Проект "Интернет-зависимость - проблема современного общества"
проект по психологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Разработка программы педагогического коллектива и детсткой организации по формированию информационной культуры и профилактике компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создания единой информационной образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ 23 с.Великовечного МО Белореченский район
ПРОЕКТ
«Интернет-зависимость – проблема современного общества.»
Авторы: социальный педагог МБОУ СОШ 23 с.Великовечного МО Белореченский район
Харинова Наталья Владимировна
Педагог- психолог МБОУ СОШ 23 с.Великовечного МО Белореченский район
Попова Галина Александровна
Скоро останутся лишь две группы людей:
те, кто контролирует компьютеры,
и те, кого контролируют компьютеры.
Постарайтесь попасть в первую.
(американский специалист по менеджменту)
Пояснительная записка
Бурное развитие ИКТ-технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ученика. Вместе с положительным эффектом компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на физическое и психологическое здоровье детей и подростков. Одно из них - компьютерная зависимость. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Если человек относится к компьютеру как к техническому средству, которое облегчает жизнь, это нормально. Но если компьютер для него единственная дверь в мир, - это уже перекос.
Цель данной работы – изучение сведений о компьютерной зависимости, причин возникновения и симптомов компьютерной зависимоит.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
- Ознакомиться с литературой по данной теме;
- Получить целостное представление о компьютерной зависимости;
- Провести анкетирование среди учащихся на выявление о компьютерной зависимости.
В группу риска по мнению психологов в первую очередь входят подростки 12-15 лет. Подростковый возраст – это период формирования ценностей, расширения социальных контактов. А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате – отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. Компьютер становится бегством от реальности с ее проблемами, - утверждают психологи. –И невозможность исправить «ошибки» в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызываеть в зависимом ребенке различные легкие психические отклонения эмоционального плана- от агрессии до депрессии, от полного противопоставления себя до ухода в себя.
Следовательно, необходимы профилактические меры, направленные на предотвращение рисков компьютерной зависимости.
Исследуя данную проблему, проведя анализ социологического опроса (приложение 6), было принято решение о создании общешкольного проекта для детей и подростков «Интернет-зависимость – проблема современного общества.»
Проект направлен на формирование, развитие информационной культуры школьников и ценностного отношения к своему здоровью, формирование умений рационально использовать инструменты и технические средства информационных технологий в системе образования и содержательного досуга.
Участники проекта:
- родители подростков 10—15 лет;
- дети подросткового возраста 10-15 лет;
- педагогический коллектив.
Цель проекта
Разработка программы деятельности педагогического коллектива и детской организации по формированию информационной культуры и профилактике компьютерной зависимости школьников в рамках общешкольной концепции создания единой информационной образовательной среды.
Задачи проекта
- Разработать систему мер по формированию информационной культуры школьника
- Разработать систему мероприятий, направленных на формирование умений рационально и безопасно для здоровья использовать компьютер, мультимедийные ресурсы и ресурсы Интернет в системе образования и содержательного досуга
- Определить формы, методы и содержание деятельности органов ученического самоуправления по организации интересного, полезного досуга, формированию ценности здорового и безопасного образа жизни
- Разработать рекомендации для классных руководителей, учеников и родителей по профилактике компьютерной зависимости
Проект профилактики компьютерной зависимости среди учеников рассчитан на один год. Первый этап (сентябрь 2016-октябрь 2016) – подготовительный, второй этап (октябрь 2016) – презентационный; третий этап (ноябрь 2016-апрель 2017) – практический, четвертый этап (май 2017) – обобщающий.
Проект реализуется через деятельность, направленную на создание условий для профилактики компьютерной зависимости, на организацию просветительской и информационной работы в этом направлении, на развитие системы воспитательной деятельности в ОУ.
Проект предусматривает мониторинг результатов работы на промежуточной и завершающей стадии реализации проекта.
Реализация данного проекта позволит:
- эффективно организовать деятельность педагогического коллектива в рамках информационно-образовательной среды школы;
- создать условия для формирования у школьников ценностного отношения к своему здоровью;
- создать условия для построения личного безопасного информационного пространства школьника.
Успешная работа проекта зависит от взаимодействия «Педагог-родитель-ребенок», поэтому работа с родителями тоже учитывается, в виде анкетирования, родительских собраний, совместных мероприятий с детьми.
Оценка результатов работы в рамках проекта осуществляется в соответствии с программой мониторинга, основными инструментами которой являются: социологические опросы, анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы.
