Логопедические тренинги как активная форма взаимодействия с родителями
статья

Мовилян Ирина Павловна

Публикация из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_treningi.docx331.77 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические тренинги как активная форма взаимодействия с родителями

"Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка,  но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".

Е. И. Тихеева

     Активизация коммуникативной деятельности с родителями и детьми, посещающих группу компенсирующей направленности в нашем дошкольном учреждении, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом родителей пользуются тренинги

«Тренинг (от англ. train — тренироваться) — в самом общем значении тренинг  рассматривается как совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.

     Главное  отличие тренинга от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Тренинг дает родителям, имеющим детей с речевой патологией, информацию о том, какие нарушения в речевом развитии бывают у детей, c какими трудностями они могут столкнуться в процессе воспитания и развития своих детей, как нарушения устной речи могут отразиться на их успеваемости в школьном обучении. Но самое главное – с помощью тренинга родители учатся, как преодолевать эти трудности, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи.

     Учителю-логопеду необходимо создать положительный настрой и условия  для мотивации родителей в активном участии в тренинге. Ведь самое главное для педагога-тренера — чтобы родители не только получили  знания и умения по развитию фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, по совершенствованию мыслительных процессов ребенка, но и систематически использовали полученные на тренинге навыки, занимаясь с детьми в домашних условиях.

     Тренинг проводится с группой, состоящей из 8-10 человек (включая детей и родителей) Занятия проводятся 1 раз в месяц по 30 минут. На каждом тренинге отрабатывается один практический навык.

Цели:

• Раскрыть перед родителями важную сторону исправления нарушений речевого развития ребенка;

• Раскрыть возможности переноса полученных знаний на тренинге в условия семейного воспитания.

Задачи:

• Усиление способности родителей к пониманию речевого нарушения своего ребенка, наблюдение и совместная деятельность.

• Изменение неадекватных родительских позиций по отношению к речевым недостаткам своего ребенка;

• Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе преодоления речевых

Структура тренингового занятия:

• Разминка,

• Постановка проблемы (тема и цель тренинга),

• Обсуждение и повторение закрепленного дома навыка,

• Практическое изучение нового материала (введение в ролевую игру),

• Рекомендации по закреплению навыка дома.

При проведении тренингов используется ряд методов:

1) инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы её преодоления или исправления;

2) практика: новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;

3) ответная реакция: дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях;

4) перенесение: перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми с речевыми нарушениями в обычную жизнь.

 Тематика логопедических тренингов для родителей и детей средней группы(4-5 лет)

  • «Озорной язычок» (Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях.)
  • «Веселые ладошки»        (Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук и графических навыков.)
  • «Звенит! Бренчит! Стучит!» (Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР)
  • «Учимся быстро запоминать стихи»
  • «Развиваем внимание и логическое мышление»
  • «Весело играем – словарь расширяем» (игры для развития лексико-грамматического строя речи)
  • Истории в картинках (развитие начальных навыков связной речи)

     Благодаря организации совместных тренинговых занятий, у детей с нарушениями речи, отмечается повышение речевой активности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.

C:\Users\Пользователь\Desktop\image-0-02-05-49606b924bb647f89a5ff035e010a5bba26583f72e84372c44ac262945dd266c-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения

Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...

Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"

Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...

Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся

Памятка родителям-  Основные направления  и формы взаимодействия с родителями учащихся...

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся

Материал включает описание форм и видов взаимодействия с родителями, а также тренинг, позволяющий проанализировать собственное отношение к своей семье и подумать о направлении коррекции отношений в се...

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного &l...

Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

Статья с сбоник "Будущее начинается сегодня"В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, ...