Материалы исследования личности и классного коллектива
консультация по психологии на тему
представлены методики, для анализа интересов и направленности личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_dlya_pvr.docx | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ИНТЕРЕСОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Цель анкетирования: выявить интересы и направленности учащихся.
1. Любимые занятия (интереснее всего):
а) что делать
б) что читать
в) о чем говорить
2. Что у вас получается лучше всего?
3. Интересы научные и технические:
a) Любимые учебные предметы
b) Интересные для вас области науки
c) Интересные для вас области техники
d) Самые интересные изобретатели, ученые
e) Область науки и техники, в какой вы хотели бы заниматься сами
4. Эстетические интересы:
а) Любимый художник, его произведения
б) Любимый композитор, его произведения
в) Любимый скульптор, его произведения
г) Любимый архитектор, его произведения
д) Любимый писатель, его произведения
е) Какой областью искусства интересуетесь
5. Участие в кружках: предметных, технических, научных, литературных, музыкальных, спортивных, художественных.
а) В каких олимпиадах, конференциях принимали участие?
б) В каких конкурсах участвовали?
в) Какие призы и награды имеете и за что?
6. Интерес к профессии.
а) Какие профессии вам кажутся привлекательными?
б) Представителем какой профессии Вы видите себя в будущем?
в) Знаете ли Вы, кто является профессионалом в этой сфере?
7. Чем привлекает вас эта специальность? (Нужно подчеркнуть)
а) Возможностью приносить пользу обществу;
б) Умею работать в этой специальности и имею способности к ней;
в) Перспективная специальность;
г) Хорошо оплачивается;
д) Интересная и увлекательная.
8. В какой мере Вы уверены, что осуществите вашу мечту? (Нужное подчеркнуть.)
а) Абсолютно уверен;
б) Надеюсь, что удастся;
в) Не уверен, что удастся;
г) Уверен, что не удастся;
СОЦИОМЕТРИЯ
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.
Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоего класса к себе на день рождения, то кого ты пригасил(а) бы?(Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию имя этого человека)
2А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?32Кому ты доверишь свою тайну?43Кому никогда не доверишь свою тайну?
Ход опроса
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии( антипатии при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕНННЫХ ДАННЫХ
На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали- из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали- из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А…, то цифра 1 становится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым ( по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который определяется по формуле:
С = М / (n-1),
где С – социометрический статус подростка; M – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитывается от суммы положительных): N – число испытуемых.
Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному от деления: 7 : 9 = 0,78
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять положительных статусных групп.
Матрица социометрических положительных выборов
№ n|n | Фамилия, имя | Критерии выбора | Кого выбирают | ||||||||||
6 | Малахова | 1 3 | |||||||||||
7 | Павлова | 1 3 | |||||||||||
8 | Покровская | 1 3 | |||||||||||
9 | Александров | 1 3 | |||||||||||
Получено выборов | |||||||||||||
Получено взаимных выборов |
Классификация испытуемых
по итогам социометричесого эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принимаемые» | Среднее число полученных выборов |
«Непринимаемые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одного испытуемого |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:
К = Общее число сделанных положительных выборов
Общее количество испытуемых
Для нашего примера К= 60: 10= 6.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности коэффициент взаимности (КВ) вычисляется по формуле:
КВ = количество взаимных выборов
общее число выборов
В нашем случае КВ = (40:60) х 100% = 66,7 %. Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА В КОЛЛЕКТИВЕ
(Методика Л. Г. Жедуновой)
Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе
Ход опроса
Каждому педагогу, подростку предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе по девятибальной системе. Оцениваются полярные качества:
| Враждебность |
| Несогласие |
| Неудовлетворенность |
| Равнодушие |
| Нерезультативность |
| Холодность взаимоотношений |
| Отсутствие сотрудничества |
| Недоброжелательность |
| Скука |
| Неуспешность |
Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата, и наоборот.
Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой, а также вычисления средней для коллектива оценки атмосферы.
Методика «Направленность личности»
Цель: оценить уровень сформированности и учащегося опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека.
Методика позволяет выявить следующие направленности личности:
- Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
- Направленность на общение (О) – стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
- Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решение деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Инструкция. На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначаемых буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно.
Текст методики
- Больше всего удовлетворения в жизни дает:
- оценка работы;
- сознание, что находишься среди друзей;
- сознание того, что работа выполнена хорошо.
- Если бы играл в футбол, то хотел бы быть:
- известным игроком;
- выбранным капитаном команды;
- тренером, который разрабатывает тактику игры.
- Лучшими преподавателями являются те, которые:
- Имеют индивидуальный подход.
- Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свои точку зрения.
- Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.
- Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
- Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.
- Вызывают у всех дух соперничества.
- Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.
- Я рад, что мои друзья:
- Всегда верны и надежны.
- Помогают другим, когда для этого представляется случай.
- Интеллигентны и у них широкие интересы.
- Лучшими друзьями считаю тех,:
- На которых можно надеяться.
- С которыми хорошо складываются взаимные отношения.
- Которые иогут больше, чем я.
- Я хотел бы стать известным, как те, кто
- Может сильно любить.
- Отличаться дружелюбием и доброжелательностью.
- Добился жизненного успеха.
- Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть
- Опытным летчиком.
- Начальником отдела.
- Научным работником.
- Когда я был ребенком, я любил
- Когда меня хвалили.
- Игры с друзьями.
