Диагностика личностных результатов ФГОС ООО
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Халитова Джамиля Чолпонбаевна

Диагностический материал, разработанный на основе методики Степанова, предназначенный для оценки освоения личностных результатов с 5 по 9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_lichnostnyh_rezultatov.docx49.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе«Диагностики личностного роста школьников» П.В. Степанова и адаптирована для учащихся МБОУ «ООШ №1» г.Губкинского)

Составитель: педагог-психолог МБОУ «СОШ №1» г. Губкинского  Д.Ч. Халитова

Стандарт устанавливает следующие требования к личностным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Предлагаемая методика отражает формирование вышеперечисленных компонентов и позволяет отслеживать в динамике личностный рост обучающихся на разных этапах их развития.

Цель:изучение личностных результатов освоения общеобразовательной программы через оценку личностного роста подростка.

Описание методики

Нами предложено три варианта диагностического опросника – для учащихся 5-х классов, 6-7-х классов  и для учащихся 8-9-х классов. Структура этих опросников адаптирована для каждой возрастной группы. Способы обработки и интерпретации результатов идентичны.

Каждый из опросников состоит из 63 утверждений, к которым подростки могут выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько они согласны (или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах от «+4» до «–4». Количество утверждений - 63 - объясняется следующим образом: на каждую из 9 объектов ценностного отношения (которые были отобраны нами в соответствии с требованиями ФГОС) предлагается по 7 утверждений, выявляющих отношение школьников к этим ценностям.

Способы обработки результатов и их интерпретация подробно описаны в диагностическом материале.


Диагностический материал для 5-х классов

Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»):

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали Ваше личное мнение. Свои оценки Вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

  1. Мне нравится, когда в выходной день вся наша семья собирается вместе.
  2. Те, кто ругает происходящее в стране, по-настоящему не любят свою Родину .
  3. Бродячих собак не надо жалеть, потому что они могут быть опасны.
  4. Я могу с радостью выполнять разную работу.
  5. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
  6. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
  7. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
  8. Глупо рисковать ради другого человека.
  9. Если человек хочет быть здоровым, он обязательно должен заниматься спортом.
  10. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
  11. Мне повезло, что я живу именно в России.
  12. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.
  13. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
  14. Если человек опрятно выглядит, значит он уважает не только себя, но и окружающих.
  15. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
  16. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
  17. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
  18. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.
  19. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей – так он чувствует себя более свободным.
  20. Когда я вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
  21. Держать животных в передвижных зоопарках – бесчеловечно.
  22. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
  23. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
  24. Учеба – занятие для «ботаников».
  25. Убить человека ради справедливости – это нормально.
  26. Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
  27. Я считаю, если покурить один раз – это не страшно.
  28. Я горжусь своей фамилией.
  29. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
  30. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, – неплохой способ заработать деньги.
  31. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
  32. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного – ребенок тоже имеет право высказаться.
  33. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей.
  34. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.
  35. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, не хотят работать.
  36. Все знаменитости стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  37. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
  38. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн – это скучно и приходится все время вставать.
  39. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
  40. Хорошая учеба – это тоже важный и серьезный труд.
  41. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
  42. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
  43. Когда окружающие меня люди чем-то расстроены, мне тоже плохо.
  44. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
  45. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или прогулки, чем сидение у компьютера или телевизора.
  46. Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или родственниках.
  47. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.
  48. В нашей стране самые большие запасы воды в мире, поэтому нам можно ее не экономить.
  49. От того, что мы проводим субботники, пользы нет.
  50. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого – ведь он уже взрослый.
  51. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.
  52. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
  53. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
  54. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
  55. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
  56. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в России.
  57. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.
  58. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
  59. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
  60. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из него что-то новое – на это есть школа.
  61. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой заставлять работать.
  62. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
  63. Если продукт вкусный, его можно есть, даже если он не полезный.

Бланк для ответов

1

10

19

28

37

46

55

2

11

20

29

38

47

56

3

12

21

30

39

48

57

4

13

22

31

40

49

58

5

14

23

32

41

50

59

6

15

24

33

42

51

60

7

16

25

34

43

52

61

8

17

26

35

44

53

62

9

18

27

36

45

54

63


Диагностический материал для 6 – 7 классов

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или –4).

