Программа элективного курса "Как стать успешным предпринимателем"
рабочая программа по психологии (11 класс) на тему
Предлагаемый элективный курс: «Как стать успешным предпринимателем» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями, опираясь на знания основ общей психологии, психологи управления в области организации собственного бизнеса, умениями и навыками грамотного поведения в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации.
Курс «Как стать успешным предпринимателем» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний.
Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:
· общая психология-знакомство с основами формирования лидерских качеств,
· конфликтология, психология становления успешной личности;
· иностранный язык (термины, маркировка, символы);
Цель курса:
Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.
Задачи курса:
ü Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
ü Повысить экономическую и психологическую грамотность, предпринимательское самосознание;
ü Повысить психологическую компетентность учащихся через расширение и углубление знаний о своей индивидуальности.
ü формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни.
ü Обучение основам формирования лидерских качеств, конфликтологии, взаимодействия в команде единомышленников, стрессоустойчивости, воспитание предприимчивости, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.
ü Формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_stat_uspeshnym_predprinimatelem_razrabotka_zanyatiy.docx | 35.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заворонежская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании ШМО Протокол №___ от _________ Руководитель ШМО -----------------------(-------------------) | Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы Протокол № __ от ______ Руководитель МС -------------------(Радченко О.В.) | Утверждена приказом МБОУ Заворонежской СОШ № Директор ____________(Жукова В.В.) |
Рабочая программа элективного курса
Как стать успешным предпринимателем
для 11 класса
(срок реализации 1 год)
Разработчик: Свиридова Л. В.
педагог -психолог
2016-2017 учебный год
г. Мичуринск
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Как стать успешным предпринимателем» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и экономике, в соответствии с задачами модернизации содержания обществоведческого образования в школе. В основу программы положены основные положения концепции профильного обучения, а также концепция реализации Национальной президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».
Данный курс ориентирован на учащихся средней (полной) школы, имеющих интерес к экономике и психологии, ориентированных на выбор профессий, связанных с предпринимательством.
Переход к рыночной экономике обусловил повышенный интерес к экономическим наукам, возросшую потребность в изучении прикладной экономики, в частности основ предпринимательской деятельности. И возможность проявить себя в этом важнейшем государственном деле могут (через несколько лет) сегодняшние школьники. От современной школы требуется большая работа по подготовке и воспитанию делового человека – личности с развитым культурно - нравственным, творческим началом и психологическими знаниями, экономическим мышлением. Понятие «деловая личность» выступает при этом как перспективная модель готовности человека к новому типу профессионально - трудовой, предпринимательской деятельности в условиях рынка.
Предлагаемый элективный курс: «Как стать успешным предпринимателем» поможет учащимся овладеть современными экономическими знаниями, опираясь на знания основ общей психологии, психологи управления в области организации собственного бизнеса, умениями и навыками грамотного поведения в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Его изучение, в сочетании с образовательной деятельностью по тому или иному направлению, а также выбора профиля дальнейшего образования, поможет школьникам адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни.
Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных работ учащимися - написание реферата.
Курс «Как стать успешным предпринимателем» тесно взаимодействует с гуманитарными областями знаний. Интегрированный характер содержания курса предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами, как:
- общая психология-знакомство с основами формирования лидерских качеств,
- конфликтология, психология становления успешной личности;
- иностранный язык (термины, маркировка, символы);
- русский язык – правила написания терминов;
- право – права и обязанности граждан, знакомство с законом;
Содержание учебного курса адаптировано к условиям школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 11-х классов основам предпринимательства в основном в сфере малого бизнеса и рассчитана на 34 часа с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
Программа курса составлена на основе учебной программы Автономова В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2010. 243 с.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
∙ готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
∙ осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
∙ владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
∙ готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты:
∙ овладение базовыми экономическими понятиями, знаниями в области психологии;
∙ владение применением полученных теоретических знаний в социальной реальности российского общества;
Цель курса:
Воспитание и формирование предпринимательского правосознания на основе ключевых образовательных компетентностей учащихся, позволяющих овладеть социальным опытом в сфере основ предпринимательской деятельности, ориентированной на профессиональное самоопределение.
Задачи курса:
- Удовлетворить познавательный интерес учащихся на основе готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
- Повысить экономическую и психологическую грамотность, предпринимательское самосознание;
- Повысить психологическую компетентность учащихся через расширение и углубление знаний о своей индивидуальности.
- формирование практических навыков применения полученных знаний в жизни.
- Обучение основам формирования лидерских качеств, конфликтологии, взаимодействия в команде единомышленников, стрессоустойчивости, воспитание предприимчивости, ответственности, культуры поведения будущего предпринимателя.
- Формирование готовности брать на себя ответственность за свой выбор.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, соответствующих его целям и задачам. Мотивацию учебной деятельности предполагается повысить за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, тренингов, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии, приобщения к творческой деятельности, элементов критического мышления, способности к моделированию ситуаций, проектной и информационных технологий.
Ожидаемый результат:
Непосредственные результаты выражаются в овладении навыками практического самопознания и углублении знаний о своих психологических ресурсах. Работа над курсом предполагает приобретение, развитие следующих навыков, умений и компетенций учащихся как совокупности действий, которая позволит:
Изучить:
- секреты построения малого бизнеса, опираясь на знания психологии управления;
- слагаемые успешной деятельности лидера;
- составляющие благоприятного психологического климата коллектива.
Понимать:
- экономическую и психологическую роль предпринимательства;
- характерные черты личности и качества успешного предпринимателя;
- сущность востребованного работника на рынке труда;
- особенности феноменов лидерства, успешной личности, стрессоустойчивости;
- основы эффективного командообразования;
- технологию составления резюме для прохождения собеседования;
- механизмы профессионального выбора в условиях современного рынка;
Анализировать:
- исходную ситуацию и принимать стратегическое решение;
- деловые качества современной личности, необходимые для успешной предпринимательской деятельности;
- возможности предпринимательства, основанные на овладениистратегиями достижения успеха.
- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;
- аргументированно оценивать свои действия и логично отстаивать свое мнение
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эффективного планирования своей учебной и в дальнейшем, предпринимательской деятельности;
- для анализа конкретных ситуаций в повседневной деловой жизни;
- для действия в соответствии с личными и общественными интересами;
- для самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации;
- для эффективной работы в команде;
- для умения устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.
Ввиду того, что процесс самоопределения не детерминируется временем обучения в школе, то прогностическим результатом работы можно считать готовность и психологическую обеспеченность готовности к позитивной жизненной самореализации, успешную социализацию выпускников школы.
Методы работы на занятиях включают лекции, беседы, дискуссии, ролевые и деловые игры, семинары, практикумы, тренинги. Преобладающим является использование интерактивных форм, предполагающих активное субъектное участие учащихся в процессе.
Изучение элективного курса «Как стать успешным предпринимателем» предполагает итоговую форму аттестации в виде защиты рефератов по выбранным заранее темам курса.
Тематический план элективного курса
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теор. | прак.т. | |||
I.БлокЛидерство. Лидерство. Общие понятия лидерства. | |||||
1 | Общие понятия лидерства. | 1 | 1 | ||
2 | Стили лидерства. | 1 | 1 | ||
3 | Лидер – каков он? Классификация типов лидерства. | 1 | 1 | ||
4 | Жизненные стратегии лидера.Личностные качества современного | 1 | 1 | Тренинг «Мои лидерские качества» | |
5 | Организаторские способности лидера. | 1 | 1 | ||
6 | Ресурсы лидера.Харизма, интуиция, управление и самоуправление в жизни лидера. | 1 | 1 | Защита реферата «Как стать лидером» | |
7-8 | Лидерство как основа успеха. Диагностика лидерских качеств.
| 2 | 1 | 1 | Деловая игра «Кораблекрушение» |
II Блок Основы делового общения | |||||
9-10 | Развитие навыков эффективной коммуникации Знакомство с деловым этикетом. | 2 | 1 | 1 | Защита реферата «Правила делового этикета» |
11 | Формирование представлений о способах конструктивного взаимодействия. | 1 | 1 | Коммуникативный тренинг «Развиваем навыки эффективного взаимодействия» | |
12-13 | Как не стать жертвой манипуляции | 2 | 1 | 1 | Защита реферата «Как противостоять манипуляции» |
14 | Предложение своих услуг на рынке труда. Формирование навыков прохождения собеседования. | 1 | 1 | Тренинг «Как успешно пройти собеседование при приеме на работу» | |
15-16 | Самопрезентация. Общая характеристика резюме. Модификация резюме в зависимости от вакантной должности. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа «Написание резюме» |
17-18 | Психологические особенности прохождения собеседование. Имидж. | 2 | 1 | 1 | Защита реферата «Имидж современного делового человека» |
19- 20 | Востребованный работник на рынке труда. | 2 | 1 | 1 | Защита реферата «Психологические особенности востребованного работника на современном рынке труда» |
III Блок Основы конфликтологии | |||||
21-22 | Формирование навыков совместной работы. Приемы эффективного командообразования. | 2 | 1 | 1 | Тренинг «Учимся работать в команде» |
23 | Межличностные конфликты и причины их возникновения. | 1 | 1 | Защита реферата «Как выйти из конфликтной ситуации» | |
24 | Стили поведения в конфликте. | 1 | 1 | Защита реферата «Бесконфликтное общение- миф или реальность?» | |
25-26 | Способы конструктивного разрешения конфликтов. | 2 | 1 | 1 | Тренинг преодоления конфликтных ситуаций |
IV Блок Стресс | |||||
27 | Способы реагирования на стресс. | 1 | 1 | ||
28-29 | Навыки саморегуляции эмоциональных состояний в стрессовых ситуациях. | 2 | 1 | 1 | Тренинг преодоления неблагоприятных психических состояний. |
30 | Правила подготовки к экзаменам. | 1 | 1 | Защита реферата «Активизация внутренних ресурсов при стрессе» | |
V Блок Технологии успеха | |||||
31-32 | Успех как умение ставить цели и видеть шаги по их достижению. Стратегии достижения успеха. | 2 | 1 | 1 | Защита реферата «Как стать успешной личностью» |
33 | Наиболее востребованные профессии будущего | 1 | 1 | Защита реферата «Востребованные профессии в Тамбовской области» | |
34 | Проблема профессионального выбора в условиях современного рынка. | 1 | 1 | Тренинг «Слагаемые жизненного успеха» | |
Итого | 34 |
Темы рефератов:
«Как стать лидером»
«Как противостоять манипуляции»
«Имидж современного делового человека»
«Правила делового этикета»
«Психологические особенности востребованного работника на современном рынке труда»
«Как выйти из конфликтной ситуации»
«Бесконфликтное общение- миф или реальность?»
«Как стать успешной личностью».
«Активизация внутренних ресурсов при стрессе»
«Востребованные профессии в Тамбовской области»
Список литературы:
- Автономова В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2010. 243 с.Конституция Российской Федерации.
- Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М.,2004Гражданский Кодекс Российской Федерации.
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003,
- Бараненко С.П. Основы предпринимательства. М.,2010.
- Бизнес-план. Методические материалы. М.,2005.
- Высоков В.В. Предпринимательский всеобуч. Ростов-на-Дону, 2009.
- Киреев А.П. Экономика. Интерактивный интернет-учебник для 10-11 классы. М., 2007.
- Лошкарев В.Г. Организация бизнеса с нуля. Советы практика. Санкт-Петербург, 2010.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации.
- Немов Р. С. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос 1994.
- Романова И. А. Учебно - методические рекомендации к организации и проведению занятий по курсу «Как стать лидером?» Тамбов: ТОИПКРО, 2006
- Родионов В. А. Развитие навыков делового общения. Тренинговые занятия для учащихся старших классов.- Ярославль: Академия развития, 2005.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях.- СПб.: Речь, 2005
- Сверч Л.П. Элективный курс «Как стать успешным» (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.
- Федеральный Закон от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего
- предпринимательства в Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 26.12.08. №294-ФЗ «О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Юдина И. Г. Тренинг устойчивости к коммуникативному стрессу. Учеб,- метод. Пособие.- Тамбов: ТОИПКРО, 2005
Ресурсы интернет - сети
www.delovoy.spb.ru - сайт-каталог ресурсов сети Интернет по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу
www.devbusiness.ru – сайт «Развитие бизнеса»
www.marketing.spb.ru – сайт «Энциклопедия маркетинга»
www.rwr.ru – сайт «Реклама в России»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Юный предприниматель"
Элективный курс разработан для обучающихся 10 классов. Основная цель изучение формирование первоначальных знаний по основам предпринимательской деятельности...
внеклассное мероприятие по теме"От школьной скамьи- до успешного предпринимателя"
Данное мероприятие было направленно на развитие у школьников деловых качеств, приверженности делу и умения работать в команде, на совершенствование способностей, в которых заинтересованы сегодняшние р...
Программа элективного курса"Условия успешной коммуникации". 9 класс
Программа курса направлена на совершенствование , обогащение всего строя речи учащихся в различных ситуациях общения...
Программа элективного курса "Условия успешной коммуникации". 9 класс. 24.06.2019
Программа направлена на совершенствование речевой деятельностив учащихся в различных ситуациях общения...
Внеклассное мероприятие "Успешные предприниматели" в рамках недели предпринимательства 9-11 класс
текстовый документ с методической конкурсной разработкой...
Рабочая программа элективного учебного предмета «Успешное письмо на английском языке».
Данный курс включает в себя 4 тематических раздела и направлен на глубокое изучение письменной речи, формирование умений в письме в контексте реальных жизненных ситуаций. Программа позволя...
Программа элективного курса «Как стать успешным»
Программа элективного курса «Как стать успешным» (10-11 класс)...