Диагностика личностных результатов учащихся в условиях дистанционного обучения
статья по обж

Савельева Ирина Викторовна

Одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является личностно-ориентированное образование. Личностные универсальные учебные действия не могут быть сформированы только в рамках урока, они являются результатом воспитательно-образовательной деятельности школы. Во время дистанционного обучения могут возникнуть сложности при диагностике личностных результатов. В статье приводятся формы работы на уроках ОБЖ, связанные с личностным развитием учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика личностных результатов учащихся в условиях дистанционного обучения

Савельева И.В.

ГБОУ Гимназия № 271

Красносельского района Санкт-Петербурга

им. П.И. Федулова

Педагог-организатор ОБЖ

        Аннотация: одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта является личностно-ориентированное образование. Личностные универсальные учебные действия не могут быть сформированы только в рамках урока, они являются результатом воспитательно-образовательной деятельности школы. Во время дистанционного обучения могут возникнуть сложности при диагностике личностных результатов. В статье приводятся формы работы на уроках ОБЖ, связанные с личностным развитием учащихся.

        Ключевые слова: ФГОС, личностное образование, самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание, ОБЖ

Личности мало прав,

ей надобно обеспечение и воспитание,

чтобы пользоваться ими.

А.Герцен

Одним из основных направлений Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) является личностно-ориентированное образование. Данное направление получило активное развитие вследствие гуманизации и гуманитаризации образовательной системы и, как следствие, одной из основных её целей стало удовлетворение интересов обучающихся, развитие их индивидуальности. Все это нашло свое отражение во ФГОС. Согласно данному документу «единство обязательных требований к результатам освоения программ реализуется на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни». [4] Личностное образование предполагает не только знакомство с опытом предыдущих поколений, но и накопление собственного личностного опыта в процессе включения их в проживание отношений в социуме. И, в этом случае, предметный материал выступает как основа для личностного развития каждого обучающегося.

Личностные результаты, которые обозначены во ФГОС на различных ступенях образования имеют общие положения и должны отражать:

  • осознание российской гражданской идентичности;
  • готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. [4]

Таким образом, личностное развитие учащихся включает гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание, воспитание ценностей научного познания. Объектом оценки личностных результатов служит сформированность личностных универсальных учебных действий, которые условно можно разделить на три блока: самоопределение, смыслообразование и нравственно-эстетическое оценивание. Рассмотрим их более подробно.  

Вопрос самоопределения затрагивается во всех гуманитарных науках – педагогике, психологии, философии и др. Человек постоянно задумывается – Кто я? Что я могу? Что я хочу? Эти и другие вопросы связаны с самоопределением личности, т.е. сознательным выбором человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Самоопределение – это, прежде всего, умение принимать решения и нести за них ответственность. Исследователи выделяют несколько видов самоопределения: социальное, гражданское, общественно-политическое, профессиональное, религиозное, семейное, внутригрупповое. Самоопределение является важнейшим этапом взросления. Человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понять свою уникальность, определить свое место в мире. И для этого человек проходит несколько этапов: осознание себя частью общества; сравнение себя с другими людьми; оценивание себя; умение выбрать социальную роль,  гражданскую позицию, ценности.

В условиях современного мира с каждым годом увеличивается объем информации, которая появляется в результате научной и практической деятельности людей. В связи с этим знания, которые усваиваются учащимися в школе, стремительно устаревают и нуждаются в постоянной коррекции. Цель деятельности школы не только в передаче информации от учителя к ученику, но и развитие ученика как субъекта самообразования, который обладает умением учиться. Таким образом, предполагается, что по окончании школы ученики будут не только обладать определённым объёмом знаний, но и будут способны самостоятельно ставить учебные цели, достигать и оценивать полученные результаты.

Смыслообразование можно рассматривать как «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается её деятельность, осознаваемое как «значение для меня», усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы» [5]. Смысл – условие успешной регуляции деятельности.

Нравственно-эстетическая позиция заключается в оценке проблемы, которая содержит моральный конфликт. Она основывается на социальных и личностных ценностях и включает несколько составляющих: выделение морального содержания ситуации, ориентацию на мотивы поступков участников, идентификацию моральных чувств и их осознание.

Таким образом, личностные универсальные учебные действия направлены на формирование у учащихся умения осознавать, исследовать и принимать жизненные ценности, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Для их формирования используются такие виды работ как участие в проектах, различные творческие задания, самооценка событий или происшествий, создание дневников достижений (портфолио).

