Программа психологического кружка
рабочая программа по психологии на тему

Курбатова Юлия Николаевна

Программа предназначена для учащихся 10-11 классов, показывает многоплановость общения в жизни людей, развивает коммуникативные компетенции, способствует личностному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_10-11_zerkalo.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Зеркало души»

Программа психологического кружка

для учащихся 10-11 класса

Составитель:

Курбатова Юлия Николаевна

педагог-психолог

ГБОУ Школа № 1996

 

Москва 2016

Пояснительная записка.

Психологическая культура, толерантность, позитивное отношение к себе и другим, способность к рефлексии и саморазвитию, умение строить свои отношения с людьми, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности. Общение играет важную роль в любых аспектах нашей жизни. Во-первых, коммуникация выполняет ряд важных функций. Люди общаются ради потребности в коммуникации, чтобы улучшить и поддержать представление о себе, построить взаимоотношения, выполнить социальные обязательства, обменяться информацией или повлиять на других. Во-вторых, коммуникация протекает в ситуациях межличностного, группового взаимодействия, публичного выступления и при помощи электронных средств. Кроме непосредственного общения лицом к лицу мы общаемся теперь и через электронную почту, сетевые конференции, социальные сети и, находясь практически в любом месте, можем общаться посредством мобильного телефона. Через такие формы самовыражения, как одежда, манера прикасаться к другому человеку и манера распоряжаться временем, проявляется наше отношение к другим людям.

Межличностная коммуникация - это неформальное взаимодействие, которое происходит один на один или в малых группах. Совершенствование навыков межличностной коммуникации может открыть перед школьниками новые возможности.

Основной целью программы является демонстрация сложности и многоплановости общения в человеческой деятельности, повышение уровня психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучение принятию самого себя и других людей;
  • Обеспечение учащихся психологическими знаниями в области общения;
  • Формирование у уч-ся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.

Развивающие:

  • Развитие рефлексии;
  • Повышение самооценки и уверенности в себе.

 Воспитательные:

  • Воспитание психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;
  • Активизация потребности в самовоспитании и личностном росте.

Отличительная особенность.

Программа «Зеркало души» направлена на удовлетворение специфических интересов учащихся в области психологии и самопознания, чтобы научиться жить соответственно своим возможностям, способностям, характеру. Понимание себя приходит через самораскрытие в межличностных отношениях. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала.

Программа курса составлена на основе:

  • Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
  • Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.
  • Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.

           Основные принципы программы:

  • ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Активность участников носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В данном случае участники оказываются вовлечены в процесс обсуждения. Принцип активности опирается на известную психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проигрывает, и девяносто того, что делает сам.
  • ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ (ТВОРЧЕСКОЙ) ПОЗИЦИИ. Исходя из этого принципа, педагог конструирует и организует такие ситуации, которые давали бы возможность участникам обсуждения осознать и апробировать новые способы поведения в процессе воспитания ребенка.
  • ПРИНЦИП ПАРТНЕРСКОГО (СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТОНОГО) ОБЩЕНИЯ. Партнерским, или субъект - субъектным, общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а так же их чувства, эмоции, переживания, признается ценность личности другого человека.

            Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для учащихся 10-11 классов.

Формы занятий: групповые.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы:

- информирование

- диагностика

- ролевое проигрывание

- беседа

- психотехнические приемы

- дискуссии

- анализ ситуаций.

Ожидаемые результаты.

Универсальные учебные действия:

Личностные результаты.  Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники научатся анализировать ситуации общения, станут более коммуникабельны, смогут самостоятельно находить эффективные методы разрешения конфликтов.

Регулятивные умения. Школьники  смогут рефлексировать и регулировать свое поведение,  гибко взаимодействовать с внешним миром.

Познавательные результаты: По окончании курса учащиеся должны знать:

- правила эффективного общения;

- проблемы межличностного взаимодействия;

- коммуникативные барьеры.

           Результативность определяется посредством анализа результатов проведенных методик, письменных работ учащихся.

Учебно-тематический план программы кружка «Зеркало души».

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Психология общения.

1

2.

Виды и зоны общения.

1

3.

Личность и позиция личности в контакте.

1

4.

Структурный анализ общения.

1

5.

Вербальная и невербальная коммуникации.

1

6.

Ошибки социальной перцепции.

1

7.

Процесс коммуникации: участники, контекст, каналы.

1

8.

Анализ коммуникационной ситуации.

1

9.

Восприятие себя и других.

1

10.

Стереотипы, эмоциональные состояния.

1

11.

Эффективные беседы.

1

12.

Умение слушать.

1

13.

Самораскрытие и обратная связь.

1

14.

Раскрытие чувств: сдерживание, проявление, описание.

1

15.

Типы отношений.

1

16.

Общение на разных стадиях взаимоотношений.

1

17.

Теория межличностных потребностей.

1

18.

Интервьюирование.

1

19.

Психология общения в группе.

1

20.

Решение проблем в группах.

1

21.

Роли и лидерство в группах.

1

22.

Оптимальное распределение ролей.

1

23.

Публичное выступление.

1

24.

Выбор темы, оценка аудитории.

1

25.

Проведение исследования.

1

26.

Запись информации и цитирование источников.

1

27.

Вербальная и невербальная адаптация.

1

28.

Достижение взаимопонимания.

1

29.

Практика в произнесении речей.

1

30.

Преодоление нервозности.

1

31.

Убедительное выступление.

1

32.

Стратегии совладания и избегания при выборе.

1

33.

Внутриличностный конфликт.

1

34.

Психологический практикум. Самоанализ.

1

Итого:

34 часа

Содержание программы направлено на создание условий для личностного развития обучающихся, большое внимание уделяется принятию обучающимися положительной Я – концепции. Одной из главных задач при создании курса являлась разработка занятий, соответствующих возрастным особенностям и потребностям учащихся. Он должен быть доступным, интересным, и включать в себя как теоретические занятия, так и систему практических и дискуссионных занятий, поскольку психотехнические игры и упражнения, творческие задачи несут в себе самостоятельное содержание.

Занятия содержат в основном теоретический материал. Практическая часть занятий строится из примеров из жизни самих обучающихся. Это дает возможность максимально приблизить практику с реальностью. Завершается программа психологическим практикумом и рефлексией полученного опыта.

Занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.
Каждое занятие, кроме первого, начинается с рефлексии, во время которой психолог узнает у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем участники переходят к обсуждению реальной ситуации межличностного взаимодействия, во время которого психолог задает вопросы, обращает внимание на те моменты, которые подводят группу к теме.

Затем психолог объявляет тему и переходит к информированию участников или практическому упражнению. В конце каждого занятия проводится рефлексия «здесь и теперь» процесса работы (отношение к происходящему, свой вклад в работу, кто поддерживал, кто мешал в работе и т. д.). Психолог постоянно обращает внимание на уже пройденное, и школьники закрепляют полученные знания и умения в процессе взаимодействия.
Методическое обеспечение программы. Организационно-методические аспекты работы по программе «Зеркало души» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.

Оборудование: стол и стул на каждого ученика, видеовоспроизводящая аппаратура, цветные карандаши (или фломастеры), листы бумаги формата А-4 и А-3.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры… Как быть? – М., 2012.
  3. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.
  5. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: Микроструктура общения. - М., 1993.
  6. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха /Автор-составитель Кашапов Р.Р. – Ижевск, 1996.
  7. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. 2009
  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. – СПб., 2007.
  9. Рудестам К. Групповая психотерапия, 2-е изд. М., 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психологического кружка для старшеклассников "Помоги себе сам" 8-11 классы

. Настоящая  Программа составлена  на   основе авторской   программы под редакцией И.В Дубровиной, является перспективной и функциональной, имеющей  потенциал ...

Программа психологического кружка "Школа общения"

Структура кружка включает 3 блока:1."Любознайки".цель:составление исследовательского проекта.2."Школа лидера".цель:формирование и развитие лидерских способностей воспитанников как основы самоуправлени...

Программа психологического кружка

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов, затрагивает школьные и социальные трудности данного возраста, способствует их разрешению в игровых и тренинговых формах...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Программа работы психологического кружка «Ровесница»

Проблема полового воспитания подростков – инвалидов до настоящего времени остается одной из острейших как для специалистов интернатных учреждений, так и для семьи, где воспитывается подросток ин...

Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...