Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду .
план-конспект по психологии на тему
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду . | 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду .
Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольного возраста в детском саду по результатам кратковременного выборочного наблюдения, индивидуальных экспериментов и бесед с детьми.
Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду проходит в два этапа и начинается с наблюдений за поведением детей в группе.
На первом этапе проводится наблюдение за поведением детей во время занятий, выполнения разнообразной деятельности, режимных моментов, а также во время игр, принятия пищи, прогулки.
Путем наблюдения определяется количество детей в группе, имеющих два типа эмоциональных проявлений, условно обозначенных как повышенный и пониженный эмоциональный тонус.
Примерные характеристики детей с повышенным эмоциональным тонусом:
Возбужден
Подвижен (бегает, возится)
Движения хаотичные, иногда судорожные
С трудом успокаивается
Любит громко разговаривать
Часто кричит
Выполняет в игре активные роли, занимает активную позицию
Часто меняет замысел игры
Мешает другим детям во время игры, другой деятельности
Легко отвлекается
Проявляет забывчивость
Постоянно обращается к взрослым за помощью, призывает взрослых по любому поводу
Проявляет интерес к разговорам взрослых
Примерные характеристики детей с пониженным эмоциональным тонусом:
Пассивен, апатичен
Малоподвижен
С трудом успокаивается
Часто расстраивается, плачет по незначительному поводу
Капризничает
Избегает контактировать со сверстниками и взрослыми
Соглашается на второстепенные роли
Не интересуется деятельностью других детей и взрослых
Самоустраняется от обращения к взрослому
Иногда полностью игнорирует общество детей и взрослых
Лжет из боязни
Проявляет большую тревожность при расставании с мамой
На основе наблюдений за детьми и бесед с педагогами выявляется количество детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом, а также складываются представления об эмоциональном равновесии в группе. Картина общего эмоционального равновесия в группе детского сада обычно зависит от количества детей, поведение которых отвечает вышеперечисленным характеристикам. Число детей с повышенным и пониженным эмоциональным тонусом не должно превышать 15% - 25% от общего числа детей группы (от 4 до 6 детей в группе из 25 человек).
Полученные данные помогут составить общее представление об особенностях эмоциональных проявлений детей, однако по наличию или отсутствию большого или малого количества детей обоих типов эмоциональных проявлений нельзя составить объективную картину эмоционального самочувствия ребенка в группе детского сада.
На втором этапе обследования проводятся индивидуальные беседы с детьми. Желательно побеседовать с каждым ребенком группы отдельно. Детям предлагаются вопросы:
Ты любишь ходить в детский сад?
Ты хотел бы работать в детском саду, когда станешь взрослым?
Вы дружите в группе?
Вы часто ссоритесь?
Тебе хорошо сегодня в группе?
Каждый утвердительный ответ оценивается в 2 балла, каждый отрицательный ответ в 1 балл. Соответственно, максимальное количество баллов, которое может быть у одного ребенка – 10, а минимальное – 5. Если больше половины детей группы по результатам беседы набрали максимальное количество баллов – эта информация принимается как свидетельство позитивных тенденций в эмоциональном самочувствии детей в группе детского сада.
Продолжением этой работы является проведение серии индивидуальных экспериментов с детьми по типу «Проективных ситуаций». Ребенок в процессе общения со взрослым должен завершить рассказ, начатый взрослым. Взрослый обращается к ребенку со следующими словами: «Мне интересно было бы с тобой поиграть. Мы будем рассказывать истории вдвоем. Я начну рассказывать, а ты продолжишь мой рассказ. Только говорить нужно быстро, долго не задумываться. Таково правило игры. Сколько же историй мы успеем с тобой рассказать?»
Затем ребенку предлагается серия проективных ситуаций, в которых имя ребенка совпадает с именем действующего персонажа. Все рассказы носят нейтральный характер. В процессе общения взрослый интонационно поддерживает интерес ребенка к деятельности.
Примеры проективных ситуаций:
1… должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение и вышел его рассказать. Что было потом?
2… играет со своим другом (подругой) в группе. Его позвала к себе воспитатель. Что было потом?
3… ест завтрак. Больше не хочется. Что было потом?
4… рисовал и испачкал стол красками. Что было потом?
Окончания рассказов, которые дает ребенок, могут носить нейтральный, отрицательный и положительный характер. Желательно как можно более объективно определить характер окончания рассказа.
По результатам обследования необходимо посчитать количество детей в группе, у которых все окончания рассказов носили отрицательный характер. Если количество детей с такими результатами составит 50% и более процентов от общего числа опрошенных детей, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе.
На втором этапе обследования детям предлагают набор картинок с изображениями различных ситуаций. В ходе беседы ребенку необходимо определить характер изображенных ситуаций. На картинках: женщина с ребенком идут по улице; дети играют в группе детского сада; дети играют на улице; ребенок сидит за столом и ест. Во время демонстрации, например, первой картинки взрослый говорит ребенку: «Мама с … (называет имя ребенка, с которым беседует) идут в детский сад. Как ты думаешь, это грустная история или веселая история?» Ребенок рассматривает картинку и отвечает на вопросы взрослого. Взрослый по результатам бесед с детьми подсчитывает количество определений «грустных» и «веселых» историй. Так же как в эксперименте по проективным ситуациям, если количество «грустных» историй составит 50% и более от общего числа историй, рассказанных детям, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей в группе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка"
Семинар-практикум...
Справка-информация по результатам изучения эмоционального самочувствия учащихся на уроках информатики.
В ноябре 2014 и в марте 2015 годов педагогом-психологом было проведено тестирование изучения эмоционального самочувствия....
Я иду в детский сад! Адаптация ребенка в детском саду.
Принятию решения отдать ребёнка в дошкольное учреждение, как правило, предшествуют раздумья, тревоги родителей: «Как ребенок будет привыкать к детскому саду? Как он адаптируется к новым людям, новым у...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО (МУЗЫКАЛЬНОГО) ЗАНЯТИЯ «Влияние музыки на эмоциональное самочувствие ребенка. Зимние истории» (подготовительная группа)
КОНСПЕКТИГРОВОГО (МУЗЫКАЛЬНОГО) ЗАНЯТИЯ«Влияние музыки на эмоциональное самочувствие ребенка. Зимние истории»(подготовительная группа)...
Консультация для воспитателей "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду!"
В консультации описывается значимость эмоционального благогполучия ребенка в детском саду, влияние на наго педагогического воздействия....
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО (МУЗЫКАЛЬНОГО) ЗАНЯТИЯ «Влияние музыки на эмоциональное самочувствие ребенка. Зимние истории» (подготовительная группа)
КОНСПЕКТИГРОВОГО (МУЗЫКАЛЬНОГО) ЗАНЯТИЯ«Влияние музыки на эмоциональное самочувствие ребенка. Зимние истории»(подготовительная группа)...
Методика подготовки и проведения утренника в детском саду.
Консультационный материал для воспитателей ДОУ, родителей воспитанников ДОУ....