Тренинг «Быть творческим человеком - это классно!»
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шаповалова Татьяна Михайловна

Данный тренинг предназначен для подростков и направлен на развитие творческих способностей, креативности.  Разработка имеет практическую направленность и может быть использована  педагогами -психологам  различных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тренинга «Быть творческим человеком - это классно!»

Цель: способствовать развитию творческих способностей.

Задачи тренинга:

  • формирование навыков и умений управления творческим процессом;
  • развивать партнерское взаимодействие в решении творческих задач;
  • улучшить  эмоциональный настрой участников.

Материалы: бумага, маркеры, фломастеры, мяч, ватман, шаблоны бейджиков, рецепты от смехотерапевта  участникам тренинга.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Добрый день, дорогие ребята! По профессии - я психолог, и мне приятно всех вас видеть сегодня на своем занятии. Вы учитесь в прекрасной школе, вы все такие юные, энергичные и любознательные. И я думаю, что тема сегодняшнего тренинга «Быть творческим человеком - это классно!» будет для вас интересна.

Ребята, я хотела бы у вас спросить, а что для вас означает: быть творческим человеком. Как вы это понимаете? Принимаем любые ответы.(Для кого то – это умение сочинять стихи, придумывать танцы, придумать оригинальный рисунок, сочинить песню ит.д.)

 Но я с уверенность могу сказать, что независимо от того какую профессию вы выберете в будущем: педагогами в школах, воспитателями в садиках или возможно юристами, экономистами,  творческий подход, творческое мышление, творческие способности - будут помощниками в разных жизненных ситуациях, в любой профессиональной деятельности.

Сегодня на занятии мы познакомимся с играми-упражнениями, которые помогут не только разобраться в особенностях воображения каждого из вас, но и развить в себе творческие способности, проявлять изобретательность, наблюдательность и интуицию. Ведь именно эти качества присущи творческому человеку!

II. Основная часть

1.Упражнение знакомство

Цель: знакомство, создание позитивного настроя, установление контакта между участниками группы. 

Наш тренинг мы начинаем со знакомства. Это тоже творческий процесс. Каждый участник оформил собственную визитку, где указал имя. Каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на любую букву вашего имени. Но самое главное, чтобы это качество было самым лучшим, за которое вы себя уважаете. Основная ваша задача - подчеркнуть свою индивидуальность.

Итак, официальное знакомство прошло успешно. Вот в такой доброй и теплой атмосфере  мы продолжим наше занятие.

Я предлагаю обсудить главные правила работы тренинга, я раздам вам эти правила и мыс вами их обсудим. Правила распечатать на листочках и раздать детям. Каждый стол зачитывает одно правило.

  1. Внимательно слушать, когда говорят другие.
  2. Говорить по одному.
  3. Говорить искренне.
  4. Смотреть на того, к кому ты обращаешься.
  5.  Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую,
    я думаю.
  6. Уважать чужое мнение.
  7. Быть активным.
  8. Быть сплоченными.

Все согласны с правилами тренинга?

Ребята, прежде чем мы продолжим наше занятие,  я вас хотела бы спросить, а знаете ли вы, что такое творческое воображение? Это познавательный процесс, также как и мышление и внимание. Это лучшее лекарство от скуки, самая наискучнейшая вещь может стать интересной, если добавить в неё краски воображения.

А где можно применить творчество, воображение? На каких уроках невозможно обойтись без воображения?

  А я могу с уверенностью сказать, что ваши любимые уроки: литература, русский язык, очень тесно связаны с воображением. Вы спросите почему? Да потому что, как вы можете написать сочинение без воображения, а для того чтобы создать великолепную картину, или сочинить прекрасную музыкальную композицию что необходимо? Ну конечно, богатое воображение и фантазию.

2.Упражнение «Генераторы идей»

Цель: развитие нестандартного мышления. Сейчас я брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать один нестандартный, нетрадиционный способ использования этого предмета. Например, бросая мяч, я скажу «молоток» 1) можно использовать в качестве пресса, чтобы не разлетались лежащие на столе бумаги. 2) можно использовать в качестве ручки для тяжелой авоськи. 3) привязав к нему шпагат, как вешалку для пальто.

Итак, тот, кому я брошу мяч, назовет один нестандартный способ использования предмета. Будьте внимательны и сделаем так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого. ( горшок от цветка, палочка от мороженого, хлопушка, которой выбивают ковры, коктельная трубочка, аквариум, сапог, колесо от машины, обувной шнурок, скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка.)

3. Упражнение «Цвет эмоций»

Цель: развитие способности общаться с помощью пантомимики, мимики и жестов, снятие эмоционального напряжения. 

 Выбираем водящего. Водящий по хлопку закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий,  желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак, по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать.

4. Игра «Конструктор» 

Цель: развитие гибкости мышления. 

