатам исследований В.Р. Кисловской, дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателями детского сада, а наименьшую – в общении с родителями. Противоположной точки зрения придерживаются Б. Кочубей и Е. Новикова, которые утверждают, что для дошкольников и младших школьников основным источником тревожности является семья. Характеристику возрастной динамики объекта тревоги и страхов дошкольников содержат работы А.И. Захарова. В возрасте от 3 до 5 лет у детей формируются такие эмоции как любовь, нежность, жалость, сострадание, сочувствие. Поэтому к возникновению тревожности может привести частое употребление в отношении ребенка фраз: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить» и т.п. В 3-4 г. очень эмоционально реагируют дети на разлуку с родителем противоположного пола. Нежные чувства, испытываемые ребенком к родителю другого пола, требуют ответных чувств, поэтому дети испытывают беспокойство, когда меняется эмоциональное состояние одного из родителей, когда он не приветлив, не ласков с ними. В младшем дошкольном возрасте тревожность у детей может сформироваться в результате следующих неправильных педагогических воздействий со стороны родителей: ─ чрезмерная строгость, принципиальность родителей, которые никогда не улыбаются, не играют, обладают тревожными чертами характера; ─ гиперопека, в результате которой у ребенка создается ощущение слабости и беззащитности в окружающем мире, полном опасности; ─ уступчивое, нерешительное поведение родителей; ─ неправильные наказания (закрывают ребенка одного в темной комнате и т.п.); ─ попытки родителей изолировать ребенка от общества сверстников. У дошкольников, как и у детей более старшего возраста, тревога и даже страх может возникать в результате каких-то непредвиденных обстоятельств (ребенок становится свидетелем автокатастрофы и т.п.). Возрастные страхи в 3-4 года – страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. Ребенок, внезапно оказавшийся в ситуации, которая способствует проявлению его возрастных страхов, сильно пугается, что приводит к стрессовому перенапряжению его психических процессов. Это может быть толчком для развития заикания, проявляющегося в дальнейшем при отсутствии поддержки со стороны взрослого (аналог страха одиночества), среди незнакомых тесно обступивших людей (аналог страха замкнутого пространства) или в большой, обезличенной и поэтому пугающей аудитории 18 (аналог связанных между собой страхов одиночества и открытого пространства). Неправильное поведение родителей по отношению к ребенку может провоцировать страхи Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея; ребенок отождествляет родителя со сказочным персонажем и переносит на него страх перед родителем. В этом случае ребенок не испытывает по отношению к родителю недружелюбных чувств, а панически боится сказочного персонажа. Если в младшем дошкольном возрасте дети пытаются установить эмоциональный контакт с родителем другого пола, причем речь идет не столько о привязанности, сколько о выраженной в этом возрасте потребности в любви, то в старшем дошкольном возрасте дети испытывают потребность в любви к сверстникам другого пола, что дает им возможность приобрести эмоциональный опыт межличностных отношений. Но главной особенностью того возраста является нарастающее стремление к общению со сверстниками того же пола, что позволяет утвердиться в соответствующей полу роли мальчика или девочки. В это время исключительным авторитетом начинает пользоваться родитель одного с ребенком пола. Ребенок ему во всем подражает, в том числе и привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любит. При отсутствии в семье модели поведения, соответствующей полу ребенка (для мальчика – отец, для девочки – мать), у него теряется уверенность в себе. Мальчики часто становятся боящимися, а девочки – тревожными. У детей теряется жизнерадостность, в настроении появляется депрессивный оттенок; они ощущают никчемность, состояние неопределенности своих чувств, желаний. В 5-летнем возрасте характерны и в то же время проходящи навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем – детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего («А вдруг я не буду красивой?», «А вдруг меня никто не возьмет замуж?»), в 7-летнем – мнительность («А мы не опоздаем?», «А мы поедем?», «А ты купишь?»)… В возрасте 5-7 лет мальчики и девочки могут бояться страшных сновидений, смерти, болезни, несчастья и т.д. Как правило, дети сами справляются с подобными возрастными проявлениями навязчивости, тревожности и мнительности, если в семье жизнерадостная атмосфера, родители спокойны, уверены в себе, учитывают в воспитании индивидуальные особенности и пол ребенка, не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер, и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей
Памятка родителям пятиклассника по выполнению домашнего задания....
Материал для родителей
Советы родителям, которые хотят помочь своим детям в выполнении домашних заданий...
Материал для родителей
памятка...
Консультативный материал для родителей
Данный материал предназначен родителям тех детей, что имеют проблемы в развитии письменной речи. Даются основные упражнения для домашней работы с ребёнком над звуко-буквенным и слоговым анализом....
Материал для родителей
10 советов родителям...
Тестовый материал для родителей. "Какой Вы родитель?"
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой Вы родитель?» Я предлагаю Вам несколько простых тестов, которые позволят Вам лучше понять своего ребёнка, обратить Ваше внимание...
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...