Краткое содержание деятельности по реализации проекта
1-й этап (сентябрь-октябрь) – подготовительный:
- анализ реальной ситуации по данной проблеме;
- диагностика интересов и направлений занятости учащихся во внеурочное время;
- анкетирование родителей;
- составление плана реализации проекта;
- определение стратегии и тактики деятельности.
2-й этап (октябрь) – презентационный
- планирование презентации проекта;
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта.
3-й этап (ноябрь-апрель) – практический
- организация работы целевых групп в соответствии с планом реализации проекта, привлечение социальных партнеров;
- организация и проведение воспитательных мероприятий (информационно-профилактических, творческих, исследовательских);
- разработка рекомендаций педагогам, родителям и ученикам по профилактике компьютерной зависимости;
- разработка памятки для учеников по использованию ресурсов сети Интернет;
4-й этап (май) – обобщающий
- обработка результатов мониторинга;
- анализ результатов реализации проекта в соответствии с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития.
Управление реализацией проекта
Управление реализацией проекта отвечает следующим требованиям:
- обеспечение соответствия целей и результатов проекта общим целям ОУ;
- разработка оптимальной организационной структуры управления реализацией проекта;
- повышение эффективности работы всех целевых групп;
- обеспечение своевременного контроля эффективности реализации проекта.
Управление реализацией проекта предполагает:
- управление людьми (оказание влияния на поведение и действия людей, корректировка их деятельности, направленной на достижение цели).
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.
- управление деятельностью (выполнение функций анализа и планирования);
- создание системы мониторинга результативности и эффективности реализации проекта.
Календарный план деятельности социально-психологической службы по профилактике компьютерной и игровой зависимости
№п/п | Сроки проведения | Содержание мероприятий | Примечания |
1. | Сентябрь-октябрь | Психологическая акция «Социологический опрос» ТЕСТ «Не грозит ли вам игровая зависимость?»
|
|
2. | Ноябрь-декабрь |
|
|
3. | Январь-февраль |
|
|
4. | Март-апрель |
|
|
Литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – Москва-Воронеж. – 2000.
2. Азарова Р.И. Досуг современной молодежи//Внешкольник. – 2003.
3. Борытко Н.М. Досуг в пространстве воспитания//Внешкольник. – 2002.
4. Гундарева И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками//Воспитание школьников. – 2005. - № 9.
5. Крылова Н.Б. Школа без детей. – М., 2002.
6.Караковский ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва 1993г.
7. Крутецкий В.А. Психология учебник для учащихся педагогического училища2 - е изд. Переработано и дополнено М.Просвещение 1986г.
8. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. – СПб., 2005.
9. Корнеева Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом//Мир семьи. – 2004.
10. Кузнецов Г. Поход за силой//Компьютера. – 2000.
11. Курганский С. М. Организация досуговой деятельности младших школьников//Завуч начальной школы. – 2004.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика Курс лекций учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения и слушателей ИПК и ФПК - М.: Прометей, Юрайт, 1998г.
13. Леонтьева А Н. Россия молодая//Воспитание школьников. – 2003.
Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе//Дошкольное воспитание. – 2001.
14. Никитина Н.И., Глухова М.Р. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2005.
15. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003
16. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать//Физкультура в школе. – 2002.
17. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005
18. Розин В.М. Культурная деятельность подростка в контексте современной подростковой культуры//Школьные технологии. – 2000.
19. Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001
20. Соболева Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка//Женское здоровье. – 2000.
21 Сонькин В.Н. Чем занимаются наши дети//Здоровье детей. – 2003
22. Стукова О.В В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях!//Аномалия. – 1996
23. Федоров А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием»//Педагогика. – 2004
24. Цымбаленко С.Б. Российские подростки в информационном мире//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 325. Чудинова В.П. Социализация ребенка и медиа//Школьная библиотека. – 2004.
26. Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. – 2001.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в рамках проекта по профилактике компьютерной зависимости
Эффективность решения проблемы риска компьютерной зависимости у учащихся определяется рядом организационно-педагогических условий, которые определяются как совокупность педагогических ситуаций, процессов и отношений, созданных в образовательном пространстве ОУ, которые дают возможность его участникам формировать и успешно реализовывать свою ценностную позицию по отношению к роли и значению компьютера в организации учебной и досуговой деятельности учащихся.
Среди таких условий мы выделяем:
- системная организация информационно-просветительской профилактической деятельности;
- целенаправленная работа по включению учащихся школы в систему творческой, исследовательской, проектной деятельности;
- разработка и реализация альтернативных досуговых программ, (системы мероприятий), направленных на развитие круга интересов школьников, вовлечение их в разнообразные формы полезного досуга.