Составьте как можно  больше предложений со словами: например, девочка, серый волк, лес. Задание выполняется каждым участником на листке с той целью, чтобы каждый придумал хотя бы одно предложение. (3 мин.) варианты зачитываются в слух выбирается самый оригинальный ответ.

5. Упражнение «Нестандартные ситуации»

Цель: развитие нестандартного мышления. Ведущий предлагает участникам нестандартные ситуации. Необходимо предложить варианты выхода из них. 

Ситуация  №1. Необходимо измерить длину… ядовитой змеи. Но как это сделать неспециалисту без риска быть ужаленным? При этом, естественно, нельзя калечить животное.

Ситуация №2. Представьте себе, что вы стали главными редакторами журнала. Вам уже необходимо отдавать материалы в печать, а главная статья ещё не готова. Предложите варианты выхода из этой ситуации.

Ситуация №3. Представьте себе, что Вы уже закончили учиться, стали родителями и Ваш ребенок сутками сидит за компьютером. Предложите варианты выхода из этой ситуации.

6. Коллажирование

Цель: развитие творческого мышления, снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков. Мы сегодня сделаем свой коллаж. Коллаж называется «Я в окружающем мире». Перед вами шаблоны человечков, фломастеры, маркеры. Ваша задача, используя своё творческое воображение попытаться изобразить себя, изобразить так, на чьём бы месте вы хотели бы оказаться, как вы ощущаете себя в окружающем мире. Вы сами приклеите ваши творения на общий коллаж.  Я думаю, что у нас получиться креативный «шедевр». И в конце мы оценим результаты коллективного творчества. 

7.  Позитив от смехотерапевта

Цель: снятие эмоционального напряжения, рефлексия занятия.

Я смехотерапевт, и очень рада оказаться с вами здесь, в этой прекрасном, полным положительной энергии и хорошего настроения классе. Очень часто я прохожу по коридорам школы и ищу грустных ребят, педагогов, которые мало улыбаются, и пытаюсь им помочь. Не зря же я специалист – смехотерапевт, я лечу всех печальных, грустных, не весёлых юношей и девушек, ну и конечно же взрослых от плохого настроения.

А сейчас мы узнаем, каков уровень вашего настроения. Подумайте и определите, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь в данный момент.

Вот вам градусники, они не простые: шкала термометра делится на 3 части. Внизу, где изображен грустный смайлик, настроение тревожное, грустное. В середине «нейтральное»; а верхняя часть шкалы, с улыбающимся смайликом – настроение «жизнерадостное оптимистичное».

Участники выражают свое мнение, делая отметку фломастером возле соответствующего участка шкалы.

Я доктор знающий, опытный, с большим стажем, и с уверенностью могу сказать, что составляющими хорошего настроения являются

  • Здоровое тело
  • Ясный ум
  • Положительные эмоции и чувства

Тело нуждается в уходе, ум в тренировке и очень хорошо, если все сопровождается радостью, позитивом. Ведь смех – это лекарство от многих болезней. Но самое главное, смех повышает творческие способности. А для того, чтобы творчество било ключом, фантазия была безграничной в вашей  учебе – выписываю вам рецепты хорошего настроения и витамины позитива, для полного выздоровления. Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас! До свидания!

  1. Рефлексия

Ну вот и подошёл к концу наш тренинг. Мы хорошо поработали сегодня. И я бы очень хотела, чтобы вы высказали своё мнение.

  1. Какое упражнение вам понравилось больше всего?
  2. Какое упражнение самое сложное?
  3. Смогли ли вы на нашем тренинге полностью раскрыть свои творческие способности?
  4. Верите ли вы, что творчество поможет вам в жизненных ситуациях, почему?
  5. В каких ситуациях можно проявлять свои творческие способности?

Я признаю ваше старание, которые вы сейчас приложили. Спасибо и аплодирую вам тихо. А теперь все присоединяйтесь ко мне и аплодисменты будут громкими. Мы молодцы.

Хочу пожелать вам всем быть креативными, доброжелательными,  увлечённым своим делом, а самое главное – быть творческими, активными, инициативными, в жизни вам это все пригодится. Спасибо вам за работу. Тренинг закончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть хорошим человеком"

Классный час проведен в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан...

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) для учащихся 7 класса по теме: «Сам себе режиссер! Легко ли быть культурным человеком?»

В наше время одной из актуальных проблем стало воспитание нравственно-этической культуры обучающихся. Классный час составлен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование, углубление,...

Классный час «Что значит быть порядочным человеком?»

Формирование ценностного отношения школьников к нравственной категории «порядочность»....

Классный час «Что значит быть порядочным человеком?»

Классный час:«Что значит быть порядочным человеком?»10класс...

Тренинг «Быть волонтером»

Цел          Цель: сплочение коллектива.Используемое оборудование и расходные материалы: клип-борд, маркеры, клубок ниток, бумага с ручками на каждого участника...