Родительские собрания.
учебно-методическое пособие по психологии на тему
Сборник материалов для собраний, проведению занятий с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_chuvstva_roditeley_i_detey.doc | 43 КБ |
roditelyam_o_detyah.doc | 32.5 КБ |
rabota_psihologa_v_shkole_prezentatsiya.doc | 30.5 КБ |
logoped_pamyatka_rod.doc | 51.5 КБ |
k_zanyatiyu_prilozhenie.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧУВСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ
Здравствуйте, уважаемые родители наших будущих учеников!
Я школьный психолог меня зовут Еремина Светлана Геннадьевна!… У Вас и у вашего ребенка в скором времени начнется один из самых ответственных периодов в жизни: долгий и увлекательный путь к новым знаниям, новым друзьям и новым победам.
- Для того чтобы дальнейшее обучение в школе было успешным. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание. Не забывайте, первый год в школе очень сложный и важный период.
Давайте познакомимся друг с другом.
1.Упражнение «Имя – качество» (5 минут). Светлана свободолюбивая
Процедура проведения. Один из участников, держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Например, «Дима – деловой, Марина – миролюбивая». Затем мяч передаётся другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.
2. Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).
Цель:повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.
- Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.
- Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
- Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
- Руки за голову кто по утрам любит поспать.
- Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
- Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
- Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
- Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
- Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
- Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.
Очень хорошо!!!
Мне нужно 10 человек для участия в небольшом тренинге.
Рассадить участников в круг, попросить рассчитаться на 1, 2.
Участники под номером один будут первоклассниками, а участники под номером 2 их родителями.
1 вариант
«Первоклассникам» выдаются сложные задания, они пытаются их понять и решить.
Если ребенок не может решить родители их через некоторое время начинают торопить и высказываться по поводу их способностей.
Ширинг. Какие чувства испытывали родители, и какие дети.
Спросить зрителей, их мнение.
Выводы.
Изменить стиль общения с ребенком.
Теоретическая часть
Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении.
Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали «Я-высказываниями».
«Я-высказывание» позволяет выражать негативные чувства в необидной для ребенка форме. Оно дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать!
Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети также становятся искренними. Они чувствуют: взрослые им доверяют и им тоже можно доверять.
Называя свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принимать решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания.
Схема «Я-высказывания»
1) Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»).
2) Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»).
3) Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).
Практическая часть
Упражнение «Выбери правильный ответ»
Ситуация
А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.
Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.
Ваши слова
А
1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
2. «Я начинаю сердиться, когда ты не слушаешься».
3. «Меня сердит, когда приходится повторять одно и то же».
Б
1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не мешай!»
3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»
В
1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2. «Уберите за собой посуду».
3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».
После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Я-высказывания»:
А — фраза 2
Б — фраза 1
В — фраза 3
Упражнение «Продолжите фразу»
- Мне грустно, когда...
- Я сержусь, когда...
- Чувствую себя глупо, если...
- Я горжусь собой, когда...
- Очень доволен, когда... и т.п.
После выполнения заданий подводим итоги занятия и предлагает использовать «Я-высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите его себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом.
Родители говорят, что они получили на этой встрече, какие чувства испытывали и какие вопросы еще хотели бы рассмотреть.
Предварительный просмотр:
«Родителям о детях»
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
- Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
- Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
- Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
- Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
- Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
Способы сказать: « Ты молодец! Отлично!»
Каждый знает, что небольшая поддержка нужна постоянно. Но на самом деле « небольшая поддержка» должна быть чем-то больше, нежели несколько фраз, которые все время повторяются. Мы все хотим, чтобы нам говорили что-то большее, чем «хорошо», « очень хорошо» и «отлично», и особенно это верно для детей. Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения вашего ребенка. Ниже приведены некоторые возможности :
- Как ты это сделал? -Научи меня делать это
-Спасибо за сотрудничество !
Ты невероятный.
-Это действительно приятно! - Мне нравится как ты это делаешь.
-Продолжай также хорошо работать. – Как ты себя чувствуешь?
-Это твое большое достижение. – Ты действительно заслуживаешь вни мания!
-Я очень благодарна тебе………!
- Это умно. Какая аккуратная работа!
- Это интересная точка зрения. Ты действительно превзошел себя.
-Поздравляю! Очень творчески.
-Теперь ты многого достиг. Правильно мыслишь.
-Ужасное напряжение! Ты на правильном пути.
-Классно! -Это очень хорошее наблюдение.
-Прекрасно! -Это хорошая мысль.
- Теперь ты многого достиг. -Превосходно !
- Хорошо работаешь. -Я понимаю тебя.
-Я ценю то, что сделал. -Кажется, что это так просто.
-Я думаю, другие тоже хотели бы посмотреть. -Ты такой помощник.