Информационно-просветительская деятельность в рамках проекта предполагает организацию системы работы классных руководителей, социально-психологической и библиотечной службы, работу учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, детского актива.
В зависимости от аудитории и целевых установок формы работы могу быть разнообразными. Важным условием, обеспечивающим эффективность работы, на наш взгляд, является применение активных форм педагогической деятельности, интерактивных технологий, где школьники сами добывают и осваивают знания, формируют собственные позиции, ценностные отношения, принимают решения, активно действуют.
Тематика:
- акция «Подари улыбку миру»
- классные часы на тему «Здоровым быть модно»;
- конкурс газет и плакатов;
- диспут «Компьютерные игры в моей жизни!»;
- акция «Подарим детям праздник»
- Создание картинной галереи.
Досуговая деятельность формирует способность адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности, организовывать и планировать сотрудничество и совместную деятельность с педагогами и учениками.
Психологические акции. Одним из способов взаимодействия учащихся, педагогов и администрации школы является психологическая акция, посредством которой коллектив объединяется в едином творческом процессе, проходя путь от внешнего к внутреннему диалогу.
Цель:
Улучшение психологического микроклимата школьной среды путем формирования коммуникативных отношений педагогов и обучающихся.
Развивающие задачи:
• Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности учащихся.
• Развитие рефлексии.
• Развитие мотивационной сферы.
• Развитие и осмысление системы личных жизненных ценностей у учащихся и педагогов.
• Расширение представлений о мире человеческих чувств и переживаний.
Коррекционные задачи:
• Решение проблем лидерства и отвержения в классном коллективе.
• Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.
Просветительские и психопрофилактические задачи
• Формирование общего настроения оптимистической тональности в школе, настрой на «психологическую волну».
• Стимулирование интереса к психологическим знаниям.
• Удовлетворение потребности школьников в эмоциональных переживаниях.
Психологическая акция «Социологический опрос»
(Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. М.Р.Битяновой. — Питер, 2002.)
Предложенная М.Р.Битяновой психологическая акция позволяет провести работу одновременно с большим количеством детей. Основанная на предоставлении учащимся средних и старших классов возможности совершить свой личный выбор, эта игра-акция позволяет ребенку задуматься о своей личности, а психологу выявить особенности ценностных ориентации, направленность и устремления ребенка в различных сферах жизнедеятельности.
Н.Б.Левина сформулировала следующие задачи этой игры-акции:
- осмысление подростками представлений о смысле жизни, счастье, ценностях, жизненных планах;
- предоставление учащимся возможности совершить личный выбор;
- объединение детей и взрослых, предоставление им возможности для общения на «высокие» темы;
- профилактика отчуждения в системе взаимоотношений «учитель — ученик».
Эта акция проводится достаточно быстро, ее результаты, по мнению М.Р.Битяновой, интересны, информативны и познавательны. Они демонстрируют, что учащиеся школы являются целостным организмом с такими разными и одновременно схожими взглядами на жизнь.
Опрос может проводиться во всей средней и старшей школе одновременно, а также среди учителей и классных руководителей, которые могут заполнять бланки опросника вместе со своими детьми. Анкеты заполняются на перемене либо на классных часах.
Бланк социологического опроса.
1.Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее для человека? Отметь ее.
- Профессиональная карьера — Хорошая дружная семья.
- Крепкое здоровье — Яркая, насыщенная событиями жизнь.
- Близкие друзья и любимые люди — Интересная, доходная работа, не оставляющая свободного времени
2.Где вы проводите время за компьютером?
- Дома;
- В школе;
- У друзей;
- Везде, где только можно.
3.С какой целью вы используете компьютер?
- Для учебы;
- Для игры;
- Для подготовки к будущей профессии.
4.Есть ли у вас дома игры агрессивной направленности?
- Да;
- Нет;
- Не знаю.
5.Сколько времени в течение суток ты проводишь за компьютером?
- Менее часа;
- Более двух часов.
6.Считаешь ли ты, что подолгу сидеть за компьютером – это опасно?
- Да;
- Нет;
- Не очень.
7. Чем бы вы хотели заниматься в свободное время?_______________________
Родительское собрание.
Тема 8. УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ КИБЕРЗАВИСИМОСТИ И ИГРОМАНИИ
Цели: популяризация сведений по вопросам новых зависимостей; повышение уровня культуры семейного воспитания.
Задачи: ознакомить с новыми зависимостями и возникшими в связи с этим проблемами; обозначить причины появления. зависимостей; провести анкетирование, дать полезные советы; показать взаимосвязь ошибок семейного воспитания и возникновения зависимостей;
дать рекомендации по выявлению игровой и компьютерной зависимости.
Подготовительная работа: подбор литературы; подготовка родителей к выступлениям; приглашение специалистов; подготовка и распечатка памяток, анкет, рекомендаций.
Участники: классный руководитель; родители; психолог; врач-педиатр.
Эпиграф: «Зависимость - отношение одного явления к другому, как результата к причине; подчиненность другим, чужой власти, воле». (Из толкового словаря)
Ход собрания
В начале встречи, еще до прослушивания информации и рекомендаций по теме, психолог предлагает родителям заполнить анкету. Классному руководителю и психологу для коррекции поведения учащихся и последующей работы с ними необходимы сведения, как можно более правдиво отражающие состояние вопроса в данном классном коллективе.
- Где ваши дети проводят время за компьютером?
- - дома;
- -в школе;
- -у друзей;
- - везде, где только можно.
- С какой целью ваши дети используют компьютер?
- - для учебы;
- - для игры;
- - для подготовки к будущей профессии;
- - для расширения кругозора..
3. Есть ли у вас дома компьютерные игры агрессивной направленности?
- -да;
- -нет;
- - не знаю;
- - не интересовались.
4. Вы считаете, что сидеть подолгу за компьютером - это опасно?
- -да;
- - нет;
- - не очень;
- - не очень, если контролировать.
5. Влияют ли положительно ваши разъяснительные беседы на «компьютерное» поведение ваших детей?
- -да;
- -нет;
- - слабо.
6. Вас уже что-то взволновало в поведении ваших детей в связи с приобретением компьютера?
- - проблемы зрения;
- - слишком увлечен Интернетом;
- - игры стали мешать учебе;
- - мало двигается;
- - возникают вопросы с поведением.
Классный руководитель. От чего только ни приходится родителям оберегать своих детей: гриппа, дурного влияния компании, аллергии, рано проснувшихся чувств, от нездоровых пристрастий и т. д.
А современная жизнь все добавляет новые вопросы. Развитие общества, достижения человеческого ума и рук человеческих всегда приносили наряду с положительным новые проблемы. Появился спирт, применили в медицине (лекарства, отличный антисептик), но возникла и проблема алкоголизма. Наркотики принесли облегчение страданий для тяжелобольных, но и породили целое племя наркоманов. Прекрасно служит человеку атомная мощь, но небрежность, неосторожность и безответственность привели к Чернобылю. А агрессивность - к Хиросиме. Лазер в медицине с одной стороны и лазерные войны - с другой, и т. д.
Но человечество не может оставаться на месте. Прогресс, движение вперед - это норма его жизни. Человеку не уйти ни от нового, ни от появляющихся в связи с этим проблем. Выход только один: необходимо иметь полные сведения о том, что он, человек, порождает к существованию. А уж тем более, иметь как можно больше сведений о тех проблемах, которые в связи с этим придется решать. Новые компьютерные технологии не могли не оказать влияния на людей, на их успехи, здоровье, психику. Сначала шел процесс адаптации. Согласитесь, что даже к новой одежде или обуви человеку приходится привыкать. Но когда все становится привычным, повседневным, то с ним уже не хочется расставаться. Гак получилось и с компьютером. Для многих - это предмет повседневного пользования.
Но хорошо, если компьютер используется для работы, в образовательных и других полезных целях. А если он начинает потворствовать миру страстей? Если он лишает человека нормального живого общения? Если вторгается в сферу здоровья и оказывает на него отрицательное воздействие?
К сожалению, многим людям присуще ахать, разводить руками и предпринимать что-то уже по факту. Но ведь лучше изучить вопрос, а вооружившись знаниями, принять профилактические меры и не допустить беды. Профилактика сохранит здоровье и финансы. Весь мир встал на борьбу с новой зависимостью - компьютерной. Предприимчивые люди нашли еще одну возможность умножать свои богатства. Мощь индустрии производства игр для компьютеров и мобильных телефонов велика. Родители всего мира бьют тревогу. Игромания (психическая зависимость от компьютерных и других видов игр) все больше вторгается с сферу физического и психического здоровья человека. Тревожность и агрессивность, тяга к получению энергетической «подпитки», прильнув к монитору, характеризуют игромана.
Одни родители, уже осознав всю пагубность компьютерного пристрастия, пытаются как-то вмешаться в прогрессирование зависимости, которая начала развиваться в болезнь. Именно в болезнь. И это признано уже официально.
Другие же считают, что лучше, если дети проводят свое врем и у компьютера (пусть лучше играют!), чем находятся в окружении непонятной уличной или дворовой копании. О третьем варианте, более полезном и здоровом времяпровождении задумывается, к сожалению, далеко не каждый. Вот так родители и помогают детям втянуться в виртуальный мир чудес.
