Программа психологического кружка
рабочая программа по психологии на тему
Программа предназначена для учащихся 10-11 классов, показывает многоплановость общения в жизни людей, развивает коммуникативные компетенции, способствует личностному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_10-11_zerkalo.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зеркало души»
Программа психологического кружка
для учащихся 10-11 класса
Составитель:
Курбатова Юлия Николаевна
педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1996
Москва 2016
Пояснительная записка.
Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности. Общение играет важную роль в любых аспектах нашей жизни. Во-первых, коммуникация выполняет ряд важных функций. Люди общаются ради потребности в коммуникации, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Во-вторых, коммуникация протекает в ситуациях межличностного, группового взаимодействия, публичного выступления и при помощи электронных средств. Кроме непосредственного общения лицом к лицу мы общаемся теперь и через электронную почту, сетевые конференции, социальные сети и, находясь практически в любом месте, можем общаться посредством мобильного телефона. Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отношение к другим людям.
Межличностная коммуникация - это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Совершенствование навыков межличностной коммуникации может открыть перед школьниками новые возможности.
Основной целью программы является демонстрация сложности и многоплановости общения в человеческой деятельности, повышение уровня психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.
Задачи:
Обучающие:
- Обучение принятию самого себя и других людей;
- Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения;
- Формирование у уч-ся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
Развивающие:
- Развитие рефлексии;
- Повышение самооценки и уверенности в себе.
Воспитательные:
- Воспитание психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;
- Активизация потребности в самовоспитании и личностном росте.
Отличительная особенность.
Программа «Зеркало души» направлена на удовлетворение специфических интересов учащихся в области психологии и самопознания, чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру. Понимание себя приходит через самораскрытие в межличностных отношениях. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала.
Программа курса составлена на основе:
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
- Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.
Основные принципы программы:
- ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
- ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
- ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.
Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для учащихся 10-11 классов.
Формы занятий: групповые.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы:
- информирование
- диагностика
- ролевое проигрывание
- беседа
- психотехнические приемы
- дискуссии
- анализ ситуаций.
Ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия:
Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники научатся анализировать ситуации общения, станут более коммуникабельны, смогут самостоятельно находить эффективные методы разрешения конфликтов.
Регулятивные умения. Школьники смогут рефлексировать и регулировать свое поведение, гибко взаимодействовать с внешним миром.
Познавательные результаты: По окончании курса учащиеся должны знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
Результативность определяется посредством анализа результатов проведенных методик, письменных работ учащихся.
Учебно-тематический план программы кружка «Зеркало души».
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Психология общения. | 1 |
2. | Виды и зоны общения. | 1 |
3. | Личность и позиция личности в контакте. | 1 |
4. | Структурный анализ общения. | 1 |
5. | Вербальная и невербальная коммуникации. | 1 |
6. | Ошибки социальной перцепции. | 1 |
7. | Процесс коммуникации: участники, контекст, каналы. | 1 |
8. | Анализ коммуникационной ситуации. | 1 |
9. | Восприятие себя и других. | 1 |
10. | Стереотипы, эмоциональные состояния. | 1 |
11. | Эффективные беседы. | 1 |
12. | Умение слушать. | 1 |
13. | Самораскрытие и обратная связь. | 1 |
14. | Раскрытие чувств: сдерживание, проявление, описание. | 1 |
15. | Типы отношений. | 1 |
16. | Общение на разных стадиях взаимоотношений. | 1 |
17. | Теория межличностных потребностей. | 1 |
18. | Интервьюирование. | 1 |
19. | Психология общения в группе. | 1 |
20. | Решение проблем в группах. | 1 |
21. | Роли и лидерство в группах. | 1 |
22. | Оптимальное распределение ролей. | 1 |
23. | Публичное выступление. | 1 |
24. | Выбор темы, оценка аудитории. | 1 |
25. | Проведение исследования. | 1 |
26. | Запись информации и цитирование источников. | 1 |
27. | Вербальная и невербальная адаптация. | 1 |
28. | Достижение взаимопонимания. | 1 |
29. | Практика в произнесении речей. | 1 |
30. | Преодоление нервозности. | 1 |
31. | Убедительное выступление. | 1 |
32. | Стратегии совладания и избегания при выборе. | 1 |
33. | Внутриличностный конфликт. | 1 |
34. | Психологический практикум. Самоанализ. | 1 |
Итого: | 34 часа |
Содержание программы направлено на создание условий для личностного развития обучающихся, большое внимание уделяется принятию обучающимися положительной Я – концепции. Одной из главных задач при создании курса являлась разработка занятий, соответствующих возрастным особенностям и потребностям учащихся. Он должен быть доступным, интересным, и включать в себя как теоретические занятия, так и систему практических и дискуссионных занятий, поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задачи несут в себе самостоятельное содержание.
Занятия содержат в основном теоретический материал. Практическая часть занятий строится из примеров из жизни самих обучающихся. Это дает возможность максимально приблизить практику с реальностью. Завершается программа психологическим практикумом и рефлексией полученного опыта.
Занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.
Каждое занятие, кроме первого, начинается с рефлексии, во время которой психолог узнает у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем участники переходят к обсуждению реальной ситуации межличностного взаимодействия, во время которого психолог задает вопросы, обращает внимание на те моменты, которые подводят группу к теме.
Затем психолог объявляет тему и переходит к информированию участников или практическому упражнению. В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу, кто поддерживал, кто мешал в работе и т. д.). Психолог постоянно обращает внимание на уже пройденное, и школьники закрепляют полученные знания и умения в процессе взаимодействия.
Методическое обеспечение программы. Организационно-методические аспекты работы по программе «Зеркало души» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.
Оборудование: стол и стул на каждого ученика, видеовоспроизводящая аппаратура, цветные карандаши (или фломастеры), листы бумаги формата А-4 и А-3.
Литература:
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.
- Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М., 2012.
- Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.
- Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. - М., 1993.
- Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.
- Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. 2009
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.
- Рудестам К. Групповая психотерапия, 2-е изд. М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психологического кружка для старшеклассников "Помоги себе сам" 8-11 классы
. Настоящая Программа составлена на основе авторской программы под редакцией И.В Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей потенциал ...
Программа психологического кружка "Школа общения"
Структура кружка включает 3 блока:1."Любознайки".цель:составление исследовательского проекта.2."Школа лидера".цель:формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправлени...
Программа психологического кружка
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов, затрагивает школьные и социальные трудности данного возраста, способствует их разрешению в игровых и тренинговых формах...
Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )
Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...
Программа работы психологического кружка «Ровесница»
Проблема полового воспитания подростков – инвалидов до настоящего времени остается одной из острейших как для специалистов интернатных учреждений, так и для семьи, где воспитывается подросток ин...
Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...
Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...