Проблема в формировании профильных 5 классов в общеобразовательном учереждении.
консультация по психологии (5 класс) по теме

Хацевская Татьяна Валентиновна

Тема, затронутая мной будет интересна  как педагогам, так и родителям, которые как раз сейчас определяются с выбором профиля с 5 класса в школе для своего ребенка.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНКЕТА ПО ТИПАМ ИНТЕЛЛЕКТА

(структура интеллекта согласно теории Говарда Гарднера)

Отметьте номера утверждений, которые Вам соответствуют:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда понимаю, почему я поступаю так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10.  Когда я слушаю музыку, у меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень важно визуальное представление материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне что-то нужно делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях  я могу на слух вычленить отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко представить сцены, которые я помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные зарисовки.

21. У меня хорошее чувство равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю с другими, прислушиваюсь к их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25.  Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами и решать сложные математические задачи.

Сопоставьте ваши ответы с ключом анкеты

Типы интеллекта

Пункты анкеты

Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20

Математико-логический

6, 11, 22, 28

Визуально-пространственный

2, 12, 18,24

Музыкальный

4, 10, 17, 27

Межличностный

3, 8, 13, 23

Внутриличностный

7, 15, 16, 26

Кинестетический

1, 14, 21, 25

Различные типы интеллекта

Типы интеллекта

Краткая

характеристика типов

Рекомендуемые
виды деятельности,

упражнения

1

2

3

Лингвистический

Любят писать, читать и слушать. Им нравится рассказывать истории. Хорошо запоминают даты, имена и другую информацию. Имеют хорошее произношение, богатый словарный запас, любят разгадывать кроссворды, играть в “слова”

Доклады, хоровое чтение, устные ответы, ролевые игры и др.

Математико-логический

Быстро решают арифметически задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, “стратегические” игры. Быстро распознают причины и следствия

Построение логических цепочек, построение графиков. Различного рода эксперименты. “Карты памяти” и др.

Внутриличностный

Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимыми делами или работой

Самостоятельная

работа по инструкции, требующая время на обдумывание и др.

Визуально-пространственный

Мыслит образами и “картинками”. Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты и диаграммы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии

Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, “дорисовки”, незаконченные предложения и др.

 

1

2

3

Музыкальный

Чувствительны к разнообразию звуков  в окружающей их среде. Любят играть на музыкальных инструментах, хорошо запоминают мелодии. Любят что-нибудь делать под музыкальное сопровождение. Имеют хорошее чувство ритма.

Пение, хоровое чтение. Двигательные упражнения и др.

Кинестетический

Лучше всего учатся, передвигаясь, прикасаясь и манипулируя предметами. Ерзают, привстают, вертятся, когда сидят. Во время разговора с людьми любят прикасаться к ним. Умелые рукодельники.

Ролевые игры, двигательные упражнения, спорт. Лепка, танцы и др.

Межличностный

Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются, будучи вовлечены в общение с другими. Являются посредниками во время дискуссий и споров. Как правило, хорошо понимают чувства других людей.  

Ролевые игры, дебаты, дискуссии, работа в малых группах, работа в роли проверяющего, интервьюирование, участие в театральных постановках и др.

Результаты диагностики

Типы интеллекта

Пункты анкеты

Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20

Математико-логический

6, 11, 22, 28

Визуально-пространственный

2, 12, 18,24

Музыкальный

4, 10, 17, 27

Межличностный

3, 8, 13, 23

Внутриличностный

7, 15, 16, 26

Кинестетический

1, 14, 21, 25



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей  4 классов  по выбору профиля обучения

Уважаемые родители!

С  целью повышения эффективности и качества образования просим Вас ответить на ряд вопросов, касающихся  продолжению  обучения Вашего ребенка в нашем образовательном учреждении. Выберите и подчеркните нужный вариант ответов или напишите свой        .. Просим не оставлять пропусков в ответах.

Удачи Вам и вашим детям!

1.ФИО родителей

____________________________________________________________________________

2. ФИ ребенка, класс, корпус ___________________________________________________________________________

3. Определились  ли Вы в выборе будущей профессии Вашего ребенка?

  • мой  ребенок  сам решит,   кем будет, когда будет надо
  • еще не определились
  • совместно выбрали  будущую профессию
  • мой ребенок уходит после 4-ого класса в другое общеобразовательное учреждение
  • другое__________________________________________________________________________

4. Какие  учебные предметы Вы считаете необходимым изучать глубже для дальнейшего образования ребенка.  Перечислить  (не менее трех предметов)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какая помощь  необходима  Вашему ребенку для  принятия решения о выборе профиля обучения?

-сделаем выбор совместно

-необходима дополнительная информация со стороны администрации

-необходима  консультация   педагогов-предметников

-необходима  консультация  педагога-психолога

- другое ______________________________________________________________________________

6.. Если бы  Вам был предоставлен широкий выбор профильных классов в 5 классах, какой бы Вы выбрали для своего ребенка?

-физико-математический

-социально-экономический

-естественнонаучный

-художественный

-оборонно-спортивный

-универсальный

-другой (пожалуйста,   укажите)

 ______________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»
(модифицированный вариант, 42 вопроса)

Инструкция. Вам предлагаются вопросы для определения сферы Ваших интересов. К ним задается единый вопрос: Нравится ли вам? Любите ли вы? Хотели бы вы? (Заниматься тем, с чем вы еще не сталкивались.)

На листе ответов в клетке, соответствующей номеру вопроса, поставьте, пожалуйста:

+++

++

+

0

– –

– – –

если Вам очень сильно нравится то, о чем спрашивается в вопросе;

если Вам нравится;

если скорее нравится, чем не нравится;

не могу определиться, все равно;

скорее не нравится, чем нравится;

не нравится;

очень сильно не нравится.

Если Вам захочется выразить еще сильнее свое отношение к каким-то вопросам, Вы можете увеличить количество плюсов (в случае, если Вы в восторге от какого-то занятия) или минусов (если Вы испытываете отвращение).

1. Знакомиться с жизнью растений и животных из научно-популярных книг, телевизионных передач и т. д.

2. Находить химические явления в природе, производить опыты по химии (готовить растворы, взвешивать реактивы), следить за ходом химических реакций.

3. Проводить опыты по физике.

4. Много работать с компьютером, осваивать Интернет и т. д., не обращая внимания на последствия для здоровья.

5. Интересоваться экономическими показателями работы предприятий, банков, компаний.

6. Читать художественную  литературу на иностранном языке.

7. Читать научно-популярную литературу о математических фокусах и занимательных задачах.

8. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших детей, участвовать в разрешении конфликтов.

9. Давать объяснение товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами.

10. Уроки по темам анатомии и физиологии человека, в том числе изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути лечения.

11. Наблюдать за поступками поведением, жизнью других людей, всегда быть в курсе всех событий, происходящих вокруг вас.

12. Стремиться разбираться в себе самом и окружающих: мотивах поведения, недостатках и достоинствах, темпераменте и характере.

13. Читать книги об исторических событиях, исторических деятелях, изучать историю различных народов и государств.

14. Читать классиков отечественной и зарубежной литературы, собирать библиотеку из любимых книг.

15. Наблюдать за ростом и развитием растений или животных, вести записи наблюдений.

16. Заниматься в химическом кружке или факультативе.

17. Заниматься в физическом кружке или факультативе.

18. Изучать языки программирования.

19. Точно вести расчет своих денежных доходов и расходов, хорошо ориентироваться в ценах, знать ситуацию на рынке товаров и услуг.

20. Заниматься иностранным языком, работать с иностранным словарем.

21. Заниматься в математическом кружке.

22. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть, применяя при этом «психологические хитрости».

23. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, помогать в чем-либо.

24. Наблюдать и ухаживать за больными и старыми людьми, выслушивать их жалобы, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

25. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать; вести личный дневник о своих впечатлениях на события дня.

26. Помогать людям принимать решения в сложных, кризисных ситуациях, используя для этого психологические тесты, групповые игры и другие методы психологии.

27. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры.

28. Писать сочинения по литературе, читать литературно-критические статьи.

29. Выращивать в саду или огороде растения, растить животных, ухаживать за ними.

30. Участвовать в олимпиадах по химии, решать сложные задачи, заниматься химическими экспериментами.

31. Участвовать в олимпиадах по физике, решать сложные задачи.

32. Самому писать компьютерные программы.