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!

  1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
  2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
  3. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
  4. Я способен с радостью выполнять разную работу.
  5. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.
  6. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
  7. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.
  8. Глупо рисковать ради другого человека.
  9. Спортивные занятия – необходимость для здоровья каждого человека.
  10. Когда я стану взрослым, то смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
  11. Мне повезло, что я живу именно в России.
  12. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.
  13. Физическим трудом занимаются одни неудачники.
  14. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
  15. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
  16. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
  17. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
  18. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.
  19. Хорошо, когда у человека нет семьи и детей – так он чувствует себя более свободным.
  20. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину от врагов.
  21. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
  22. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.
  23. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
  24. Учеба – занятие для заумных «ботаников».
  25. Если ради справедливости надо убить человека – это нормально.
  26. Мне нравится дарить подарки своим друзьям, родственникам, знакомым.
  27. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
  28. Я горжусь своей фамилией.
  29. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.
  30. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, – неплохой способ заработать деньги.
  31. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
  32. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного – ребенок тоже имеет право высказаться.
  33. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей.
  34. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.
  35. Люди, которые просят милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
  36. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  37. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
  38. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн – это скучно и приходится все время вставать.
  39. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
  40. Хорошая учеба – это тоже важный и серьезный труд.
  41. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.
  42. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
  43. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.
  44. Я помогу другому человеку, даже если очень занят.
  45. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.
  46. Человеку не обязательно что-то знать о своих предках или родственниках.
  47. Бывает, что я испытываю сильное волнение, чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.
  48. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
  49. Субботник по очистке территории дома или школы – бесполезное занятие.
  50. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого – ведь он уже взрослый.
  51. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.
  52. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
  53. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
  54. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное для человека.
  55. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
  56. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
  57. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.
  58. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
  59. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
  60. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать из него что-то новое – на это есть школа.
  61. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.
  62. Человек никогда и ничего не будет делать, если ему это не выгодно.
  63. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.

Бланк для ответов

1

10

19

28

37

46

55

2

11

20

29

38

47

56

3

12

21

30

39

48

57

4

13

22

31

40

49

58

5

14

23

32

41

50

59

6

15

24

33

42

51

60

7

16

25

34

43

52

61

8

17

26

35

44

53

62

9

18

27

36

45

54

63


Диагностический материал для 8 – 9 классов

Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько Вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень Вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»):

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали Ваше личное мнение. Свои оценки Вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

  1. Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом.
  2. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
  3. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
  4. Я способен с радостью выполнять разную работу.
  5. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.
  6. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
  7. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
  8. Глупо брать на себя риск ради пользы другого человека.
  9. Спортивные занятия – жизненная необходимость для каждого человека.
  10. Я смогу прожить счастливо и не создавая собственной семьи.
  11. Я многим обязан своей стране.
  12. За новогодней елкой лучше сходить в лес, потому что там можно выбрать самую пушистую.
  13. Физический труд – удел неудачников.
  14. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
  15. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.
  16. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
  17. Мне жаль беспомощных людей и хочется им помочь.
  18. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.
  19. Без семьи и детей человек чувствует себя более свободным.
  20. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
  21. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
  22. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.
  23. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурия.
  24. Учеба – занятие для «ботаников».
  25. Если ради справедливости надо убить человека, то это нормально.
  26. Я испытываю сильные положительные эмоции, когда делаю кому-то подарок.
  27. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
  28. Я горжусь своей фамилией.
  29. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.
  30. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа – нормальный способ заработать деньги.
  31. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.
  32. Какое общение без бутылки «Клинского»!
  33. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.
  34. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
  35. Люди, просящие милостыню, скорее всего, ленивы и лживы.
  36. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.
  37. Рассматривать старые семейные фотографии – занятие для чудаков.
  38. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.
  39. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.
  40. Хорошая учеба тоже серьезный труд.
  41. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодежи.
  42. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.
  43. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
  44. Я могу пожертвовать своим благополучием ради помощи незнакомому мне человеку.
  45. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
  46. Человеку не обязательно знать свою родословную.
  47. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
  48. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
  49. Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.
  50. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
  51. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.
  52. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
  53. Я готов помочь пожилому человеку только за вознаграждение.
  54. Я думаю, что здоровье сегодня не самое главное в жизни.
  55. Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы.
  56. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
  57. Я считаю, что носить шубы из натурального меха безнравственно.
  58. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
  59. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
  60. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.
  61. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.
  62. Человеку свойственно никогда и ничего не делать без оглядки на собственную выгоду.
  63. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.

