Логопедические тренинги как активная форма взаимодействия с родителями
статья
Предварительный просмотр:
Логопедические тренинги как активная форма взаимодействия с родителями
"Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".
Е. И. Тихеева
Активизация коммуникативной деятельности с родителями и детьми, посещающих группу компенсирующей направленности в нашем дошкольном учреждении, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом родителей пользуются тренинги
«Тренинг (от англ. train — тренироваться) — в самом общем значении тренинг рассматривается как совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.
Главное отличие тренинга от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и опыт и знания других участников. Тренинг дает родителям, имеющим детей с речевой патологией, информацию о том, какие нарушения в речевом развитии бывают у детей, c какими трудностями они могут столкнуться в процессе воспитания и развития своих детей, как нарушения устной речи могут отразиться на их успеваемости в школьном обучении. Но самое главное – с помощью тренинга родители учатся, как преодолевать эти трудности, как в игровой форме можно решать имеющиеся проблемы речи.
Учителю-логопеду необходимо создать положительный настрой и условия для мотивации родителей в активном участии в тренинге. Ведь самое главное для педагога-тренера — чтобы родители не только получили знания и умения по развитию фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, по совершенствованию мыслительных процессов ребенка, но и систематически использовали полученные на тренинге навыки, занимаясь с детьми в домашних условиях.
Тренинг проводится с группой, состоящей из 8-10 человек (включая детей и родителей) Занятия проводятся 1 раз в месяц по 30 минут. На каждом тренинге отрабатывается один практический навык.
Цели:
• Раскрыть перед родителями важную сторону исправления нарушений речевого развития ребенка;
• Раскрыть возможности переноса полученных знаний на тренинге в условия семейного воспитания.
Задачи:
• Усиление способности родителей к пониманию речевого нарушения своего ребенка, наблюдение и совместная деятельность.
• Изменение неадекватных родительских позиций по отношению к речевым недостаткам своего ребенка;
• Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе преодоления речевых
Структура тренингового занятия:
• Разминка,
• Постановка проблемы (тема и цель тренинга),
• Обсуждение и повторение закрепленного дома навыка,
• Практическое изучение нового материала (введение в ролевую игру),
• Рекомендации по закреплению навыка дома.
При проведении тренингов используется ряд методов:
1) инструкция: тема тренинга, описание проблемы, способы её преодоления или исправления;
2) практика: новый навык должен быть отработан родителями так, чтобы он мог быть использован дома;
3) ответная реакция: дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях;
4) перенесение: перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми с речевыми нарушениями в обычную жизнь.
Тематика логопедических тренингов для родителей и детей средней группы(4-5 лет)
- «Озорной язычок» (Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях.)
- «Веселые ладошки» (Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук и графических навыков.)
- «Звенит! Бренчит! Стучит!» (Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР)
- «Учимся быстро запоминать стихи»
- «Развиваем внимание и логическое мышление»
- «Весело играем – словарь расширяем» (игры для развития лексико-грамматического строя речи)
- Истории в картинках (развитие начальных навыков связной речи)
Благодаря организации совместных тренинговых занятий, у детей с нарушениями речи, отмечается повышение речевой активности; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения
Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...
Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"
Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...
Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся
Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся...
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся
Материал включает описание форм и видов взаимодействия с родителями, а также тренинг, позволяющий проанализировать собственное отношение к своей семье и подумать о направлении коррекции отношений в се...
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного &l...
ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Из опыта работы с родителями. Выступление на краевой конференции....
Активные формы взаимодействия школьного сообщества по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.
Статья с сбоник "Будущее начинается сегодня"В контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, ...