Коррекция агрессивного поведения подростков
статья по психологии на тему

Хумбун Айлана Аракчааевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Эрзин Эрзинского кожууна РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция

агрессивного поведения  подростков

 

 

 

 

 

 

Выполнила педагог-психолог

 МБОУ СОШ с.Эрзин Республики Тыва РФ

Хумбун Айлана Аракчааевна

 

 

Эрзин 2015г.

В современном обществе проблема управлением агрессивным поведением и осуществлением контроля проявлением агрессивности ребенка, на любом возрастном этапе, всё большей степени привлекает внимание самых разных специалистов – психологов, психиатров, социологов, педагогов. Агрессивность в структуре личности человека служит предпосылкой формирования различных форм поведения – конструктивных, социально позитивных, просоциальных, либо напротив – разрушительных, деструктивных, придающих поступкам асоциальный и антисоциалный характер. Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот период развития наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков.

Агрессия есть следствие инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороны личности, и ослабить ее можно путем направленности агрессивной энергии в социально приемлемые формы. Теория социального изучения сконцентрировала в себе следующие представления: агрессивность формируется в течение жизни и в частности в процессе социализации личности; особенно– в результате наблюдения за поведением родителей и других старших членов семьи и сверстников. Агрессивное поведение может выполнять функцию защиты или адаптации к социальным условиям, а в рамках противоправного поведения – инструмента воздействия; агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна, так как в зависимости от социализации индивида может приводить как к социально одобряемому поведению, так и к противоправному.

Агрессия  от латинского aggression  - означает  «нападение».  Например, человек нападает на человека  при защите себя, иногда агрессия у человека возникает  в недопонимании выражении  кого-либо или чего-либо.    

Агрессия – это форма деструктивного индивидуального людского, биологического или социального поведения.   Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стрессы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Причины агрессии изучались многими исследователями. 

Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля. Агрессивность - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношения жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Исходя из приведенных определений, под агрессией понимаются акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. Но в тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторую структуру, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека; агрессивное поведение проявляется нанесением страдания, причинение ущерба другим. Проблема агрессивного поведения привлекает внимание психологов, поэтому X. Хекхаузен сделал обзор теорий зарубежных психологов, которые объясняют природу агрессивного поведения, и выделил три направления в изучении мотивации агрессивного поведения: 1. Теория влечения (инстинкта) З. Фрейда. Агрессивное поведение дано от природы, т.е. агрессия - это есть инстинкт. 2. Фрустрационная теория Дж. Долларда. Агрессия – это естественная реакция организма на состояния депривации и фрустрации. 3. Теория социального научения А. Бандура. Агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания. Представитель первого направления З. Фрейд понимает агрессию как инстинкт. Эта двухфакторная теория  предполагает, что индивидуальное поведение побуждается двумя основными силами, являющимися неотъемлемой частью человеческой натуры: инстинкт жизни (эрос) и инстинкт смерти (танатос). В то время как эрос толкает человека на поиски удовлетворений, танатос направлен на саморазрушение. Агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась. Это действие по отношению к другому рассматривается как механизм высвобождения энергии путем, которой защищает внутрипсихологическую стабильность действующего объекта. З. Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти и определяет как некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Продолжая развивать теорию о влечениях З. Фрейда, его дочь Анна Фрейд, основываясь на психоаналитическом исследовании «По ту сторону принципа удовольствия» (З.Фрейд, 1920) пришла к выводу о том, что «агрессивность преследует свои собственные ограниченные земные цели и одновременно служат более значимым биологическим целям жизни и смерти». Представитель второго направления Дж. Доллард, и его коллеги, положил начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Данная теория исходит из того, что, во-первых, агрессия всегда следствие фрустрации, и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, Н.Д. Левитов дает такое определение: фрустрация — состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Так как человек — общественное существо, и фрустрация имеет у человека состояние как провоцируемом «барьерам», который блокирует деятельность. Фрустрация долгое время рассматривалась в качестве основной причины агрессии.

Одна интересная и важная особенность фрустрации заключается в том, что она должна стать достаточно сильной, чтобы действительно инициировать агрессивное действие. Это означает, что должен быть пересечен определенный порог, прежде чем возникнет агрессия. Она существует всегда, так как внешний мир враждебен человеку и на каждом шагу встречаются физические моральные, духовные препятствия. Вся жизнь заключается в борьбе с ними. Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией может в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма; в виде проявления садизма и мазохизма; в виде депрессии и гнева. Наиболее влиятельным представителем третьей концепции является           А. Бандура. Согласно теории социального научения, поведение человека формируется под воздействием социального окружения, социальных и культурных факторов, что относится и к агрессивности.

Агрессия есть следствие инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороны личности, и ослабить ее можно путем направленности агрессивной энергии в социально приемлемые формы. Теория социального изучения сконцентрировала в себе следующие представления: агрессивность формируется в течение жизни и в частности в процессе социализации личности; особенно – в результате наблюдения за поведением родителей и других старших членов семьи и сверстников. Агрессивное поведение может выполнять функцию защиты или адаптации к социальным условиям, а в рамках противоправного поведения – инструмента воздействия; агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна, так как в зависимости от социализации индивида может приводить как к социально одобряемому поведению, так и к противоправному.

С. Фешбах, разграничивая друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессии, нашел различия между ними. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства. Инструментальную агрессию С. Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной агрессии. Среди форм агрессивных реакций разработанные             А. Бассом, встречаются в различных источниках и необходимо выделить следующие.  Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Из форм враждебных реакций отмечаются: Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

ВИДЫ АГРЕССИИ.

