Выступление на педсовете по теме "Ключевые проблемы воспитания в общеобразовательной организации"
статья
«…образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_klyuchevye_problemy_vospitaniya.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключевые проблемы воспитания в общеобразовательной организации
Лучер В.Ю., учитель английского языка ВК
«Образование в руках человека невоспитанного,
все равно, что меч в руках дикаря!»
Д.И. Менделеев
- «…образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов…» uз ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-РФ от 29.12.2013г.
Воспитание, как известно, самая непостижимая часть педагогики. Был проведен опрос среди учителей, директоров школ и ученых по вопросу воспитания:
Учителя
Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно.
Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми.
Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе каждого классного руководителя не могут быть одинаковыми, как неодинаковы дети в разных классах. Что хорошо для одних – неприемлемо для других.
Светлана Кинельская
Информатизация учебного и воспитального процесса. Развитие научно-технического творчества. Проблема «отцов и детей».
Елена Салитова
Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.
Евгения Колтановская
Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.
Светлана Назарова
Директора
Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.
Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.
Николай Изюмов, заместитель директора ГОУ школа № 1199 «Лига Школ» г. Москва
Ученые
В школе ведется недостаточно целенаправленная работа по воспитанию инициативности, ответственности, гражданственности и патриотизма. Социум изменился, в школу пришли другие дети, а методы воспитания остались такими же, как 20 лет назад.
Отчуждение детей от школы. Школа не становится «домом» для ребенка, и воспитательная работа все больше выносится за стены школы. Сейчас даже вечера выпускные стараются проводить не в школах, а например, в Домах культуры.
Работа учителя оценивается только по результатам обучения, что задает определенную направленность деятельности педагога.
Вводим профильное обучение и сокращаем часы на основные предметы, которые формируют личность человека (литература, музыка...).
Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого
Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.
Виталий Ремизов, руководитель Инновационного центра повышения квалификации «Школа Л.Н.Толстого» г. Москва
(с сайта https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200802311)
Исходя из опроса и просмотрев новые требования к воспитанию, следует выделить ключевые проблемы воспитания в школе:
- Девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании: лат. de «понижение» + лат. valeo «иметь значение; сто́ить») снижение ценности воспитания у педагогов. Мы привыкли учить так как учили всегда. Но сегодня, в условиях современного мира, т.е. модернизации, необходимо учитывать новые факторы обучения и воспитания современного поколения.
- Слабая мотивация к воспитанию у педагогов общеобразовательных организаций: конечно. Не бывает виноватых только с одной стороны, но педагог «как знающая личность» сегодня должен не просто передать свои знания, а показать где и как это можно применить, зачем это нужно, что с этим делать дальше?!
- Отсутствие системного подхода в организации воспитательной деятельности: каждый классный руководитель имеет свой подход, свое понятие к системе воспитания, но в одной организации существует единая цель, которую следует добивать всеми путями, всеми силами, не исключая современные методы, формы работы.
- Использование без учета произошедших в нашем обществе и в воспитанниках изменений старых форм и содержания воспитания: образование не стоит на месте, возможно и ничего нового и нет, все забытое старое, только в новой обертке, с новым бантиком, но хорошо очень нам знакомо. Использовать то, чему нас с вами учили много лет назад – это очень хорошо, но сегодня мы развиваем личность, которая должна быть самостоятельной, умеющей думать, а не зубрилку, которая умеет оперировать только понятиями.
- Недостаточное взаимодействие, координация между участниками воспитания. Говоря о взаимодействии, здесь важно помнить, что учитель- ученик- родитель – это все одна связка, элементы которого являются важными объектами в судьбе каждого ребенка.
- Доминирование количественных оценок результатов воспитания. Доминирование- это такое распределение ролей, при котором один человек постоянно уступает другому, если происходит случай столкновения интересов. Доминирование оценок – это не отметки, а результат, который получает обучающийся за свою работу. Важно, чтобы каждый ребенок понимал за что его похвалили или дали шанс на исправление.
