Преодоление трудностей
план-конспект по психологии на тему
Занятие по профилактике социально-негативных явлений среди подростков с использованием арт-терапевтических методов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_trudnostey.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие
по профилактике социально-негативных явлений среди подростков
с использованием арт-терапевтических методов
Общей причиной суицидов является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с её ближайшим окружением. Для подростков это чаще всего нарушения общения с близкими, с семьей.
На рост числа суицидов во всем мире влияют и многие внешние факторы: политическая, социальная и экономическая нестабильность, безработица, угроза войны, которые увеличивает и число суицидов у взрослых. Если в семье подростка оба родителя, а зачастую и бабушки, дедушки постоянно находятся в состоянии беспомощности, подавленности, психологической нестабильности, эмоционально и сокрушенно обсуждают происходящие в мире события, то ему просто некому помочь справиться со стрессом. Именно во взрослых, значимых людях в норме ребенок ищет поддержку, именно они являются опорой. Увы, в ситуации, когда опора сама неустойчива, риск печального исхода многократно увеличивается. Существует здесь и большая вероятность возникновения подростковой депрессии, которую не всегда замечают, в силу своей занятости или собственного стресса, родители. По статистике, большая часть суицидов во всем мире совершается именно на фоне депрессии.
Предпосылкой суицида является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой активности в результате психической травмы. Наличие психотравмирующей ситуации – первое условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности подростка. Так, многие исследователи обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.
Именно поэтому основной целью занятий с использованием арт-терапевтических методов мы считаем осознание своих проблем подростком, понимание их временности и возможности найти выход из самой сложной жизненной ситуации. Такие упражнения целесообразно проводить в групповой форме, потому что подросток убеждается в том, что подобные сложности испытывает не он один, что его сверстники тоже задумываются над решением проблемных ситуаций. А вместе найти способ решения бывает легче.
Основное преимущество арт-терапевтических методик в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом
Одним из методов арт-терапии является коллаж. Коллаж (французское collage, буквально – наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов.
Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму.
Главное в коллаже - возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.
Упражнение «Преодоление трудностей» (коллаж)
Цель упражнения: способствовать осознанию проблем и трудностей, которые испытывают подростки в повседневной жизни, формулированию их и нахождению способов их решения.
Задачи:
Создание условий для открытого доверительного общения, эмоциональной поддержки.
Осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих эффективному решению проблем и преодолению трудностей.
Формирование позитивного самосознания собственной личности и личности других людей.
Материал: музыка для разминки, ватманы, журналы, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы.
Ход упражнения:
Ребятам объясняется понятие «коллажа».
Классу необходимо разбиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие ничего не слышали. Каждой мини-группе выдается ватман, журналы, цветные карандаши, фломастеры, клей, ножницы. На ватмане нужно изобразить трудности подростка. Это может быть все что угодно, единственное НО: словами описывать нельзя!
К коллажу необходимо придумать название и записать на обратной стороне ватмана. Затем мини-группы по очереди показывают свои творения, сами авторы при этом молчат. Остальные группы рассказывают все, что видят на чужом коллаже. Наконец, авторы говорят название своего коллажа и рассказывают свой настоящий замысел. Когда все расскажут, коллажи передаются по кругу соседней группе.
Теперь задача каждой группы – переделать коллаж так, чтобы показать способы преодоления данных трудностей и найти конструктивное решение этих проблем. Ребята так же работают в технике коллажирования. Придумать новое название коллажа.
Обсуждение:
1. Что именно хотели отразить этим коллажем, озвучьте идею группы.
2. Что вы чувствуете, глядя на рисунок?
3. Какие чувства завладели вами в процессе выполнения задания?
(Озвучивается эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату).
4. Какая часть коллажа особенно привлекательна?
5. Какие выводы сделали для себя в процессе изготовления коллажа?
На таких занятиях тихо не бывает, ведь происходит очень сложная работа в душе подростка. За показным демонстративным поведением, смехом и шутками скрывается порой попытка показать себя далеким от проблем, успешным и сильным. Ведь именно такой образ современного молодого человека пропагандируется в молодежной среде.
Практика показывает, что подростки с энтузиазмом берутся за работу над коллажем. Но в первые минуты работы бурю эмоций вызывает рассматривание картинок в журналах. Когда проходит ажиотаж по поводу обсуждения увиденного, наступает период затишья, в который можно увидеть переживания на лицах ребят. Каждый из них ищет в картинках «свои» трудности, выбирает те изображения, которые подробнее передают содержание именно его проблемы. Случается, что неформальные лидеры группы берут в свои руки процесс составление коллажа, но те ребята, которые испытывают сложности в каких-то других жизненных ситуациях, все равно находят способ «приклеить» свою проблему хотя бы в уголок ватмана. В этом проявляется диагностический потенциал коллажирования.
Достоинство метода в том, что он не вызывает у испытуемых напряжения, связанного с отсутствием художественных навыков. Более того, процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным. Параллельно с диагностической работой проходит и терапевтическая, так как методы арт-терапии как правило оказывают благотворное влияние на человека. Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у подростков.
Коллаж помогает определить психологическое состояние человека в данный момент времени, выявить его переживания и актуальные аспекты самосознания, раскрыть потенциальные возможности.
Источники:
https://pathtoself.name/swetlana/2011/11/art-therapy-collage.html
http://3ladies.su/health/medicine/art-terapiya-uprazhneniya.html
http://www.depressia.com/suicid/prichiny-suicida-u-podrostkov
https://www.menobr.ru/question/4162443567-qqess1-15-m12-osnovnye-prichiny-podrostkovogo-suitsida
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.
Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...
Статья "Организация оптимальных образовательных воздействий для преодоления трудностей пространственной ориентировки детей с нарушением зрения"
В статье представлена система работы учителей -дефектологов: Рудяковой Е.В., Суховольской Е.В. по формированию навыков оринетировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения в условиях ДОУ....
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....
Презентация "Лингвистическая сказка как средство преодоления трудностей при изучении морфологии русского языка"
Презентацияк защите итоговой работы на курсах по ИОБ " Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении"...
Способы преодоления трудностей при аудировании в средней школе.
Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой....
«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»
В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...
"Роль учебного сотрудничества педагога и родителей в преодолении трудностей при изучении иностранного языка"
В этой статье доказывается необходимость сотрудничества учителя, ученика и родителей, как необходимого фактора при изучении английского языка. Также родители могут найти конкретные советы: как вместе ...