Так же можно найти и такую классификацию, как:  Разделение по направленности на объект: - Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. - Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.  Разделение по причине появления: - Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.). - Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).  Разделение по целенаправленности: - Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы; стоматолог, удаляющий больной зуб; ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. - Целевая (мотивационная) агрессия – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его; мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. Таким образом, агрессия рассматривается как отдельные действия с целью нанесение физического или психологического ущерба другому человеку. В то время агрессивность рассматривается как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии и может иметь различную степень выраженности.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. И. А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: Первая форма – это социализированная. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Обычно используется агрессия для привлечения внимания, выражать свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания, ребенок успокаивается и прекращает свои вызывающие действия. У этих детей внешнее проявляется физическая агрессия. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Вторая форма – это несоциализированная. Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям аг­рессии, чем девочки, однако это не совсем так. Агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается Реан А.А. считает, что мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начи­нают позже, чем девушки. Девочки более сензитивны и впечатли­тельны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые «искусницы» с раннего детства приучаются камуф­лировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее. Девичья агрессивность нередко завуалиро­вана и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчи­ки же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех ок­ружающих без разбора. Таким образом, переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. Все это влияет на поведение подростков. Виды агрессивного поведения различны у учащихся подросткового возраста. На это влияет и эмоциональное состояние подростков (гнев, ненависть, взрывы ярости и др.), и биологические факторы (особенности нервной системы, половое развитие и др.), психические факторы (особенности темперамента, самооценку и др.), и социальное окружение детей (улица, школа, сверстники и др.).

В настоящее время в психологии агрессию разделяют на следующие узкие виды, каждый из которых имеет свои особенности или характеристики:

1.                  Вербальная агрессия предполагает агрессивное поведение, проявляющееся в речи. Собственные отрицательные эмоции передаются и при помощи содержания высказывания, и при помощи интонации, мимики и жестов.

2.                  Враждебная агрессия – это агрессивное поведение, целью которого является нанесение прямого ущерба объекту агрессии.

3.                  Инструментальная агрессия – вид агрессивного поведения, при котором агрессия служит позитивным целям, а не является методом выражения собственных эмоций (например, избиение боксерской груши для снятия стресса).

4.                  Косвенная агрессия – это скрытая агрессия, которая направленно на объект тайно, либо не осознается объектом агрессии.

5.                  Прямая агрессия – вид агрессивного поведения, при котором цель не скрывается от объекта, а сами проявления носят намеренный характер.

6.                  Физическая агрессия – проявление агрессивного поведения посредством использования физической силы, которая направлена против человека или объекта.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

 

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление или изменение (лат. correctio). По определению И.В. Дубровиной: «Психологическая коррекция – это определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. По мнению А.Б. Петровой: «Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели». По определению А.А. Осиповой: «Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия».

При осуществлении коррекционных воздействий необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип единства коррекции и развития. Это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

2. Принцип единства возрастного и индивидуального в развитии. Это означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый      Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента.

4. Принцип коррекции «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей, т.е. подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

5. Принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

6. Деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. Этот принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности подростка в сотрудничестве со взрослым.

Организация и проведения коррекции агрессивного поведения подростков разделяются на следующие этапы:

1.      Выявить подростков с агрессивным поведением;

2.      Определить причины агрессивного поведения;

3.      Разработать модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков;

4.      Разработать программы для коррекции агрессивного поведения;

5.      Экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков.

Самым эффективным способом коррекции агрессивного поведения – рисование. Рисование создает условие для человека в различных ситуациях:

1.      Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение);

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания;
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений;
4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия;

6.Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм;

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Использование рисование в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Существует две формы рисования: активная и пассивная. Пассивная форма рисования – это раскраска, активная – создание нового рисунка.

Агрессивное поведение – это враждебные действия, целью которого является нанесения страдания, причинения ущерба другим людям и живым существам. Но гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению, соревновательности и активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.

Поэтому людям нужна умение убеждать людей вступая в спор и отстаивая свою правоту там, где это необходимо, нужно обладать навыками и умениями, благодаря которыми формируется, так называемый, дар  убеждения. Умение убеждать собеседника и склонять его к своей точке зрения помогает, как в деловом общении.

 

Список используемых литератур.

1.        Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

2.        Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.

3.        Панченко С. Межзвездный скиталец. Психологическая игра для учащихся 6-7 классов.// Школьный психолог №16, 2003.

4.        Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999. —256 с

5.        Психологические программы развития личности  в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

6.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. – 384с.

7.        Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.

8.        Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

9.        Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

10.     Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения подростков посредством педагогического взаимодействия

В последнее время проблема агрессии стала очень популярна в мировой психологии. Постоянно растущие во всём мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к тео...

Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида ( из опыта работы)

Агрессивное поведение детей одна из частых проблем детского коллектива. В данной работе представлено описание конкретных метододов, которые я использую на своих уроках для снижения агрессивного состоя...

педсовет "Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников"

Проблемы коррекции агрессивного поведения у УО школьников...

Презентация к докладу "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида

В работе представлены фотоматериалы к докладу " Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела в школе 8 вида"...

Программа "Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков"

обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;отработка навыков общения в возможных конфликтны...

«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»

Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида  (11-12 лет)...

Программа занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения

Программа занятий с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения...