Коррекция агрессивного поведения подростков
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Боровская Зоя Николаевна

 Данный материал раскрывает особенности коррекции агрессивного поведения подростков, через включение их в ситуации «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые  они включены в процессе своей жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_agressivnogo_povedeniya_podrostkov.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция агрессивного поведения подростков,

 через включение их в ситуации «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые  они включены в процессе своей жизнедеятельности

В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из острых и актуальных проблем общества.   Жестокость, распространяющаяся в детской среде, разрушает нравственность, откладывает отпечаток на  образ жизни, при котором агрессивные нападки и принуждение становится нормой поведения.  Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Поэтому с такими детьми необходимо организовать целенаправленную работу по снижению уровня агрессии.  С этой целью, подростков   можно включать в ситуации «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые они включены в процессе своей жизнедеятельности.

Разговор о самоуважении - первый шаг к тому, чтобы научить детей принимать себя такими, какими они есть. Любовь к себе — основа любви к другим людям. Только человек, внутренний мир которого достаточно гармоничен, может объективно оценивать других людей, терпимо относиться к их недостаткам, прощать себе мелкие ошибки, развивая отношения с другими.   Поэтому необходимо способствовать повышению самооценки и развитию самоуважения у детей, учить понимать свои возможности, способности, особенности. Для решения этой задачи можно использовать игры и упражнения, способствующие повышению самооценки и развитию самоуважения у детей. Одним из таких  педагогических приёмов является приём «Корабли гордости».  Обоснованность применения этого приёма заключается в том, что большинство людей испытывают большую уверенность в себе, когда есть причина гордиться собой.  Подросткам предлагается изготовить свои корабли из бумаги (цвет и модель дети выбирают самостоятельно). На каждой встрече они записывают на своем кораблике тот поступок, за который испытывают гордость, а потом помещают его на импровизированное море. Здесь очень важно чтобы каждый ребёнок смог найти что-то, что ему удалось сделать, что у него получилось, чем он может гордится.  Увеличение «Кораблей гордости» наполняет детей большей уверенностью в своих силах.Эта работа даёт детям видеть и ценить свои маленькие победы. У них появляется стимул делать что-то приятное для окружающих людей, чтобы почувствовать гордость за себя.

Однако сколько бы  ребёнку не говорили о том, что он замечательный, самым важным моментом является тот момент принятия ребёнком мнения окружающих о том, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так, упражнение «Мой цветок» является хорошим способом проверить, что же принял для себя ребёнок и как это отразилось на его самоотношении. Каждому подростку предлагается нарисовать на бумаге цветок, в центре которого они пишут своё имя, а затем на каждом лепестке – своё хорошее качество. На первый взгляд это очень простое упражнение, но не всем детям легко его выполнить. Многие испытывают затруднения, поскольку им трудно выделить в себе положительные черты. Как правило, в начале подростки могут выделить только одно-два положительных качества. Но после помощи со стороны других детей им всё же удаётся заполнить все лепестки.

Успешно двигаться к поставленным целям, справляться с различными трудностями на пути, хорошо помогаю техники «Я справился», «Следуй за нами». Их особенность заключается в соревновательном характере, что в свою очередь стимулирует ребят на совершение поступков, направленных на самоизменение.

Одним из непременных условий общения является умение видеть и слышать своего собеседника, понимать его эмоциональное состояние.  Поэтому следующий шаг направлен,  на познание и понимание детьми друг друга. На этом этапе необходимо развивать в детях способность чувствовать, понимать эмоциональное состояние другого человека, обращать внимание на невербальную сторону общения, развивать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию к окружающим.  С этой целью в работу с детьми можно включить приёмы «Дерево проблем», «Коробка переживаний»: подростки пишут на листочках свои проблемы, а затем происходит совместное  обсуждение, во время которого дети дают друг другу советы. После того, когда все выскажутся, листочки помещаются на импровизированное дерево или опускаются в «Коробку переживаний». Когда проблема будет решена, то подросток снимает листочки   с дерева или извлекает из коробки. Эти приёмы  дают возможность подросткам обсудить свои наиболее актуальные проблемы, возникающие при взаимодействии с окружающими людьми, а не держать их внутри себя, ведь любая нерешённая проблема вызывает напряжение и как следствие стресс для организма. Для того, чтобы заинтересовать подростков на самостоятельное решение своих проблем, можно использовать сказочного героя «Проблемоешка», который питается решёнными детскими проблемами.   Все эти приёмы разрешают задачу формирования сочувствия и сопереживания. Когда происходит обсуждение детских проблем, ребята советуют  друг другу, как можно справиться с этой проблемой. Это даёт им возможность почувствовать себя в роли помогающих, а значит сильных и нужных.

Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Поэтому следующий шаг направлен на формирование у подростков приемлемых способов выражения гнева. В ситуациях, когда ребёнок рассержен или обижен необходимо помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта. Для этого необходимо познакомить их со способами регулирования своего эмоционального состояния. С этой целью можно использовать игры, позволяющие понять, что в жизни очень важно уметь управлять и распоряжаться своими чувствами.

Знакомство детей соспособами выхода из конфликтной ситуации можно организовать с помощью ролевых игр, имитирующих общение в сложных ситуациях конфликтов, при выяснении отношений. Благодаря этим играм подростки получат возможность освоить способы конструктивного решения конфликтных ситуаций, нахождения оптимальных путей выхода из них с наименьшими потерями для себя. Например,  упражнения «Попроси шоколадку», «Разожми кулак» тренируют у детей навыки убеждения, используя при этом эффективные способы просьб.

 Эффективность такой работы заключается в том, что новые знания и умения подростки приобретают через осознание собственного пережитого опыта, который они приобретаютучаствуя в игровой деятельности,  с обязательным обсуждением игровых ситуаций, а не в ходе нравоучений или высказанных истин со стороны педагогов.

Список литературы:

  1. Агрессия у детей и подростков/ Учебн. пособие/ Г.Э.Бреслав, А.Н.Волкова, Г.Г. Гаскарова и др.: под ред. Н.М.ПлатоновойСпб.: Речь, 2005 -335с.
  2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.:Прайм-Еврознак, 2001. - 510 с.  
  3. Кухранова И. Коррекционно психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением// воспитание школьников -2002 - №10.
  4. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. Спб., 1996. - 38 с.
  5. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: Владос, 2004. - 351с.
  6. ФопельК.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 1999.— 160 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения подростков посредством педагогического взаимодействия

В последнее время проблема агрессии стала очень популярна в мировой психологии. Постоянно растущие во всём мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к тео...

Программа "Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков"

обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;отработка навыков общения в возможных конфликтны...

Коррекция агрессивного поведения подростков

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с.Эрзин Эрзинского кожууна РТ         Коррекцияагрессивного поведения  п...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Из опыта работы педагога-психолога социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике коррекции агрессивного поведения подростков

материал из опыта работы педагога-психолога по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростков с применением арт-терапевтических технологий...

Программа "Коррекция агрессивного поведения подростков"

Программа"Коррекция агрессивного поведения подростков". Приложения....