Детско- родительские отношения. Тест- опросник «Подростки о родителях»
тест по психологии на тему

Король Елена Викторовна

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие—эмоциональное отвержение, психологический контроль—психологическая автономия, скрытый контроль—открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostki_o_roditelyah.docx55.53 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день. С помощью специальных тестов мы можем понять, какая обстановка царит в семье и как это отражается на хрупкой личности ребенка.

Тест «Подростки о родителях»

(автор Шафер, модифицирован З. Матейчиком и П. Ржичаном)

Описание:

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие—эмоциональное отвержение, психологический контроль—психологическая автономия, скрытый контроль—открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в Чехословакии на выборке молодежи показало необходимость его переработки и адаптирования к социокультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З. Матейчиком и П. Ржичаном в 1983 г.

В ходе международного научного сотрудничества лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева с Институтом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методика была апробирована на подростках 13-18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации.

Инструкция:

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:

«Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру "2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру"1". Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), обведите цифру"0"».

Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполняют бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в применении к отцу.

Тестовое задание:

Мой отец (моя мать)

Да

Частично

Нет

1

Очень часто улыбается мне

2

1

0

2

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

2

1

0

3

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

2

1

0

4

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

2

1

0

5

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

2

1

0

6

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

2

1

0

7

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8

Постоянно жалуется кому-то на меня

2

1

0

9

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10

За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает

2

1

0

11

Очень любит делать что-нибудь вместе

2

1

0

12

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

2

1

0

15

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

2

1

0

16

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

2

1

0

17

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

2

1

0

18

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

2

1

0

19

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

2

1

0

20

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет

2

1

0

21

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

2

1

0

22

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

2

1

0

23

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

2

1

0

24

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

2

1

0

25

Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

2

1

0

26

Часто хвалит меня за что-либо

2

1

0

27

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

2

1

0

28

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30

Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет

2

1

0

31

Старается открыто показать, что любит меня

2

1

0

32

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

2

1

0

33

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

2

1

0

34

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

2

1

0

35

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

2

1

0

37

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

2

1

0

39

Всегда легко меня прощает

2

1

0

40

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо

2

1

0

42

Постоянно указывает мне, как себя вести

2

1

0

43

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

2

1

0

44

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

2

1

0

45

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

2

1

0

46

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

2

1

0

48

Пренебрегает мною, как мне кажется

2

1

0

49

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость

2

1

0

50

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

2

1

0

Обработка сырых данных:

После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов.

К шкале позитивный интереса относятся вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46.

К шкале директивности — 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47.

К шкале враждебности — 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48.

К шкале автономности — 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49.

К шкале непоследовательности — 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.

Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами.

Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т. е. 3. Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 — то измеряемое качество выражено вполне отчетливо.

Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.

Интерпретация шкал:

1. Оценка матери сыном.

Шкала позитивного интереса.

Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверх опеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности.

Директивность матери по отношению к сыну подростки видят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жертвует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправильное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вызывающие положительные эмоциональные отношения, отрицательно коррелируют с директивной формой взаимодействия матери и подростка.

Шкала враждебности.

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком характеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в межличностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как правило, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвердить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подростку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скромность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью, которой является стремление унизить их в глазах окружающих. Наряду с этим, постоянно (главным образом на вербальном уровне) демонстрируется положительная активность, ответственность за судьбу сына.

Шкала автономности.

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакальность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чувствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться. При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываются не характерными для автономности матерей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мнению сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, не вовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности.

Непоследовательность проводимой матерью линии воспитания оценивается подростками как некое чередование (в зависимости от степени информативной значимости) таких психологических тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недоверчивая подозрительность. Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

2. Оценка отца сыном.

Шкала позитивного интереса.

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним. Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцовского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологическое принятие сына отцом основано, прежде всего, на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочтение логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается какого-либо рода конформизм.

Шкала директивности.

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в форме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, основанного на фактических достижениях и доминантном стиле общения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, исключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует некоторой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности.

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнением, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетворить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуштровать своего сына в соответствии с принятым в данном обществе и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок. Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к непосильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим проявляется полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же время по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержением по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя человека». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отношение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности.

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в формальном отношении к воспитанию, в излишней беспристрастности в процессе общения. Взаимодействие основывается на позициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слишком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объяснениями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Часто его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению, сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности.

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие: подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожурит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения последнего в том, что это больше не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т. п.

При сравнении практики матерей и отцов мальчиками-подростками выявляются следующие характерные различия. При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверх опеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале директивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери более склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Также матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждебность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов — это скорее тенденция к комфортности по отношению к окружающим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у матерей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отношении подростков, а у отцов — отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей противоположностью силе и недоверию является уступчивость и гиперпроективность, а у отцов — доверчивость и конформизм.

3. Оценка матери дочерью.

Шкала позитивного интереса.

Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности — с другой. Наряду с этим, девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.

Шкала директивности.

Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях и не приветствуя при этом выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности.

Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности, к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности.

Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности.

Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого — к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

4. Оценка отца дочерью.

Шкала позитивного интереса.

Дочери описывают позитивный интерес отца как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т. е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя.

Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности.

Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности.

В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверх требовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением — с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что в свою очередь обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности подростка.

Шкала автономности.

Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующей параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности.

Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний — максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступает доверие и подчиняемость. У отцов же доминирует уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю за поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим, выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляется упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что исходит из претензий отца на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступает жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми.

Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием — у матерей.

Приложение

инструкция:

«Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру "2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), обведите цифру"1". Если же, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), обведите цифру"0"».

Тестовое задание:

Мой отец

Да

Частично

Нет

1

Очень часто улыбается мне

2

1

0

2

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

2

1

0

3

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

2

1

0

4

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

2

1

0

5

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

2

1

0

6

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

2

1

0

7

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8

Постоянно жалуется кому-то на меня

2

1

0

9

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10

За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает

2

1

0

11

Очень любит делать что-нибудь вместе

2

1

0

12

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

2

1

0

15

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

2

1

0

16

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

2

1

0

17

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

2

1

0

18

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

2

1

0

19

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

2

1

0

20

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет

2

1

0

21

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

2

1

0

22

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

2

1

0

23

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

2

1

0

24

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

2

1

0

25

Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

2

1

0

26

Часто хвалит меня за что-либо

2

1

0

27

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

2

1

0

28

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30

Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет

2

1

0

31

Старается открыто показать, что любит меня

2

1

0

32

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

2

1

0

33

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

2

1

0

34

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

2

1

0

35

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

2

1

0

37

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

2

1

0

39

Всегда легко меня прощает

2

1

0

40

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо

2

1

0

42

Постоянно указывает мне, как себя вести

2

1

0

43

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

2

1

0

44

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

2

1

0

45

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

2

1

0

46

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

2

1

0

48

Пренебрегает мною, как мне кажется

2

1

0

49

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость

2

1

0

50

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

2

1

0

Тестовое задание:

Моя мать

Да

Частично

Нет

1

Очень часто улыбается мне

2

1

0

2

Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет

2

1

0

3

Обладает недостаточной терпеливостью в отношении меня

2

1

0

4

Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться

2

1

0

5

Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает

2

1

0

6

Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться

2

1

0

7

Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8

Постоянно жалуется кому-то на меня

2

1

0

9

Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10

За одно и то же один раз наказывает, а другой — прощает

2

1

0

11

Очень любит делать что-нибудь вместе

2

1

0

12

Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13

Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал

2

1

0

14

Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу

2

1

0

15

Отказывается от многих своих дел в зависимости от моего настроения

2

1

0

16

Пытается развеселить и воодушевить меня, когда мне грустно

2

1

0

17

Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан

2

1

0

18

Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я хочу

2

1

0

19

Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер

2

1

0

20

Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда нет

2

1

0

21

Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения

2

1

0

22

Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано

2

1

0

23

Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему противен

2

1

0

24

Практически позволяет мне делать все, что мне нравится

2

1

0

25

Мой отец (моя мать) меняет свои решения так, как ему (ей) удобно

2

1

0

26

Часто хвалит меня за что-либо

2

1

0

27

Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь

2

1

0

28

Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29

Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30

Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет

2

1

0

31

Старается открыто показать, что любит меня

2

1

0

32

Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе

2

1

0

33

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом

2

1

0

34

Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»

2

1

0

35

Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36

Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу

2

1

0

37

Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38

Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу

2

1

0

39

Всегда легко меня прощает

2

1

0

40

Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41

Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо

2

1

0

42

Постоянно указывает мне, как себя вести

2

1

0

43

Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит

2

1

0

44

Проведение каникул я планирую по собственному желанию

2

1

0

45

Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным

2

1

0

46

Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47

Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел

2

1

0

48

Пренебрегает мною, как мне кажется

2

1

0

49

Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость

2

1

0

50

Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях

2

1

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей. Тема "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Собрание для родителей. Тема "Формирование здоровых детско-родительских отношений"...

Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)

   В  2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является  коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...

буклет для родителей "Детско-родительские отношения"

Рекомендации для налаживания детско-родительских отношений...

Советы родителям по разрешению актуальных проблем, связанных с нарушением детско-родительских отношений

Информация взята с сайта Министерства образования и науки Архангельской области http://www.arkh-edu.ru/index.phpДети учатся тому, что видят в своей жизниЕсли ребенок окружен критицизмом, он учитс...

Конспект занятия с родителями «Агрессия и гнев в детско – родительских отношениях».

Цель: Коррекция детско – родительских отношений.Задачи:Улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;Выработка навыков конструктивного общения,...

Буклет для родителей по гармонизации детско-родительских отношений (по программе тренинговых занятий для родителей (Коновалова О.И.))

Семья – мощное средство воспитания, с кем не может конкурировать ни один другой институт общества. То, каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений....