Образовательный квест для старших дошкольников "Земля - наш дом"
методическая разработка по психологии по теме
Квест-технология отвечает общей структуре технологии активизации познавательной деятельности дошкольников. Цель данного квеста: формирование познавательной мотивации у детей посредством познавательной деятельности, эмоциональной вовлеченности в нее, повышения степени инициативности каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
КВЕСТ «Земля – наш дом»
«Дети любят искать и сами находить.
В этом их сила».
Альберт Эйнштейн
Цель:
Виноградова Е.Л. выделила три показателя выраженности познавательной мотивации:
1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность
(сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса;
положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
Формирование познавательной мотивации у детей посредством целенаправленной деятельности, эмоциональной вовлеченности в нее, повышения степени инициативности каждого ребенка.
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятия «глобус», «Солнечная система», названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе;
- закрепить знания об основных экологических системах Земли;
- активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей;
- обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, поисковую активность;
- развивать творческие способности, воображение;
- развивать умение решать проблемные ситуации;
- развивать логическое мышление, умение устанавливать взаимосвязи между предметами;
- развивать умение выделять функцию объекта;
- развивать умение по определению подсистемы выстраивать систему;
- развивать умение видеть лишним каждый предмет, в зависимости оттого, по какому признаку проводится сравнение;
- развивать умение применять символическую аналогию через пиктограммы;
- развивать внимательность;
- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- воспитывать личную ответственность за выполнение работы.
Материалы и оборудование:
Маршрутные листы (карты); бросовый и природный материал; карточки с изображением экосистем (лес, степь, пустыня, полярная пустыня, болото); карточки с изображением животных и птиц (лось, рысь, белка, бурый медведь, тетерев, суслик, хомяк, степной орел, черепаха, варан, змея гюрза, белый медведь, морж, пингвин, полярная крачка, лягушка, уж); карточки с изображениями деревьев, цветов, овощей, фруктов (помидор, банан, яблоко, апельсин, роза, ромашка, василек, одуванчик, береза, лиственница, ель, сосна);
карточки с изображением планет Солнечной системы; карточки с ребусами; емкость с водой, находящаяся в «черном ящике»; карточки для пиктограмм; карандаши; глобус; мольберты, магниты; эмблемы желтого, синего, зеленого цветов (используются для деления детей на команды); изображения цветов (используются как символ успешного выполнения задания).
Ход игры:
Герой, сопровождающий квест-игру: житель другой Галактики /Инопланетянин/
Ведущий (психолог):
- Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, вы любите свой дом? А что для вас значит «дом»? (Дети: «Это то место, где мы живем»). А вы можете назвать точный адрес вашего дома? (Дети: «улица… - дом №… - город Озерск - страна Россия - планета Земля - Солнечная система»). То есть, можно сказать, что планета Земля – это общий ДОМ для всех людей?
Давайте посмотрим, как прекрасна наша планета Земля!
Презентация «Наша планета Земля»
Текст, сопровождающий презентацию: Наша планета – Земля, очень красивая. На ней:
- густые леса;
- бескрайние степи;
- высокие горы;
- глубокие моря и океаны;
- широкие реки;
- большие города;
- маленькие селенья;
Наша планета Земля – общий ДОМ для всех людей!
Звучит «космическая» музыка. Появляется инопланетянин.
Ведущий (психолог): Ребята, кто же это?
Инопланетянин:
- Здравствуйте, ребята! Я прилетел к вам издалека, с другой Галактики. Я - Инопланетянин. Какие вы все красивые, какие добрые у вас лица! А как называется эта прекрасная планета, на которой вы живете? (Дети: «ЗЕМЛЯ!»)
Ребята, я должен вам кое в чем признаться! Так получилось, что я навел на вашей Земле беспорядок! Но сделал я это не специально, честное слово, я, как и вы, очень добрый! Просто я совсем не знаю вашу планету, не знаю, где живут какие животные, не знаю, какие растут на ней растения, и вообще многого не знаю на вашей планете! Поэтому, видимо, все на ней перепутал!
Ребята, наведите, пожалуйста, порядок, на вашей Земле, исправьте мои ошибки, а заодно объясните мне, что же я сделал неправильно, помогите мне получше узнать вашу планету и расскажите, как же правильно вести себя на ней!
Ведущий (психолог):
- Ребята! Давайте поможем нашему гостю побольше узнать о нашей планете, подскажем, какие ошибки он совершил, и покажем, как их исправить.
А для этого вам нужно будет пройти путь, состоящий из нескольких этапов, на которых нужно будет выполнить задания. А как будет проходить ваш путь – вам подскажет КАРТА (к карте прилагаются вербальные инструкции, направленные на ориентировку в пространстве, которые озвучивает педагог, сопровождающий детей).
После каждого правильно выполненного задания вы будете получать вот такой красивый цветок (показывает детям); заданий всего будет семь, т.е. каждая команда должна собрать букет из семи цветов.
А перед тем, как отправиться в путь, давайте разделимся на команды.
Дети делятся на команды в соответствии с цветом своей эмблемы. Педагог заранее продумывает распределение детей на команды, учитывая наличие в одной команде гиперактивных, тревожных, креативных детей. Перед игрой педагог прикрепляет к одежде ребенка эмблему (цветной круг; используются желтый, синий, зеленый цвета).
А чтобы команды работали дружно, мы сыграем с вами в игру «Дружный клубочек» (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Каждой команде выдается карта: «Счастливого вам пути, ребята!!!»
ЭТАП 1 «Трансформер»
Инструкция: Перед вами на поляне разбросан мусор, которому наш Инопланетянин не смог найти применение. Давайте поможем ему и подскажем, как еще можно использовать эти предметы.
ЭТАП 2 «Рассели животных»
Инструкция: Перед вами 4 фотографии, на которых изображены: арктическая (ледяная) пустыня; лес; степь; пустыня (жаркая, засушливая).
Но наш гость Инопланетянин опять допустил ошибку и неправильно расселил животных. Вам нужно исправить его ошибки и расселить животных правильно.
ЭТАП 3 «Разгадай ребусы»
Инструкция: Разгадайте ребусы (зашифрованы слова: «лето», «осень», «зима», «весна»).
Давайте объединим эти разгаданные ребусы одним словом: времена года.
«Ассоциации» (альтернатива)
Инструкция: Послушайте внимательно описание предмета и определите, о ком или о чем я рассказала (то есть предметов может быть несколько, они могут быть живыми и неживыми). Например, я описываю предмет такими словами: желтое, мягкое, пушистое. Что или кто это может быть? (цыпленок, клубок …).
черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);
круглое, сладкое (печенье, конфета, зефир, яблоко);
зеленое, прыгучее…
холодное, белое…
ЭТАП 4 «4-лишний» (ТРИЗ)
Инструкция: На доске изображены 4 предмета. Мы будем их сравнивать. Но каждый из этих предметов по очереди будет «лишним». А вы объясните, почему.
- Помидор, банан, яблоко, апельсин.
- Роза, ромашка, василек, одуванчик
- Береза, лиственница, ель, сосна.
ЭТАП 5 «Черный ящик»
Инструкция: Перед вами «черный ящик». В нем что-то находится. Отгадайте, что это:
Бывает в твердом виде и в виде газообразном,
В жидком виде,… в чистом, в грязном, …
Может много быть ее и мало, …
Может снегом быть, а может таять…
Животные, растения и человек
Прожить не могут без нее вовек! (Вода)
ЭТАП 6 «Пиктограммы»
Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий в схематическом виде важнейшие узнаваемые черты объектов, предметов, явлений, на которые он указывает. Средство, облегчающее, систематизирующее, направляющее, ускоряющее процесс усвоения детьми материала, а также формирующее приемы работы с памятью (приемы мнемотехники).
Инструкция: Ребята! А теперь давайте составим для нашего гостя правила, как же нужно вести себя на нашей планете, чтобы не навредить ее природе. Для этого составьте ПИКТОГРАММЫ и расскажите, какие правила вы на них изобразили.
Ведущий (психолог):
- Ребята! Молодцы! Вы успешно выполнили задания.
А это что такое? (показывает глобус). (Дети: «глобус»). А что такое глобус? («Это модель нашей планеты»). Что можно увидеть на глобусе? («Континенты, страны, океаны, моря, горы…»)
Ребята, наша планета Земля находится в Солнечной системе. А еще есть планеты в Солнечной системе, кроме Земли? («Да»). А вы сможете правильно расположить их в Солнечной системе?
ЭТАП 7 «Планеты Солнечной системы»
Инструкция: Правильно расположите планеты в Солнечной системе по отношению к Солнцу.
(У каждой команды - равное количество изображений планет. Дети обсуждают правильное их расположение и размещают «свои» планеты на планшете с изображением орбит).
Ведущий (психолог): - Ребята, вы молодцы, вы правильно выполнили это трудное задание! Итак, в центре Солнечной системы вы расположили Солнце; первая планета от Солнца - Меркурий; вторая - Венера; наша планета Земля – третья по счету планета Солнечной системы; четвертая - Марс, пятая - Юпитер, шестая - Сатурн, седьмая - Уран, восьмая - Нептун.
Инопланетянин:
- Но объясните, пожалуйста, почему же я попал именно на вашу планету, хотя есть и другие планеты в Солнечной системе!
Дети: потому что во всей Солнечной системе только на планете Земля есть жизнь (воздух, вода, свет (тепло), пища). На другой планете Солнечной системы наш гость не смог бы прожить.
Инопланетянин:
- Ребята! Большое вам спасибо! Я понял, какие ошибки я совершил, и вы помогли мне их исправить! Я многое узнал; узнал, как можно использовать различные предметы (мусор), что животные живут каждый в своей среде, узнал о растениях вашей планеты. Вы научили меня правилам, как нужно вести себя на вашей планете!
Я увидел, какая прекрасная планета Земля, на которой вы живете! И, самое главное, я понял, как вы любите свою планету, какие вы дружные и умные!
Давайте украсим вашу планету цветами, которые вы собрали! (Дети прикрепляют цветы на глобус).
А мне пора возвращаться домой, в свою далекую Галактику! Но перед этим на память о нашей встрече я хотел бы подарить вам этот космический ТАНЕЦ!!!
Упражнение «Танцевальная терапия» (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Приложения:
Игра «Дружный клубочек»
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.
- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и скажу, как я рада его видеть и быть с ним в одной команде – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) говорим ему эти слова. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!
- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, настроение улучшилось, и мы готовы к работе.
Танцевальная терапия
Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
- Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).
Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.) Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2001. - С. 272.
3. Степанова, И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий [Текст] / И.Ю. Степанова // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет». - СПб., 2001.
4. Чечель, И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3.
1. Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский. - (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).
2. Как создать веб-квест. - (http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-l-0-6).
3. Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Н.В. Николаева. - (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).
4. Романцова, Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Романцова. - (http://festival.lseptember.ru/articles/513088/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математическая образовательная квест-игра для пятиклассников: инструкция проведения, задания, ответы.
Как насчет обучения на перемене?Оказывается, обучение как игра привлекает внимание пятиклассников своей новизной и доступностью, тем более, что ученикам была предоставлена возможность получения ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
Образовательный квест как интерактивная образовательная среда
На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образователь...
Новогодний квест для старших дошкольников "Сказочный город"
Новогодний квест для старших дошкольников "Сказочный город"...
Задания для квеста для старших классов (8-11), приуроченного ко Дню здоровья (7 апреля)
Задания, которые вы можете использовать для создания квеста, приуроченного ко Дню здоровья....
Интегрированная образовательная деятельность,познавательный квест для старше-подготовительной группы "Все профессии важны"
Конспект интегрированного занятия по теме лексической теме "Профессии"...