- Успехи в делах.
- Больше всего мне не нравиться, когда
- Меня критикуют.
- В коллективе ухудшаются товарищеские отношения.
- Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.
- Основная роль школ должна заключаться в:
- Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.
- Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
- Подготовке учеников к работе по специальности.
- Мне не нравятся коллективы, в которых:
- Человек теряет индивидуальность в общей массе.
- Недемократическая система.
- Невозможно проявление собственной инициативы.
- Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
- Для обеспечения отдыха.
- Для общения с друзьями.
- Для любимых дел и самообразования.
- Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
- Мои усилия достаточно вознаграждены.
- Работаю с симпатичными людьми.
- У меня работа, которая меня удовлетворяет.
- Я люблю, когда:
- Другие ценят меня.
- Приятно провожу время с друзьями.
- Чувствую удовлетворение от собственной работы.
- Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:
- Похвалили меня за мою работу.
- Сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы.
- Отьетили дело, которое я выполнил.
- Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
- Имел ко мне индивидуальный подход.
- Вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.
- Стимулировал меня на более интенсивный труд.
Обработка результатов.
Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определить преобладающую направленность личности, исходя из того, что ответы с буквой:
- - обозначают направленность на собственную личность;
- - на общение с другими людьми;
- - на деловую активность.
Анкета «Как я оцениваю свое здоровье?»
Цель: оценить уровень сформированности у учащегося (компетентности здоровьесбережения).
- Занимаюсь спортом:
ПОСТОЯННО ИНОГДА НЕ ЗАНИМАЮСЬ
- Как я питаюсь:
ХОРОШО НЕ ОЧЕНЬ ПЛОХО
- Курю:
ПОСТОЯННО РЕДКО НЕ КУРЮ
- Выпиваю:
ЧАСТО ИНОГДА НИКОГДА
- Употребление наркотиков:
ПОСТОЯННО ИНОГДА НИКОГДА
- Режим дня:
СТРОГО СОБЛЮДАЮ ИНОГДА НАРУШАЮ НЕ СОБЛЮДАЮ
- Соблюдаете ли гигиенический режим:
ПОСТОЯННО ИНОГДА НИКОГДА
- Делаете ли по утрам зарядку:
ПОСТОЯННО ИНОГДА НИКОГДА
- Проводятся ли физкультуры на уроках:
ПОСТОЯННО ИНОГДА НИКОГДА
- Как много времени тратится на выполнение домашнего задания:
3 ЧАСА И БОЛЕЕ ОТ 1 ЧАСА ДО 3-Х ДО 1 ЧАСА
11.На выполнение каких предметов тратится больше всего времени (перечислить).
Методика «РЕПКА»
Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течении учебного года.
Учащимся предлагаются следующие вопросы:
1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак +), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак -):
a) Физическая сила воли и выносливость;
b) Умственная работоспособность;
c) Сила воли;
d) Выдержка, терпение, упорство;
e) Ум, сообразительность, память;
f) Объем знаний;
g) Внимание и наблюдательность;
h) Критичность и доказательность мышления;
i) Умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
j) Умение планировать работу;
k) Умение организовывать свой труд (организованность);
l) Умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
m) Умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
n) Чуткость и отзывчивость к людям;
o) Умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
p) Умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
q) Умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
r) Умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.
2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?
Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:
Фамилия, имя учащегося Качества личности
Физическая сила и выносливость Умственная работоспособность
1Дружелюбие | Враждебность |
2Согласие | Несогласие |
3Удовлетворенность | Неудовлетворенность |
4Увлеченность | Равнодушие |
5Результативность | Нерезультативность |
6Теплота взаимоотношений | Холодность взаимоотношений |
7Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества |
8.Взаимная поддержка | Недоброжелательность |
9.Занимательность | Скука |
10.Успешность | Неуспешность |
1Дружелюбие | Враждебность |
2Согласие | Несогласие |
3Удовлетворенность | Неудовлетворенность |
4Увлеченность | Равнодушие |
5Результативность | Нерезультативность |
6Теплота взаимоотношений | Холодность взаимоотношений |
7Сотрудничество | Отсутствие сотрудничества |
8.Взаимная поддержка | Недоброжелательность |
9.Занимательность | Скука |
10.Успешность | Неуспешность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание интеллектуальной и толерантной личности в классном коллективе образовательного пространства гимназии
Рыночные преобразования социальных, производственных, аграрных отношений в нашей стране, базирующиеся на изменении политической структуры общества, отношений к собственности...
Воспитание интеллектуальной и толерантной личности в классном коллективе образовательного пространства гимназии
Современный человек стоит перед необходимостью строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею и нести ответственность за свой успех в жизни, справляться с возможными неудачами. Он призван ...
Программа воспитательной работы "Развитие творческой личности в классном коллективе" 10 - 11 класс классе"
Данная программа расчитана на два года: 10 и 11 класс. Ее содержание предполагает примерную тематику классных часов, родительских собраний, совместных мероприятий с родителями, классных собраний. Запл...
Развитие творческой личности в классном коллективе
“ Развитие творческой личности в классном коллективе”. Пояснительная записка С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспита...
Программа "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...
Воспитательная программа "Развитие личности в классном коллективе"
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личност...
Программа воспитания "Воспитание личности в классном коллективе"
Данна программа составления для организации воспитательной работы в классе по основным направлениям воспитательной деятельности....