Формирование навыков информационной безопасности субъектов образовательных отношений
материал по информатике и икт

Толкачева Юлия Александровна

представление опыта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков информационной безопасности субъектов образовательных отношений

Слайд 2

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ Доктрина информационной безопасности РФ Стратегия развития информационного общества в РФ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Аксюта , Максим Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка. Казанская, В. Подросток. Социальная адаптация Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков Райс , Филип Психология подросткового возраста ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ А. Бабаш , Е. Баранова, Д. Ларин «Информационная безопасность. История защиты информации в России» (2015) Е. Баранова, А. Бабаш «Информационная безопасность и защита информации» 3-е изд. (2016) С. Нестеров «Основы информационной безопасности» (2016) ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ http://rkn.gov.ru/ ЛИГА БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА www.kaspersky.ru www. единыйурок.рф

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Вопросы обеспечения информационной безопасности являются одной из ключевых проблем детства в современной России. По различным данным в России в Интернет каждый день заходит более 80% всех детей, но при этом более 90% процентов сталкивалась с различными проблемами в сети. Можно отметить несколько показательных сведений о российских детях в сети: средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 7 лет и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 5 лет; более 50% процентов детей просматривают сайты с нежелательным контентом; более 35% детей посещают порносайты; более 60% посещает интернет с развлекательными целями либо для игр. Современные дети практически каждый день встречаются и с киберобъектами, и с киберопасностью, так как значительную часть своей жизни «проводят в Интернете». Поэтому взрослые (учителя, родители, наставники) должны научить их грамотному поведению в киберпространстве. Это подчеркивается и в проекте « Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации », в которой указано, что сегодня необходимо « формирование и развитие культуры безопасного поведения в киберпространстве и безопасного использования его сервисов »

Слайд 4

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Слайд 5

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ КИБЕРУГРОЗЫ нежелательные контакты кибербуллинг : оскорбления, агрессивные нападки, преследования в Сети; «опасные» материалы (порнография, видеоролики, изображения и тексты сексуального, экстремистского характера, призывы к насилию). интернет-зависимость недостоверная и навязчивая информация нарушение прав человека снижение культурного уровня вытеснение и ограничение традиционных форм общения

Слайд 6

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель -дать общие представления о безопасности в информационном обществе и на этой основе сформировать понимание технологий информационной безопасности и умения применять правила кибербезопасности во всех сферах деятельности. в рамках метапредметных результатов и предметных умений дисциплины «Информатика» вопросы информационной безопасности обозначены следующими задачами: 1. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права; 2. Формирование умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 3. понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете и т.п.

Слайд 7

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ концептуальная модель «ТРИО УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ» УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК РОДИТЕЛИ

Слайд 8

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Чтобы сформировать у детей понимание структуры киберпространства, принципов работы в нём, существующих угроз пользователям Интернета, знание правил, которые позволят обеспечить школьникам защиту своих личных данных в Глобальной сети, НЕОБХОДИМО 1)Ввести основные понятия кибербезопасности 2) сформировать у учащихся умения действовать в киберпространстве 3) сформировать у учащихся навыки поведения в ситуациях встречи с киберугрозой 4) создать родителям кибербезопасную среду дома с применением учебно-методических материалов для проведения родительских собраний.

Слайд 9

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОНИМАНИЕ СЕРЬЕЗНОСТИ ОПАСНОСТЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ УМЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ СВОЕВРЕМЕННОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВСТРЕЧЕ С КИБЕРУГРОЗОЙ АКТИВНАЯ РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В СОЗДАНИИ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Слайд 10

ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ИЗУЧЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЕ ТРУДОВ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТА С ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМИ УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Слайд 11

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ УРОКИ БЕЗОПАСНОГО ИНТЕРНЕТА

Слайд 12

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Слайд 13

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ АСПЕКТ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КВЕСТ ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «СЕТЕВИЧОК» www. сетевичок.рф Цель проекта – формирование у школьников и студентов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы в сети.

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ Результаты проведенного анкетирования родителей школьников (190 человек) показали, что ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯобучающих мероприятий по КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ у большинства сформировались знания и умения в этой области. Так, например, знают различные виды киберугроз 173 человека, ранее – 65 (вопрос 1). При ответе на вопрос о том, обсуждалась ли с детьми модель поведения в ситуациях встречи с киберугрозами , утвердительно ответили 181 человек, ранее – 13 (вопрос 2). Значительно выросли показатели и при ответах на другие вопросы: установлены ли программы-фильтры на домашнем компьютере (вопрос 3), установлены ли детские поисковые системы на домашнем компьютере (вопрос 4)

Слайд 15

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДОСТИГНУТЫЕ ЭФФЕКТЫ Результат подтверждается высоким уровнем качества обученности по информатике, в рамках преподавания которой изучаются вопросы кибербезопасности

Слайд 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Все субъекты образовательных отношений должны быть компетентны в области кибербезопасности. Наилучший эффект будет достигнут при условии комплексного подхода к решению данной задачи.

Слайд 17

ЛИТЕРАТУРА Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ Доктрина информационной безопасности РФ Аксюта , Максим Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения. С. Нестеров «Основы информационной безопасности» (2016) Информационно-методический ресурс «Используем Интернет безопасно» http://www.niro.nnov.ru/?id=48753


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетентности всех субъектов образовательного процесса при переходе к стандартам нового поколения

Переход современной школы к стандартам нового поколения неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всех субъектов образовательного процесса. Рассматривая и изуч...

Психологическая безопасность субъектов образовательной среды

Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с воздействием различных экстремальных травматических ситуаций и факторов, переживать психический стресс, что приводит к разрушению базовой потре...

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОСНОВНЫХ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим, следует уделить особое внимание со...

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПО СОЗДАНИЮ ПОСОБИЯ «МОЯ АЗБУКА»

Азбука для дошкольника открывает путь в богатейший мир знаний, от того, как сложится его первое знакомство с миром букв, во многом зависит его успешность в школьной жизни, а, может, и в жизни вообще....

Управленческий проект "Комфортная развивающая образовательная среда лицея как условие развития личностного потенциала субъектов образовательных отношений".

Одним из показателей качества является направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка. Выявление и организация адекватных потребностям и возможност...

формирование навыков информационной безопасности у детей и подростков

Образовательные организации должны предпринимать различные меры по повышению уровня знаний обучающихся в сфере информационной безопасности, а для реализации данной функции также взаимодействовать с их...