Беседа "Сочувствие. Жестокость. Равнодушие"
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Беседа по теме
«Жестокость, сочувствие, равнодушие».
Цели: Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера (жестокости, злости, безразличия); развитие навыков анализа и самоанализа; воспитание элементов нравственного сознания.
Методы: решение ситуативных задач, дискуссия.
Ход занятия
- Орг. момент. Введение в тему. Беседа.
Тема нашего урока «Жестокость, Сочувствие, равнодушие». Ребята, давайте обсудим эти три качества (обсуждение).
- Работа с классом. Чтобы понять значение этих слов, выполним задание.
Надо определить к какому качеству относятся эти поступки и разместить в нужном столбце.
СОЧУВСТВИЕ | ЖЕСТОКОСТЬ | РАВНОДУШИЕ |
Накормить бездомного | Обижать животных | Пройти мимо упавшего человека |
Разделить чью-то неприятность | Ударить слабого | Не заступиться за слабого |
Проведать больного | Дразнить кого-либо | |
Помочь в беде | Радоваться чужому горю | |
3. Работа в группах. А тепер попробуйте дать определение этим качествам. Чтобы дать определение Вам поможет следующее задание.
(Педагог предлагает каждой группе сформулировать определения: сочувствие, равнодушие, жестокость. Затем каждой группе раздается набор карточек с отдельными словами, из которых нужно составить определения).
Каждая группа читает, какое предложение получилось.
Сочувствие – стремление проявить к кому-либо сострадание, оказать помощь, сопереживать.
Жестокость – проявление к кому-либо насильственных грубых действий.
Равнодушие – проявление безразличного отношения к окружающему.
4. Физкультминутка
Раз – потопали немножко,
2 – похлопали в ладошки,
3 – головкой повертели,
На 4 – тихо сели.
5. Анализ ситуативных задач (работа в парах). Рассмотрим разные ситуации.
Ситуация 1.
Собака, которая живет в интернате, покусала одного из воспитанников. Директор распорядился прогнать собаку. Кому вы будете сочувствовать?
Ситуация 2.
Сережа отобрал у Вовы новогодний подарок. Затем подошел к Саше, которого обидели старшие ребята, и отдал подарок ему. Сережа проявил сочувствие или жестокость?
Ситуация 3
На улице человека сбила машина. Находившийся рядом врач начал вправлять выбитое плечо пострадавшему. Человек кричал от боли. Врач жестокий?
6. Самостоятельная работа с опросными листами.
Сейчас подумайте и ответьте на вопросы, самостоятельно, как бы вы поступили в данных ситуациях? Т.е. даны ситуации и варианты ответов. Выберите тот ответ, который Вам больше нравится.
Учащимся предлагается отметить то, что считают нужным.
Как ты поступишь в данной ситуации?
Ситуация | Варианты ответов | ||
1. Одного из друзей моей компании обидели. Ребята решили избить обидчика. Я… | 1)Откажусь. Пусть без меня разбираются. Меня никто не обижал | 2)Вместе с друзьями буду участвовать в драке. Надо отомстить за товарища | 3)Попытаюсь убедить своих друзей, что так делать нельзя. Пусть разбираются двое между собой |
2. Я попросил своего друга добавить мне денег на покупку магнитофона. Он мне не дал, сказав, что сам собирает деньги на приемник. На следующий день мой друг потерял все свои деньги. Я… | 1)Обрадуюсь. Не нужно было жадничать, когда я к нему обратился | 2)Отдам ему все свои деньги. Мне жаль друга | 3)После того как он отказался мне помочь, меня не интересуют его проблемы |
Давайте проверим, как поступили бы вы в первой ситуации? А во второй? читаю ситуации, поднимите номер ответа, который вы выбрали.
Молодцы, ребята! Оказывается, в вашем классе все обучающиеся умеют сочувствовать, сопереживать. А там, где царит милосердие, любовь и сострадание, нет места жестокости и насилию.
7. Итог (Эликсир против жестокости). Сейчас я Вам предлагаю придумать эликсир против жестокости. Но прежде подумайте и скажите мне, какими качествами должен обладать человек, чтобы не быть жестоким и равнодушным? (ученики отвечают). Значит, чтобы приготовить эликсир против жестокости нужно взять каплю доброты, сдержанности, бережливости, скромности, мудрости, общительности, искренности, уважения к другим и бескорыстия. И принимать этот эликсир каждый день, ну а мы начнем принимать этот эликсир доброты прямо сейчас.(обучающимся можно предложить сок «Добрый»)
В завершении, я хочу пожелать Вам быть уважительными друг к другу, сочувствовать в беде и никогда не совершать жестокие поступки. Я очень надеюсь, что вы в будущем станете добрыми, милосердными, хорошими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.
К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и в семьях некоторых наших у...
Презентация"Жестокие родители - жестокие дети"
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Жестокие родители - жестокие дети". работа по профилактике насилия в семье....
"Детство без жестокости" программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними
Целью данной программы является предупреждение случаев жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в семье и подростковой среде. ...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
Данный материал можно использовать на родительских собраниях...
Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие»
Классный час по теме «Сочувствие, жестокость, равнодушие».Цели: Воспитывать в детях чувства сострадания, любви к ближнему, умения противостоять жестокости, коррекция недостатков характера ...
Классный час "Жестокость, равнодушие и сочувствие"
Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек пр...