- Отсутствие системной работы и реальных механизмов повышения социального и профессионального статуса специалистов в области воспитания и педагогов, осуществляющих функции классного руководителя. Каждому классному руководителю необходимо проходить курсы повышения квалификации, квесты, семинары, круглые столы по вопросам воспитания подрастающего поколения. Так воспитывая себя, мы начинаем воспитывать других.
Все эти вопросы решаемы, если правильно проработать уже имеющуюся программу воспитания в нашей школе. В данной программе прописаны цели и задачи, все направления по модулям. Ни один модуль не может быть впереди или позади. Мы умеем учить, воспитывать, но ведь воспитание – это не только беседа, просмотр видеоролика, обсуждение или дискуссия… Это и школьный урок! Зачастую мы привыкли давать материал, а не давать возможность найти материал самим, выделить цели и задачи. А дети охотно отзываются, предлагают свои формы работы, свое видение того, что происходит, тем самым получая опыт как положительный, так и отрицательный, но опыт!
Анализируя работу коллектива за прошлый учебный год и первую четверть 2021-2022 учебного года, выражаю благодарность всем классным руководителям. Но среди нас есть и те, кто сделал чуть больше, кто вместе с детьми занимал призовые места в городе, области и России: 2в, 3г, 4в, 5в, 6в, 7г, 8в, 9а, 9б, 9в, 11 классы. Это все тоже воспитательный момент для подрастающего поколения. Много проведено бесед с родителями, учащимися, администрацией школы. Но есть и те классы, классные руководители, которые могли бы перенять опыт коллег в деле развития и воспитания классных коллективов.
Большое внимание уделяется работе с учащимися через систему дополнительного образования Навигатор. Каждый ребенок должен быть вовлечен в данную систему по своим интересам. Нельзя сказать, что это плохо. Это приносит свои «плоды». Во-первых, мы знаем сколько кружков посещает ребенок, что упрощает работу классного руководителя. Во-вторых, с сентября 2022 года все учащиеся смогут получить сертификат и использовать его по своему усмотрению.
Еще один немало важный аспект – это «Пушкинская карта». Все учащиеся от 14 до 18 лет должны быть вовлечены в культурное «оздоровление». Карта позволяет посещать бесплатно музеи и театры на территории нашего города, области и России. Данный вопрос на контроле администрации школы и управления образования.
Необходимо отметить важный профориентационный проект «Билет в будущее», в котором принимают участие 60 человек с 6 по 11 класс. Почти все учащиеся прошли тестирование, с ноября месяца 2021 году начинаются профессиональные пробы, на которых учащиеся смогут познакомиться с профессиями поближе.
Таким образом, вся работа направлена на качественное личностное развитие каждого учащегося. Наша цель едина- развитие и воспитание творческой личности, заглядывая на несколько шагов в будущее, давая возможность выбора и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка".
Выступление на педсовете. Тема выступления : "Педагогическое взаимодействие классного руководителя и семьи в организации воспитания ребёнка"....
Выступление на педсовете по духовно-нравственному воспитанию
Выступление на педсовете по духовно-нравственному воспитанию...
выступление на педсовете: "Воспитывающий урок - проблемы, поиски, перспективы"
"Урок в гуманистической воспитательной системе - это урок здоровья, добра, красоты" В.А....
Организация информационного стенда по физическому воспитанию в общеобразовательных организациях.
Агитация и пропаганда физической культуры — одно из основных условий функционирования системы физического воспитания в общеобразовательных организациях (далее - образовательных организациях), повышени...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...
Выступление на педсовете по теме «Проблемы мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу и участие в конкурсах разного уровня».
Мало выявить у обучающегося наличие интеллектуальной или академической одаренности, важно еще и умение определять вид интеллектуальной одаренности....
Выступление на педсовете «Проектная деятельность на уроках географии. Методика организации проектной деятельности»
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные систе...