-Надо же! Неужели это ты сам? -Я рад, что ты здесь.
-Все идет прекрасно. -Это надо поощрить!
-Это будет великолепно. - Спасибо за участие! - Должно быть, ты чувствуешь себя отлично
Предварительный просмотр:
Работа психолога в школе.
Кто же такой психолог и каковы его функции, чем он занимается, зачем проводит с детьми диагностику?
Педагог-психолог, работающий в школе, должен иметь высшее педагогическое образование, углубленные знания в области психологии либо высшее психолого-педагогическое образование.
Педагог-психолог, работающий в школе, не является медиком и не занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить педагогическими и психологическими приемами. К таким проблемам могут относиться трудности в обучении, усвоении программы, общение со сверстниками, отношения с педагогами, родителями, несформированная учебная мотивация, высокий уровень тревожности, страхи и др.
Зачем психолог проводит диагностику, тестирование?
Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих проблем. Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными трудностями. Так, например, в первых классах наряду с диагностикой внимания, памяти, мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня самооценки.
Какая диагностика проводится с детьми начальных классов?
В первую очередь, это наблюдение – на уроках, на переменах, в столовой.
Использование рисуночных тестов (рисунок школы, семьи т.д.)
Индивидуальные беседы – опросы.
Индивидуальные тесты, рассчитанные на данный возраст (с использованием картинок, игровых заданий).
Фронтальная (со всем классом) диагностика с помощью заполнения таблиц, графического диктанта.
Информация о ребенке, полученная педагогом-психологом, является закрытой и не разглашается без согласия родителей третьим лицам.
Можно ли обращаться к психологу за помощью в решении проблем воспитания, развития ребенка, в решении бытовых проблем?
Можно и нужно! Но необходимо помнить, что психолог не решает за Вас Ваши бытовые проблемы, а вот объяснить, как они влияют на ребенка, он может. Психолог – это не тот человек, который может дать готовый совет или перечень рекомендаций «что нужно делать», выполняя которые Вы быстро справитесь с проблемой. Ведь каждый человек индивидуален, поэтому специалист подскажет, на что обратить внимание, порекомендует те или иные методы воспитания, поможет понять ошибки, разобраться в эмоциях и чувствах. То есть консультация психолога – это первый шаг к самопознанию обратившегося.
Предварительный просмотр:
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдержи-
вает формирование познавательных про-
цессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адапта-
цией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и тре-
тичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чте-
ния, нарушение памяти, низкую концент-
рацию внимания, нарушения словесно- логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, явля-
ется та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего сущест-
вования. Поэтому для овладения грамот-
ной речью неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Игра- это основной вид деятельности дош-
кольников. Играя, ребёнок обогащает
свой словарный запас, расширяет круго-
зор, развивает связную речь, у него фор-мируется грамотность, создаются предпо-
сылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюб-
ны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обяза-
тельно должен выиграть.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активиза-
ции речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на по-
толке, на лице и т.д.
2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зелёный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3. Скороговорки - языколомки необходи-
мы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
5.«Общие слова».
1. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…
6.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
7. «Посчитай». Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
8.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
9. Игра «Поймай звук».
Хлопни в ладоши, если услышите звук …
звуковой ряд: звук; слоги; слова.
10. Учим буквы. Пусть ребенок послушает Ваши слова и отгадает, какой первый звук в них. Попробуйте поискать буквы в книгах, на вывесках магазинов, зачеркивать карандашом, фломастером буквы в старых газетах.
11. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назо- ви фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
12. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
«Один-много»
Ребенку предлагают назвать по образцу: «Дом»- «дома», …
«дом» - «много домов»…
13. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый,
красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
14. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
15. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
16. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
17. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
18. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
19. «Рассказ наоборот»
Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: "Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи". Ребенок должен пересказать текст, например, так: "Был темный хмурый день. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались".
Азбучные истины
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
- Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка. - Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
- ЗВУКИ И БУКВЫ. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
- Лучше при знакомстве с буквами называть их как звук. Например: М необходимо называть так же: [М]. Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
ПАМЯТКА
для
РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации логопеда для поступающих в первый класс
Составила учитель- логопед
Грачева Н.М.
ГБОУ Школа № 883.
2016 - 2017 уч.год.
Предварительный просмотр:
Схема «Я-высказывания»
1) Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»).
2) Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»).
3) Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).
Упражнение «Выбери правильный ответ»
Ситуация
А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.
Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.
Ваши слова
А
1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
2. «Я начинаю сердиться, когда ты не слушаешься».
3. «Меня сердит, когда приходится повторять одно и то же».
Б
1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не мешай!»
3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»
В
1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2. «Уберите за собой посуду».
3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».
«Родителям о детях»
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
- Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
- Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
- Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
- Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
- Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....