Конспект семинара тренинга "Эффективное общение"
методическая разработка по психологии на тему

ELENA Ahmadeeva

Полная разработка готового семинара-тренинга ,проводимого с педагогами,администрацией по выработке способов эффективного общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-психологический тренинг

«Проектирование средств общения».

Дата: 20.04.2016г.

Цель: Отработка эффективных средств общения.

Ведущий: педагог-психолог

Участники: Члены администрации, участвующие в дежурстве по выходным.

Материалы: стулья по количеству участников, листы А4, ручки.

                                            Ход:

1.Подготовительный блок - Сообщение цели, отработка ожиданий, выработка правил работы группы;

Правила:

  • Искренность в общении;
  • Обязательное участие в работе группы в течении всего времени;
  • Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы;
  • Каждый участник говорит за себя, от своего имени;
  • Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения;

2.Основной блок

Задачи:

 Проанализировать свои взаимоотношения с окружающими.

Создать условия для улучшения взаимоотношений.

Задание:

А) Составьте список людей, вызывающих у вас чувство симпатии. Опишите, почему вам приятно общаться с ними.

Б) Составьте список людей, с которыми вам не приятно общаться.

Опишите, что именно вызывает у вас чувство неприязни. Подумайте над тем, можно ли улучшить взаимоотношения с теми, кто вам неприятен.

        Знание следующих психологических закономерностей позволит создать условия для улучшения взаимоотношений:

  • Мы никого не можем изменить кроме самих себя;
  • Причины, не позволяющие нам быть более лояльными к тем, кто нам не нравиться (не приятен) кроется в нас самих;
  • Так как все люди разные, то мы не можем нравиться всем. Цель понравиться всем нереальна и недостижима.

Ролевая игра- разминка:

Задача: Отработка умений активного слушания.

Четыре пассажира оказались в одном купе поезда. Возникла необходимость познакомиться, завести и поддержать разговор.

Вопросы к участникам:

1.Какие чувства вы испытывали при общении с вашим партнёром?

2.Какие цели вы ставили перед собой, вступая в диалог? Удалось ли вам достичь их?

3.Дайте психологический портрет вашего собеседника? На что вы опираетесь, когда даёте характеристику?

4.Почему именно так вы расположились по отношению к собеседнику?

5.Можете ли вы назвать приёмы, благодаря которым, вам удалось установить контакт?

Проигрывание профессиональных ситуаций:

- В воскресенье пришла родительница, лишенная прав, посещать своих детей, в ходе посещения выражает недовольство в адрес работы детского дома;

- Пришла бабушка, которая, недовольна, что её дочери не разрешают посещать детей, так как имеется задолженность по алиментам.

- Пришёл отец, после посещения которого, ребёнок расплакался и был очень расстроенным.

После ролевого проигрывания участники высказывают свои суждения.

Какие индивидуальные-психологические особенности участников проявились в игре?

Каково соотношение вербальных и невербальных средств общения? Было ли между ними рассогласование?

Соответствовало ли пространство общения его целям?

Какие приёмы использовали участники для установления контакта?

Какие ролевые позиции характерны для участников диалога?

Можно ли говорить о наличие скрытых целей и мотивов у собеседников?

                       Приёмы активного слушания(И.Атватер):

Навыки

Приёмы

Внимание

Устойчивое внимание

Направленное внимание

Визуальный контакт

Позитивные жесты

Слушание

Внимательное молчание

Сведение к минимуму ответов(невмешательство)

Ограничение числа вопросов

Активное слушание

Уточнение

Парафраз

Отражение чувств

Резюмирование

Основные установки

Одобрение

Самоодобрение

Эмпатия

Язык невербального общения

Мимика

Взгляд и визуальный контакт

Изменение высоты голоса и интонации

Позы и жесты

В вербальной части активного слушания можно выделить:

Поддержку типа «да», «угу», повторения виде эха.

Выяснение- обращение к говорящему за уточнениями. Выяснение помогает сделать сообщение более понятным и способствует более точному его восприятию слушающим. Для выяснения слушающий использует вопросы, уточняющие первоначальное сообщение. Вопросы не должны затрагивать особенностей личности. Желательно, чтобы вопросы носили открытый характер, то есть не приводили к однозначным ответам типа «Да» или «Нет».

При выяснении можно использовать следующие вопросы:

Пожалуйста, уточните это…

В этом состоит проблема?

Что вы хотите этим сказать? Обращаем внимание на тон, мимику и невербальные жесты.

Парафраз- переформулирование, используется для уточнения своего понимания того, что сказал собеседник:

Как я поняла вас…

Как я понимаю, вы говорите

По вашему мнению…

Другими словами, вы считаете…

При переформулировании акцент делается на смысл и идеи собеседника, а не на чувства.

Отражение чувств- акцент делается на отражение слушателем чувств, выраженных говорящим, его установок и эмоционального состояния. При отражении чувств следует обращать внимание на употребляемые слова, следить за интонацией, позами, жестами. Следует представить, что вы сами бы чувствовали на месте говорящего. Понять контекст общения, причины обращения собеседника к вам.

Фразы отражения:

Мне кажется, вы чувствуете…

Вероятно вы чувствуете…

Вы несколько расстроены…

Мне неприятно ваше поведение…

Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств говорящего, например:

Вашими основными пожеланиями, как я поняла, являются…

Если подвести итог тому, что вы сказали…

3.Заключительная часть

Задача: Осознание своей позиции при общении с окружающими.

В основании поведения человека в той или иной ситуации лежат понятия «полевое поведение», «стереотипное поведение» и «позиция».

«Полевое поведение» - это непосредственная, не осознаваемая реакция на ситуацию, поведение других людей, часто имеющая рефлекторную природу, так в ответ на повышение голоса одним участником, другой тоже повышает голос, хотя это может быть вредно и неоправданно в ситуации разговора. «Полевые реакции» берут своё начало в безусловных рефлексах, семейных сценариях, детских привычках.

«Стереотипное поведение» - родом из шаблонов педагогической профессии. Морализаторские реакции, жесткие и однозначные оценки, стремление всё оценить, которое прорывается в поведении педагога.

«Позиция» - осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу над собой. Отличительные признаки «позиции», как формы поведения:

1.Наличие собственных целей и ценностей;

2.Осознанность;

3.Знание и принятие на себя ответственности последствий ситуации;

4.Наличие адекватных средств выражения своей позиции другим людям;

5.Устойчивое проявление данного поведения в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми.

Рефлексия участников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Сценическое общение. Взаимодействие с партнером. Парные этюды на освоение словесного действия».

В материале представлен конспек занятия в театр студии "веселый ветер". Описана разминка, основная часть, игровые упражнения, сделана рефлексия....

Презентация к конспекту занятия "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."

Прдеставленная презентация содержит демонстрационный материал, который можно использовать во время проведения занятия по теме "Правила общения с незнакомыми людьми. Я один дома."...

Метапредметный конспект урока "Межкультурное общение"

Данный урок можно проводить совместно с психологом школы. Цель урока направлена на толерантное отношение учащихся к жителям изучаемого языка, сравнение характеров двух народов, повторение известных по...

Конспект занятия "Правила общения"

В данном занятие рассматриваются 6 правил общения и под каждое правило дается определенное задание....

«Команде быть!» (Конспект занятия по общению)

Работа в команде дает человеку  большие возможности для коммуникативности. Этому надо научиться, важно  правильно распределять обязанности в команде, выявлять в ней лидера и находить общий я...

Выступление на методическом семинаре «Устное общение на уроке. Средства и приемы организации урока английского языка»

Основной целью обучения в общеобразовательной школе, в том числе преподавания иностранных языков, является коммуникативная, которая определяет весь учебный процесс. Основная форма речевого общения - д...

Конспект занятия "Эффективное общение"

Конспект группового занятия "Эффективное общение" для обучающихся 1-2 курсов...