Бланк для ответов

1

10

19

28

37

46

55

2

11

20

29

38

47

56

3

12

21

30

39

48

57

4

13

22

31

40

49

58

5

14

23

32

41

50

59

6

15

24

33

42

51

60

7

16

25

34

43

52

61

8

17

26

35

44

53

62

9

18

27

36

45

54

63


Обработка результатов

Ответы школьников распределяются по 13 шкалам: им соответствуют 13 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

1. Характер отношений школьника к семье показывают его оценки высказываний №№ 1,10,19,28,37,46,55. При этом в ответах на вопросы №№ 1, 28,55 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 10,19,37,46 знак меняется на противоположный.

2. Характер отношений школьника к Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 2, 11,20,29,38,47,56. При этом в ответах на вопросы №№ 11,20,47,56 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2,29,38 знак меняется на противоположный.

3. Уровень экологической культуры показывают его оценки высказываний №№ 3,12,21,30,39,48,57. При этом в ответах на вопросы №№ 21,57 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 3,12,30,39,48 знак меняется на противоположный.

4. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 4,13,22,31,40,49,58. При этом в ответах на вопросы №№ 4,22,31,40,58 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 13,49 знак меняется на противоположный.

5. Уровень освоения социальных норм, развитие эстетического и морального сознания показывают его оценки высказываний №№ 5,14,23,32,41,50,59. При этом в ответах на вопросы №№ 14,23 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 5,32,41,50,59 знак меняется на противоположный.

6. Характер отношений школьника к учению показывают его оценки высказываний №№ 6,15,24,33,42,51,60. При этом в ответах на вопросы №№ 15,42 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6,24,33,51,60 знак меняется на противоположный.

7. Характер отношений школьника к другому человеку показывают его оценки высказываний №№ 7,16,25,34,43,52,61. При этом в ответах на вопросы №№ 34,43,52 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 7,16,25,61 знак меняется на противоположный.

8. Формирование коммуникативной компетенции показывают его оценки высказываний №№ 8,17,26,35,44,53,62. При этом в ответах на вопросы №№ 17,26,44 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 8,35,53,62 знак меняется на противоположный.

9. Характер отношений школьника к здоровому и безопасному образу жизни показывают его оценки высказываний №№ 9,18,27,36,45,54,63. При этом в ответах на вопросы №№ 9,36,45 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18,27,54,63 знак меняется на противоположный.

Интерпретация результатов

1. Характер отношений школьника к семьеОт +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) -ценность семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В будущем он хочет создать счастливую семью.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)- семья для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без напоминания не всегда вспомнит о Дне рождения кого-то из близких. Заботу родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой он живет сейчас.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)-отношение к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-то серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью, послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)-семья не представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно отразится на его способности и желании создать собственную счастливую семью.

  1. Отношение подростка к Отечеству

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) - подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма. Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение)- подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни, города. Однако, ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее, не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не предложить.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток старается открыто не проявлять свое отношение к стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может «правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то, что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное)- можно предположить, что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое другое. Все успехи – это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна («да разве в этой стране…»). Может быть, сам он не будет участвовать в осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память – это не то, за что можно получить дивиденды.

  1. Уровень экологической культуры

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- у подростка вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности ощущать гармонию мира, в котором живет).

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее всего, воспользуется.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на полезных и бесполезных, радующих его и взгляд и вызывающих брезгливое отношение.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)-природа воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».

  1. Отношение подростка к труду

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет - в любом случае подросток этого не стыдится.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - скорее всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так: «Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа - удел людей второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно никогда за нее не возьмется.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)-

более-менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.