33. Интересоваться бизнесом, пытаться писать бизнес-планы, понимать вопросы ценообразования заработной платы, организации труда.

34. Заниматься на курсах иностранного языка, чтобы легко разговаривать на любые темы с носителем этого языка.

35. Решать сложные задачи по математике, участвовать в математических олимпиадах.

36. Работать в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации следственном отделе милиции.

37. Шествовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей.

38. Работать в поликлинике, больнице, аптеке.

39. Участвовать в диспутах, дискуссиях, дебатах.

40. Стремиться принимать людей такими, какие они есть, со всеми их достоинствами и недостатками, быть тактичным и внимательным.

41. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы.

42. Заниматься в литературном кружке, работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном, писать статьи.

Примечание. Представлен адаптированный вариант теста «Карта интересов» Гламштока А. Е.

Бланк

Фамилия, имя _________________________   Дата _______________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

«+»

«–»

сумма

Обработка

В бланке 14 столбцов. Они соответствуют определенным направлениям (см. ключ). Подсчитайте количество плюсов и минусов в каждом столбце. Например, в первом столбце в трех ячейках вы проставили 4 «+» и один «–». Из четырех плюсов вычитаете один минус и у вас получается сумма «три»: 4 + (–1) = 3. Например, во втором  столбце в трех ячейках у вас 1 «+» и 5 «–», то сумма равна минус четырем: 1 + (–5) = –4.

1

++

2

– – –

15

++

16

– –

29

30

+

«+»

4

1

«–»

–1

–5

сумма

3

–4

Анализируем только положительные суммы, то есть те направления, которые нам интересны (в какой степени интересны).

Ключ к тесту

1. Биология.

2. Химия.

3. Физика.

4. Информатика, программирование.

5. Экономика.

6. Иностранные языки.

7. Математика.

8. Право.

9. Педагогика.

10. Медицина.

11. Журналистика.

12. Психология.

13. История.

14. Литература.



Предварительный просмотр:

Методика «Тип мышления»
(методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 

 

 

 

 

1.  Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.    Мне интересно составлять компьютерные программы.

3.    Я люблю читать книги.

4.    Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.    Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6.    Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7.    Я люблю играть в шахматы.

8.    Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9.    Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10.  Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11.  Мне нравится  все делать своими руками.

12.  В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13.  Я придаю большое значение  сказанному слову.

14.  Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15.  Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16.  При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17.  Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18.  Мне интересна  работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

19.  Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20.  Мне больше нравится процесс деятельности, чем  сам результат.

21.  Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22.  Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23.  Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24.  Знакомый запах   вызывает в моей памяти прошлые события.

25.  Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26.  Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.  Я понимаю красоту математических формул.

28.  Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29.  Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30.  Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31.  Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32.  Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

33.  Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34.  Красота для меня важнее, чем польза.

35.  Не люблю ходить одним и тем же путем.

36.  Истинно только то, что можно потрогать руками.

37.  Я легко запоминаю формулы,  символы, условные обозначения.

38.  Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39.  Я легко могу представить в образах содержание рассказа или  фильма.

40.  Я не могу  успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить – планы или тип мышления?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для ра...

Реализация программы общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся начальных классовв условиях внедрения ФГОС.

В статье говорится о том, как реализуется  программа  общекультурной  направленности «Волшебная палитра» для обучающихся начальных классов в  условиях внедрения Федеральных государ...

Применение технологии проблемного обучения в учереждениях СПО и НПО

Применение технологии проблемного обучения в учереждениях СПО и НПО...

Проблема реализации экологического общеобразовательного стандарта в курсе географии.

Пропедевтический курс «Экология» призван обеспечить интерес детей к предметам  естественно  - научного цикла и эмоционально-нравственную основу отношений к природе....

Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе

В данной презентации проанализирована и законспектирована книга А.Р. Лурии и Л.С.Цветковой "Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе", выложены в виде схем пути восста...

Проблема конкурентоспособности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на образовательном рынке

Данная статья - доклад на международном педагогическом форуме (площадка ГБУДО "ЦРТ") посвящена анализу конкурентоспособности дополнительных образовательных программ, способах повышения ее во...

Выступление на педсовете по теме "Ключевые проблемы воспитания в общеобразовательной организации"

laquo;…образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а...