От чрезмерного увлечения компьютером падает зрение, становятся вялыми, малоподвижными или, наоборот, впадают в депрессию. Отрицательно это сказывается и на формировании растущего, еще не окрепшего организма . А еще не устоявшаяся личность теряет чувство реальности, так как идет отождествление с героями виртуального мира. Подростки становятся агрессивными.
Врач-педиатр
Наши «заласканные» и «задаренные» дети, инфантильные, не готовые к условиям и требованиям реальной жизни, или, наоборот, дети, за жизнь и развитием которых не следят родители, которым позволено подолгу где-то бродить (а они все чаще используют это время, для того чтобы «зависнуть» в Интернете или спустить даже «обеденные» деньги у автоматов), чаще всего попадают в зависимость.
Родитель 1. Я согласна, что вина во многом лежит на нас, родителях. То у нас не хватает времени на детей из-за загруженности на работе, то мы уходим в мир своих личных переживаний. Вот и растут наши дети сами по себе, так, как у них это получается. И если сын не носится, даже не пообедав, до темноты в дворовой компании, «гоняя», как они выражаются, в футбол, а сидит за компьютером, то мы и довольны. Вроде бы дома, на глазах, без влияния соседского хулигана. А то, что он, впившись глазами в экран, ожесточенно расстреливает монстров (и только ли их?), мы зачастую и не замечаем. Или просто не обращаем на это внимания. Дома, тихо, спокойно. И ладно. А следовало бы и задуматься, и побеспокоиться. Сегодня он выплеснул свою агрессию в игре, А завтра, какая мысль может прийти ему в голову? На что или кого ему захочется выплеснуть эту агрессию? Он может отправиться с такими же ребятами, как сам, проигрывать деньги в автоматах. Вместе интереснее, да и выигрышем можно похвастаться, укрепить свой авторитет, угощая подростков пивом или сигаретами. Есть немало примеров, когда подобные, агрессивно настроенные компании подростков срывают гное зло на безвинных людях, совершают кражи и разбои. Деньги ми игру кончились, и их надо где-то раздобывать.
Родитель 2. Тихие и спокойные дети, не всегда понятые и принятые одноклассниками (а еще хуже - своими родителями) могут тоже запутаться в сетях Интернета и азартных компьютерных или других игр. Я бы посоветовала родителям как можно больше общаться со своим ребенком, особенно подростком, с его еще не устоявшейся и легко ранимой психикой. Поддерживайте его во всех интересных начинаниях. Помогите ему остановиться на чем-то не только интересном, но и полезном. Развивайте инициативу, талант, способности. Старайтесь создавать ситуации его общения с одноклассниками и другими людьми. Постарайтесь удержать ваших детей в мире реальных возможностей, раскрывайте всю красоту человеческой жизнедеятельности. Я начала эту работу с развития интереса моей дочери к ее любимому занятию. Помогла, поддержала, предоставила возможность развивать ее интерес, реализовать свой потенциал. Постоянно стараюсь подчеркнуть будущие реальные возможности в связи с занятием любимым делом. Не оставляю без внимания и поощрения (не обязательно материального, хотя и это частично присутствует) ни один из ее успехов. Хочу еще обратить внимание, что если даже в процессе воспитания вами что-то и упущено, то постараться все исправить вам поможет приобретение новых знаний по проблеме. Каждый родитель должен прежде всего знать симптомы компьютерной зависимости.
Врач-психотерапевт. Что же должно настораживать родителей?
• Во-первых, то, что ваш сын (дочь) проводят за компьютером большую часть своего свободного времени. Некоторые их них доводят это время до 6-10 часов в сутки.
• Уход от друзей реальных к виртуальным - это тоже один из признаков зависимости.
• Когда родители все-таки замечают, что игра становится дли подростка смыслом и содержанием его жизни, они налагают запрет на чрезмерное увлечение. Если в подобной ситуации подросток не просто расстроен, а очень тревожен и даже агрессивен, то из этого следует, что его уже коснулась проблем л компьютерной зависимости.
• Могут начаться обман, пропуски школы, потеря интерес» к ранее любимым занятиям (тому же футболу), постоянное требование денег на покупку новых игр или дополнительную, не предусмотренную семейным бюджетом, оплату Интерне та - все для того, чтобы посидеть лишний раз за компьютером, коснуться своего мнимого могущества в виртуальном миро,
• Если подростка игра захватывает до такой степени, что он, бывший чистюля, уже не обращает внимания на свой внешний вид и личную гигиену, а порой забывает даже поесть, знайте, что это тоже тревожный симптом.
