Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога
статья по психологии на тему

Ямщикова Ольга Александровна

Данная статья посвящена изучению аспектов психологического сопровождение профессиональной деятельности педагога. Психологическое сопровождение включает в себя системно-комплексную психолого-педагогическую диагностику готовности учителя к профессиональной деятельности; психологическое обеспечение внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя; психологическое обеспечение поисково-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива школы; профилактики профессионального выгорания. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога является одним из ресурсов развития современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога

Бабич О.И., Баранова О.В., Зубцова О.В., Ковалева Е.Б., Ямщикова О.А.

Иркутский институт повышения квалификации работников образования

Многими авторами сегодня отмечается потребность педагога в психологическом сопровождении его профессиональной деятельности [1], [3], [4], [7]. Педагоги осознают необходимость работы психолога в образовательном учреждении. Рассматривая вопрос о психологическом сопровождении деятельности педагога, следует учитывать, что профессиональная деятельность педагога становится сегодня качественно иной в связи с введением ФГОС 3-го поколения.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять педагогу  в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

В силу сложности задач по реализации ФГОС, считаем, что готовность педагогических кадров может обеспечить не только повышение квалификации в узком смысле, но и выстроенная система психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога [2].

Отметим особенности развития системы психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога на современном этапе: изменяющиеся условия модернизации образования, необходимость  привлечения более узких специалистов в процессе сопровождения.

Таким образом, сегодня требуется педагог-профессионал, который, во-первых, является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков; в-третьих, умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи.

Психологическое сопровождение в данном контексте  понимается нами как система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий для всех участников образовательного процесса.

Психологическое сопровождение позволяет обеспечить позитивные психологические условия формирования профессиональной мотивации педагогов на разных этапах профессиональной деятельности педагога.

Психологическое сопровождение включает в себя системно-комплексную психолого-педагогическую диагностику готовности учителя к профессиональной деятельности; психологическое обеспечение внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя; психологическое обеспечение поисково-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива школы; профилактики профессионального выгорания.

Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает педагогу поддержку для перехода от позиции “я не могу” к позиции “я могу сам справляться со своими жизненными и профессиональными трудностями”.  Совместный поиск скрытых ресурсов личности, опора на его возможности создает на этой основе условия  для профессионального развития педагога.

Психолог, сопровождая профессиональную деятельность педагога,  может выступить помощником учителя, фасилитатором, внушающим ему  уверенность в собственных силах; просветителем, опирающимся на специфическое, психологическое знание; собеседником, способным видеть педагогическую ситуацию несколько с другой позиции, чем учитель, но понимающим и принимающим позицию учителя; игротехником, создающим ситуацию рефлексивного анализа, педагогом своего опыта; методистом – носителем культуры "психологизированной" дидактики, партнером по педагогической деятельности, совместно проектирующим программы или уроки.

В процессе психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога реализуется в следующем:

- Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.

- Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.

- Проведение с педагогами психологических тренингов и видеотренингов, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, “я-сообщение” и т.д.

- Сопровождение инновационной деятельности педагога.

 - Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.

- Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.

- Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.

- Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.

- Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.

-    Проведение сеансов психологической разгрузки.

- Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Необходимым условием психологического сопровождения педагогической деятельности является формирование психологической готовности к профессиональной деятельности, которая связана с  динамикой изменений в мотивационной сфере личности, формирования в ней профессионально значимых установок, изменение ценностно – смысловой структуры мировосприятия личности педагога.

Выделяются следующие критерии эффективности психологического сопровождения: успешность осуществления профессиональной деятельности педагога и удовлетворенность ею.

Итак, психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога является одним из ресурсов развития современного образования.

Однако следует обозначить и трудности исследуемой нами проблемы. Многие проблемы в деятельности психологического сопровождения обусловлены разобщенностью усилий различных групп специалистов.

Статус специалистов системы психологического сопровождения  и отдельных ее уровней требует более четкого юридического определения, кадрового и материально-технического обеспечения.

Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
  2. Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов //Начальная школа плюс до и после.- 2011.- № 5.- С. 3-16.
  3. Дубровина И.В.  Практическая психология образования: Учебное пособие. 4-е изд. Спб.: Издательство "Питер", издание 4-е, 2006 год, 592 стр.
  4. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя: Автореф. докт. дис. М., 1995.
  5. Сабельникова С.И. ФГОС: изменения в деятельности участников образовательного процесса / С.И.Сабельникова, Н.М.Муреева // Управление начальной школой.- 2011.- № 8.- С. 19-23.
  6. Хван А.А. Психологическое обеспечение инноваций как понятие психологии образования // Психологическая наука и образование. 2008. №1.
  7. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

ПРОГРАММА психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида» на 2015 – 2016 учебный год

ПРОГРАММАпсихологического сопровождения образовательного процессапедагога – психолога  Касаткиной Ирины ЛеонидовныКОУ ВО  «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»на 2015 – 2016 учебный год...

«Психологическое сопровождение профессиональной подготовки кандидатов в водители»

Методический материал «Психологическое сопровождение  профессиональной  подготовки кандидатов в водители»...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....

Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения учащихс

Педагогический проект на тему: Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения учащихся...