Значимость личностных качеств обучающихся наиболее возрастает при дистанционном обучении.  В условиях пандемий, быстро развивающейся цифровизации общества дистанционные технологии все чаще применяются на различных уровнях обучения. При организации дистанционного обучения важно, чтобы все участники образовательного процесса были готовы к взаимодействию в новых для них условиях и не все учащиеся могут с ними справиться. Среди основных проблем, связанных с формированием личностных УУД можно выделить такие как, отсутствие самодисциплины, отсутствие социального взаимодействия, слабая самомотивация. Очень часто, при дистанционном обучении, обучающимся приходится переходить от пассивного слушания материала и конспектирования к активной работе с учебными материалами, которые предоставляет преподаватель. Многие не готовы к такой смене вида деятельности. Кроме того, при онлайн-обучении создается ощущение свободы, что часто вызывает ощущение неограниченного времени. Неумелое использование учебного времени приводит к серьезному отставанию от учебной программы и может вызвать сильный стресс. Но, наиболее остро стоит проблема социального  взаимодействия. Находясь в классе, учащиеся имеют возможность общаться с педагогом и одноклассниками напрямую, сразу реагировать, получать ответы на свои вопросы. В условиях дистанционного обучения многие учащиеся могут ощущать себя изолированными, что отрицательно сказывается на мотивации,  возникает соблазн отложить учебу на потом. Онлайн-формат требует от учащихся дисциплины и целеустремлённости, ответственности и самостоятельности, потребности в саморазвитии. Они необходимы для того, чтобы учащиеся могли оставаться заинтересованными и добивались прогресса. Таким образом, дистанционное обучение можно назвать «саморегулируемым обучением», поскольку учащиеся сами управляют своим временем и планируют свою деятельность.

Рассматривая вопрос диагностики личностных результатов учащихся, приведём пример форм работы на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях дистанционного обучения. Школьная программа по дисциплине направлена на изучение основных понятий, которые могут пригодиться школьникам для обеспечения собственной безопасности в различных опасных или чрезвычайных ситуациях. В рамках курса обучающиеся учатся различать опасности различных видов, предвидеть их последствия и, как следствие грамотно действовать при их возникновении. Данный учебный предмет охватывает большое количество ситуаций, с которыми могут столкнуться люди в повседневной жизни. В 2019/2020 учебном году в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 был изменен учебный процесс в образовательных учреждениях. Все занятия проводились дистанционно. На сегодняшний день некоторые уроки продолжают проводиться дистанционно, в том числе и уроки ОБЖ. Тем не менее, формирование у обучающихся мировоззренческих основ, а также овладение основами личностной безопасности, умениями и навыками поведения в чрезвычайных ситуациях является главной целью преподавания этого предмета не только на учебных занятиях, но и на занятиях с использованием дистанционных технологий обучения [1].

Для достижения цели в данных условиях могут использоваться такие формы работы как видеоконференция;  составление памяток, инструкций; создание плакатов по теме; задания на составление вопросов, кроссвордов, викторин по теме. Данные формы призваны решить основные проблемы, связанные с дистанционным обучением. Для этого разработан четкий алгоритм действий: назначение видеоконференции в определённое время, беседа по теме, выполнение задания, оценка задания. Видеоконференция помогает учащимся решить проблемы социального взаимодействия и самодисциплины, а творческие задания помогают повысить самооценку и самомотивацию, сформировать портфолио ученика.

Таким образом, организация и применение дистанционных образовательных технологий позволяют добиваться не только предметных, но и личностных результатов. Однако такие формы работы требуют не только усиленного контроля со стороны преподавателя, но и постоянную коррекцию и доработку системы онлайн-обучения.

Список литературы:

1. Булах К.В., Бурцева Е.Т. Модель профессиональной подготовки специалиста с учетом требований современного рынка труда // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 3(223). С. 39-44.

2. Поберезкая В. Ф., Новикова Н. Н. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в условиях дистанционного обучения // Научно-методиче-ский электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 05 (май). – С. 84–99. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211033.htm.

3. Полякова Татьяна Николаевна Личностные результаты школьников: проблема оценки и диагностики // ЧиО. 2016. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-rezultaty-shkolnikov-problema-оtsenki-i-diagnostiki (дата обращения: 13.06.2022).

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

5. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд.. – М., 1990

6. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения ФГОС: учеб. пособие / авт.-сост. П. М. Горев, В. В. Утёмов. – Киров: МЦИТО, 2015. – 275 с.

7. Чернышов С. А. Массовый переход школы на дистанционное обучение в оценках локального педагогического сообщества // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 3. – С. 131–154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения.

Роль педагога — психолога в развитии эмоционально — личностной сферы ребенка — инвалида в условиях дистанционного обучения....

Организация деятельности учащихся на уроке в условиях дистанционного обучения и с учетом особенностей детей с ОВЗ.

Организация деятельности учащихся на уроке в условиях дистанционного обучения и с учетом особенностей детей с ОВЗ....

Проектирование занятий с учащимися в классе фортепиано в условиях дистанционного обучения

Дистанционное обучение - быть или не быть? Актуальная проблема новейшей истории! Сенсация - музыканты занимаются удалённо, или Как учителю не сойти с ума. В статье рассматриваются аспекты взаимодейств...

Формирование социокультурной компетенции в условиях дистанционного обучения учащихся основной школы

   Проблема формирования социокультурной компетенции стоит достаточно остро, потому что интерес учащегося снижается к изучению языку в целом на этапе основной школы, если он не имеет ...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И КОНТРОЛИРУЕМАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрывается особая значимость самостоятельной работы в учебном процессе, которая актуальна сегодня как никогда. Условия самостоятельной работы способствуют формированию познавательной потреб...

Достижение личностных результатов обучающихся в условиях проектного обучения

Достижение личностных результатов обучающихся в условиях проектного обучения...