А еще лучше помните о том, что предотвратить болезнь легче, чем лечить. Но для этого, конечно, необходимо время, внимание к ребенку и его проблемам (даже повзрослевшие, они для нас всегда - наши дети). Взаимопонимание и душевное тепло помогут избежать беды. Ведь это наши дети, то, что мы ценим в жизни даже выше собственного здоровья. Как стараемся мы, родители, не щадя своих сил и здоровья, сделать так, чтобы у детей в жизни все сложилось. Притом лучше, чем у нас самих. А для этого необходимо не упускать ни один момент из жизни своих детей. Тем более те, что так опасны для их здоровья и будущего жизненного благополучия.
Психолог. И чем раньше родители начинают прилагать усилия, тем меньше затрат здоровья и финансов, тем эффективнее результат. Потому что это профилактика, предупреждение всех тех негативных, в плане морального, физического здоровья и финансового благополучия, явлений, которые влечет за собой зависимость. В процессе нашей беседы мы уже заостряли ваше внимание на том, что компьютерной зависимости больше подвержены те подростки, которые имеют низкую самооценку. Именно через денежные выигрыши и виртуальные победы они и стремятся самоутвердиться. Опасен и повышенный уровень внушаемости. Лидер с сильной волей и отрицательными наклонностями может увести такого подростка куда угодно. Это та слабая, «ведомая» личность, с поведением которой мы знакомили вас в предыдущих беседах. Такие подростки испытывают большие трудности в принятии собственных решений. Из таких вырастают несамостоятельные, безынициативные, полагающиеся на волю случая люди, которые несут в семьи и судьбы других разочарования и разорение.
Дети в семье должны быть вашими друзьями и союзниками. Старайтесь держать их в курсе семейных дел и проблем, закаляя их психику, обучая разумному и достойному выходу из непростых жизненных ситуаций. Их мнение должно рассматриваться как равное, а по возможности, и приниматься в расчет. Это повышает их самооценку, укрепляет веру в себя, свою значимость, свои силы и возможности. А в семьях чаще всего родители, подавляя своим авторитетом, зарубают на корню всю детскую инициативность и самостоятельность. Всегда ли ваши дети в курсе ваших рабочих дел (хотя бы частично, что может быть им интересно и полезно знать). Находите ли вы время, чтобы по-настоящему поинтересоваться (а не просто бросить фразу вскользь) их учебными и другими проблемами? В подобных разговорах всегда скрывается масса полезной для воспитания информации.
Уход в компьютерную бездну часто происходит именно из-за того, что взрослые просто не замечают своих детей, «не берут их в расчет», как говорят дети.
Специалисты московского Центра виртуалистики при Институт человека РАН считают, что детям до 12 лет нельзя сидеть за компьютером ночью. А в дневное время этому занятию можно уделять не более 2-3 часов. После 12 лет подростки уже в состоянии различать виртуальные и реальные образы. Но все равно стоит остерегаться и не злоупотреблять временем нахождения за компьютером Ведь развитие и становление организма, психики у каждого ребенка происходят по-разному. Учет индивидуальности этого развития обязателен, так как влияние на организм и психику напрямую зависит от этого. Особенно опасны ночные бдения за компьютером (и за 2 часа до сна они тоже не желательны).
Мы уже пришли к выводу, что компьютер и Интернет должны стать полезной реальностью нашей жизни. Поэтому в большинстве своем подросткам следует использовать его именно как полезное устройство для получения дополнительной информации, подготовки доклада, уточнений по вопросам, расширения кругозора и т. д. Если же говорить об играх, то, чем меньше в них присутствует элемент агрессивности, тем лучше. Вы интересуетесь, какими играми увлечены ваши дети?
Классный руководитель. Оказывайте детям помощь в решении их детских и подростковых проблем. Не оставляйте их один на один с нерешенными вопросами. Помогайте им наметить правильные жизненные цели. Уберите из детского поведения напряжение и эмоциональный дискомфорт. В противном случае это скажется на их большей тяге к играм всякого рода. Они станут искать в них расслабление, уход от проблем и непонимания этого мира.
Родительский контроль времяпровождения детей - тоже важный момент в воспитательном процессе. Трудовые обязанности, к которым ребенок должен быть приучен с детства, тоже оставляют меньше места для ненужных мыслей и поступков. Необходимы также контроль расхода карманных денег, их ограничение; денег, которые получены на питание в школе и т. д. На многих других воспитательных моментах мы уже заостряли ваше внимание ранее. Однако в жизни не все можно предусмотреть. Поэтому и надо владеть всей информацией по вопросу.