  1. Уровень освоения социальных норм, развитие морального и эстетического сознания

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлет вандализма.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в ответ»), неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и т.п. Вандалы антипатичны ему.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с телеканалом «Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего, не станет.

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- слово «культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань - силы, «потягивание пивка» под аккомпанемент матерщины - лучшим времяпрепровождением. Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная старая рухлядь, поэтому он совсем не против «скинуть их с парохода современности».

  1. Отношение подростка к учению

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)-перед вами - любознательный человек, у которого есть устойчивое стремление к познанию нового. Подросток может быть «неудобен» учителю, так как много спрашивает на уроке, сомневается в, казалось бы, очевидных вещах. Он считает, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний, и стремится к их получению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток может неплохо учиться, но по своей инициативе вряд ли будет долго копаться в книгах, чтобы найти значение непонятного ему термина или факта. В его сознании знания и будущая карьера, конечно, связаны, но не прикладывать же для этого столько усилий!

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток никогда не спросит взрослого, если ему что-то непонятно. Откровенно не понимает, как по телевизору можно смотреть научно-популярные программы. Знания носят для него чисто утилитарный характер (выучил, ответил - значит, не нажил неприятностей).

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- очевидно, потребность в получении знаний у подростка практически отсутствует. Он откровенно презирает тех, кто учится, считает их «ботаниками» - людьми, живущими неполноценной жизнью. Он уверен, что уровень и качество его образования не окажут никакого влияния на его дальнейшую жизнь.

  1. Отношение подростка к другому человеку

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для подростка. Человеческая жизнь для него бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слез невинных». «Лес рубят, щепки летят» - это недопустимо для нашего героя. Он милосерден, способен к сочувствию, состраданию, прощению.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - ценность человека может быть и осмыслена подростком, но полноценно не прочувствована. Он может продемонстрировать свой гуманизм, но в глубине души отдельные категории людей (например, психически больные, попрошайки, бомжи) представляются ему теми, кто мешает ощущать радость жизни. Подросток допускает смертную казнь за самые тяжкие преступления. Когда на разных чашах весов оказываются торжество справедливости и «милость к падшим», он скорее всего выберет первое.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- скорее всего, подросток склонен делить людей на нормальных и ненормальных. К первым он относится вполне уважительно, может быть даже милосердным к ним; вторых же считает «недочеловеками» и хотел бы как можно реже с ними сталкиваться. Великой цели, по его мнению, нельзя добиться, не замарав рук. Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он одинаково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой», - скорее, «сборщиком» или «вязальщиком дров».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- человек как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к проявлениям жестокости в отношении других людей, презрительно относится к любым актам милосердия. «Слабаки» и «ненормальные», по его мнению, ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что справедливость, порядок, стабильность стоят того, чтобы ликвидировать психически больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к действиям.

  1. Формирование коммуникативной компетенции

От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)- подросток - подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить подарки «просто так».

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) - подросток не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого не случается, расстраивается.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)- подросток лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется узнать, а «что ему за это будет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) -подросток сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя«центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию, циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь. Все нищие для него - лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.

  1. Отношение подростка к здоровому и безопасному образу жизни

0т +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение)-для подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постарается не допустить этого в отношении других.

От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) -ценность здоровья значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для него - естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам - извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального внимания своей физической форме.

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение)-ценность здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, - в них есть некая приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».

От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение)- собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой здоровья, физической культуры и спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения сравнительной диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучаемости учащихся 5 класса

Данная методическая разработка содержит рекомендации для диагностики достижения предметных, метапредметных, личностных результатов учащимися 5-го класса в процессе изучения математики. (сентябрь-декаб...

Диагностика личностных результатов обучающихся

ДИАГНОСТИКА                                                      ...

Диагностика личностных результатов обучающихся

Данные методики предназначены для оценки личностных результатов обучающихся....

Диагностика личностных результатов учащихся в условиях дистанционного обучения

Одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является личностно-ориентированное образование. Личностные универсальные учебные действия не могут быть сформиров...

Диагностика личностных результатов

Диагностика личностных результатов...

Диагностика личностных результатов

Диагностика личностных результатов...