МИНУТА В ДЕНЬ
У нас есть огромный материал для изучения детской души – наше собственное детство, запечатленное в глубинах памяти, влияющее так или иначе на всю нашу взрослую жизнь. Мы помним свое детство, МЫ ПОМНИМ ВСЕ, нам только кажется, что мы почти все забыли, потому что одни воспоминания накладываются на другие, третьи, четвертые… Так трудно достать лежащее в глубине, на дне, но ведь оно там есть. Так свежий снег заносит ранее выпавший, и еще, и опять…
Вспомним, какими бесконечно длинными были сутки в далеком детстве, какая необозримая даль – от утра до вечера! Проснувшись и вовсе не залеживаясь, мы успевали слетать на Солнце, к реке Умывания вела извилистая Тропа Одевания, порядочно утомительная; на Холмах Завтрака мы строили пирамиды из манной каши, не торопясь, ибо знали, что Долина Обеда еще скрыта в тумане, а Горы Ужина – по ту сторону горизонта. Каким малореальным, почти несбыточным было «завтра», каким несуществующим – «послезавтра», а уж «через неделю» - вообще химера, не может быть!
Мы казались взрослым нетерпеливыми, невнимательными, бестолковыми, безответственными… Они не понимали, что наш мир несравнимо подробнее их мира, что наше время во много раз емче, плотнее. Сравнили: их минута и наша минута! За нашу мы успевали раза по три устать и отдохнуть, раза по два расстроиться и утешиться, захотеть спать и забыть об этом, поболтать ногами, посмеяться, подраться и помириться, заметить ползучего жучка и придумать о нем сказку, и еще раз посмеяться, забыв над чем, и еще чуть-чуть вырасти и чуть-чуть повзрослеть… А они только и успевали, что сделать какое-нибудь замечание…
Если хотите понять себя, то хотя бы минуту в день сосредотачивайтесь на воспоминаниях детства, живите в них.
Воспоминание – мостик к вживанию. Если трудно с ребенком, если чувствуете, что не понимаете его, всего лишь МИНУТУ В ДЕНЬ отдайте воспоминанию о себе в том же возрасте, в положении близком, подобном, хоть в чем-то схожем. Усилие не пропадет, найдется, может быть, неожиданное решение…
Занятие по профилактике компьютерной зависимости
Цель: информирование о последствиях злоупотребления компьютером у подростков.
Возраст целевой группы: 10-15 лет
Продолжительность мероприятия: 1,5 часа
Необходимые материалы: ватман, карандаши, фломастеры
Ход мероприятия
- Упражнение с лентами.
На небольшое кольцо по кругу привязываются цветные ленточки раной длины и ширины. Теннисный мячик кладется в центр кольца.
Инструкция: вызывается участник, который считает, что он уверен в себе. Ему предлагается, взявшись за концы двух ленточек (это обязательное условие), перенести мячик в другое место (способ достижения результата не важен).
Итог: выполнить упражнение возможно натянув все ленточки, призвав на помощь несколько участников.
Вывод: Повышается самооценка и авторитет того ребенка, который догадается, как это сделать. Если мяч (жизнь) висит на одной ленте (одна ценность жизни), то обрезав ее (лишить), лишается жизни. Если ленточек (ценностей) много, то лишившись одной, нас поддержат другие. Нужно расширять сферу своих интересов, наполнять свою жизнь.
Психолог:
По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более 2-х часов в день. Это же касается тех, кто ночи напролёт «сидит» в Интернете.
Зависимость – это особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь. Вначале – удовольствие и наслаждение, но через некоторое время требуется всё больше сил, времени и оно поглощает всю жизнь человека.
Противоположностью зависимости является независимость – понятие, тождественное свободе. Свобода для человека – это свобода выбора между самовыражением и рабством зависимости. Свобода выбора присутствует только в случае самовыражения.
Разминка участников: «Парковка»(5 мин)
Участники сидят в кругу. Ведущий дает установку: «Мы с вами — большая парковка с машинами, одной машине не хватило места...». Один человек стоит в центре круга (не хватило стула). Участники молча, глазами, должны договориться друг с другом и быстро поменяться местами. А участник, стоящий в центре круга, должен успеть занять свободное место.
«Рисунки» (Визуализация представлений подростков о компьютерной зависимости) 20 мин.
Все участники делятся на две группы. После этого первой группе предлагается нарисовать человека зависимого от компьютера, а второй — не зависимого. Затем идет обсуждение, какими свойствами они обладают, описание его обыкновенного дня, в чем между рисунками разница.
Метафора.
Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные! – обратился к ним падишах, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он повел своих подданных в сад, в углу которого была огромная железная дверь с огромным замком. «Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем», сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головой, другие стали разглядывать замок, третьи неуверенно начали толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и со всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и – о чудо! – она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы.
Игра «Новые рамки»
Игра основана на принципе самофутурирование. Самофутурирование – это перенесение предвосхищаемых картин будущего в психологическое настоящее подростка и придание им яркости при помощи визуального воображения. Они помогают подростку создать образ «Я – будущего».
Цель: помочь подросткам оптимистически относиться к жизни.
Материалы: рамки из картона. На всех сторонах одной из них написаны различные пессимистические высказывания, например: «Я ничего не могу с этим поделать», «Все ополчились против меня», «Мы живем в никудышнем мире», «Все так безнадежно». Другая рамка изготовлена из цветовых панно, которые нравятся ребенку, написаны оптимистические фразы: «Я справлюсь!», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей», «Жизнь прекрасна!».
Для каждого участника приготовить рамку из белого картона, восковые мелки, 2 фотографии (одна грустная, другая - веселая), листы цветного картона.
Инструкция: Я принесла вам две большие фотографии. Каждый раз я буду показывать эти фотографии в новых рамках, чтобы вы могли определить, влияет ли на ваше восприятие цвет рамки.
Прикладывайте сначала веселую фотографию на разноцветный картон.
Как разный цвет рамок влияет на ваше настроение.
Когда мы смотрим на мир, мы также использует разноцветные рамки. Только эти рамки из наших мыслей. Как вы смотрите на мир через пессимистическую рамку. Когда вы смотрели на мир через такие рамки.
Иногда мы используем оптимистические рамки. Приведите примеры.
Каждому ребенку выдаются рамки, которые он украшает, как ему хочется.
Анализ:
- Как получается, что одни люди смотрят на мир в основном через грустные рамки, а другие – через радостные?
-Как ты себя чувствуешь, когда ты смотришь на мир через рамки, которые ты сам себе создал?
-Чьи рамки тебе нравятся больше?
-Трудно ли было украшать рамки?
-Чего ты сможешь достигнуть, если будешь смотреть на мир через радостные рамки.
Завершение работы
Обсуждение полученной информации. Подведение итогов. Получение обратной связи.
Рекомендации подросткам
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
Спасибо всем за участие!
Приложение 6
Анализ социологического опроса
В ходе подготовки проекта нами была проведена социологический опрос «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 6- 8х.
девочки | мальчики | |
6-8 классы | 91 участница | 89 участников |
Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
В опросе затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера, телевидения и телефона в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.
Из представленных в диаграмме данных мы видим, что родители детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент родителей не задумывались над этим вопросом и. Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.
Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга
Вид деятельности | девочки 6-8 кл | Маольчики 6-8 кл |
гуляю | 68% | 100% |
играю в компьютер | 47% | 61% |
слушаю музыку | 42% | 50% |
читаю | 37% | 33% |
отдыхаю | 37% | 44% |
кружки | 32% | 33% |
помогаю дома | 58% | 67% |
смотрю ТВ | 42% | 50% |
муз.школа | 26% | 11% |
спорт | 11% | 50% |
Худ.школа | 26% | ----- |
велосипед | 47% | 78% |
Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков.
Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки.
Также опрос определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков.
Мы выяснили, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что для мальчиков главная цель приобретения компьютера – компьютерные игры и работа над докладами и рефератами. Это говорит о том, что мальчики большое внимание уделяют не только играм, но и учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обществознания в 6 классе "Проблемы современного общества"
Технологическая карта урока Предмет Обществознание Класс 6 «А»Базовый учебник А.И. Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание 6 класс», М.,...
Детская жестокость — проблема современного общества.
Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? ...
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде - проблема современного общества
Сущность агрессивного поведения проявляется в анализе его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера– гнев, месть враждебность, злость, отвращение, в...
проблемы современного общества
В данном материле содержится проблемы современного общества и их решение....
МУСОР – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
МУСОР – ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА...
Агрессия подростков как социальная проблема современного общества
Агрессия подростков в соверменном обществе уже стала нормой. Еженевно тысячи людей сталкиваются с агрессивностью детей, мало кто понимает, что могло повлиять на такое их, неприемлемое для общества, по...
Коррупция - проблема современного общества
Коррупция является одной из самых острых проблем нашего общества. Данная тема является является актуальной на протяжении всей человеческой истории. Урок содержит в себе историю, причины и последствия ...