"Да здравствует жизнь!"
план-конспект занятия по психологии (8 класс) на тему
Психологическое занятие по профилактике наркомании и токсикомании с элементами тренинговых игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_podrostkov_da_zdravstvuet_zhizn.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Да здравствует жизнь!
(психологическое занятие по профилактике наркомании и токсикомании с элементами тренинговых игр и упражнений)
Проведено: 05.04.2016
Семчугова Л.В.,
педагог-психолог МОАУ СОШ № 15
Возраст участников: 8 класс.
Продолжительность: 40-45 минут.
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупредить первое употребление наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи:
1 Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;
2 Изменение отношения детей к наркомании;
3 Умение сказать «Нет» наркотикам;
4 Формирование устойчивой мотивации к сохранению здоровья.
Оборудование: мяч, бейджики, яркие надписи с утверждениями: «Совершенно не согласен», «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не имею точного мнения», кактусы (2), карандаши, кисти, краски, чистый лист формата А1, ромашки (по числу участников), памятные открытки.
Оформление:
По 4 сторонам зала развешены утверждения «Совершенно не согласен», «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Не имею точного мнения», по кругу расставлены стулья для участников мероприятия.
Место проведения:
Просторное помещение или зал.
Рекомендации к проведению:
В качестве экспертов на мероприятие рекомендуется пригласить представителей наркоконтроля, правоохранительных органов и других заинтересованных структур города.
В тренинговых занятиях и играх кроме непосредственных участников (детей), рекомендуется участие всех присутствующих взрослых.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, мы очень рады приветствовать вас. А начнем мы с разминки. Встаньте, пожалуйста, в круг.
РАЗМИНКА
Участники становятся в круг, перебрасывая мяч друг другу, они называют собственное имя и говорят комплимент участнику, которому бросают мяч. Игра должна проходить в быстром темпе, все участники должны быстро представиться. Затем их имена будут вписаны в бейджики.
Ведущий: Вот мы и познакомились! Теперь можно поговорить и о серьезном. А собрались мы здесь, чтобы поговорить об одной очень важной проблеме: проблеме наркомании. И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не дадим вам скучать и очень постараемся, чтобы вам было очень интересно.
А теперь, дорогие ребята, я хочу узнать вашу работоспособность. Поднимите, пожалуйста, руки. Ваш кулачок – минимальная оценка, ладошка – максимальная. Покажите мне свои ладошки те, кто готов играть и работать со мной, покажите мне кулачки те, кто работать не готов.
ИГРОВАЯ ДИАГНОСТИКА «ЛАДОШКИ»
Дети поднимают руки и, по мере своего состояния показывают ладошки – те, кто готов к участию в мероприятии, кулачки – те, кто к участию в мероприятии не готов. Тренер оценивает работоспособность группы.
Ведущий: Спасибо! Теперь я знаю, кто из вас готов к работе. Присядьте, пожалуйста. Объясняю правила нашего сегодняшнего мероприятия.
- Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно.
- Всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается.
- Вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге, является закрытой и не разглашается.
- Если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают.
- Если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше.
- Не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.
Ведущий: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
ИГРА: «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ»
- Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
- Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
- Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
- Насколько опасна проблема наркомании среди молодёжи?
- Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
- Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
В случае если группа не спешит включаться в дискуссию, ведущий должен опираться на полученные данные диагностики, предлагать высказаться самым активным участникам. Каков бы ни оказался уровень информированности группы, следует избегать изложения материала в лекционной форме. Главное - участие всех каналов получения информации, вырабатывание положительного личного опыта.
Ведущий: А теперь я предлагаю вам поиграть. Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены в разных частях нашей комнаты.
Прочитайте их.
ИГРА «СПОРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ»
Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями:
- «Совершенно согласен»
- «Согласен, но с оговорками»
- «Совершенно не согласен»
- «Не имею точного мнения»
Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «Почему я считаю именно так?». Выслушав мнения каждого из участников, ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.
- Наркомания - это преступление.
- Лёгкие наркотики безвредны.
- Наркотики повышают творческий потенциал.
- Наркомания это болезнь.
- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
- Наркомания излечима.
- Многие подростки начинают употребление наркотиков "за компанию".
- Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
- Наркоман может умереть от СПИДа.
- Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
- По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
- Наркоман может умереть от передозировки.
- Продажа наркотиков не преследуется законом.
- Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
- Наркоманы - это не люди.
Ведущий: Я думаю, все мы сделаем правильные выводы. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.
МИНУТА РЕЛАКСАЦИИ
ИГРА «НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я…»
Всем, начиная со взрослых, ведущий кидает мячик со словами «Никто не знает, что я …», участник, к которому попал мячик продолжает фразу, к примеру «…очень люблю петь», «… пеку очень вкусные пироги…» и т. п.
Ведущий: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно.
Сейчас я буду говорить вам различные слова, а вы в ответ будете называть 2-3 слова, которые приходят вам на ум в связи с этим словом.
ИГРА «АССОЦИАЦИИ»
Для игры используется мячик. Ведущий поочередно кидает мячик участникам тренинга, со словами «наркомания», «наркотики», «зависимость». При замешательстве участников, можно прибегать к помощи взрослых ассистентов.
Ведущий: Большое спасибо за ваше внимание и участие. Ответьте мне, ребята, кто-нибудь когда-нибудь, управлял вами так, что вы не осмеливались сделать ни одного самостоятельного движения? Нет? Тогда у вас есть возможность сейчас почувствовать, как наркотик может управлять подвластными ему людьми.
ИГРА «МАРИОНЕТКИ»
Участники должны разбиться по три человека. Каждой тройке даётся задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 - 3 метра, на второй стул ставится кактус. Цель "кукловодов" - перевести "куклу" от одного стула к другому и дотронуться да кактуса. При этом человек, который играет "куклу", не должен сопротивляться тому, что с ним делают "кукловоды". Очень важно, чтобы на месте "куклы" побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
- Что вы чувствовали, когда были в роли "куклы"?
- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
- Хотелось ли что-либо сделать самому?
Ведущий: Теперь вы поняли, ребята, как наркотик может управлять людьми, когда они находятся в страшной зависимости от него.
Но ведь не все так плохо. Ведь всегда при нас есть наш разум, наш здравый смысл, наши знания, которые не позволят нам впасть в эту пагубную зависимость. Для этого нам нужно научиться говорить свое решительное «Нет».
ИГРА «ОТКАЗ»
Участники делятся на подгруппы. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
- Одноклассник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.
- Одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
- Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
- Одноклассник предлагает попробовать наркотик "за компанию".
- Одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
- Одноклассник просит достать для него наркотик.
Ведущий:
Ну что ж, дорогие друзья, я думаю, мы достаточно вооружены на сегодняшний день и информацией, и психологической зарядкой, и взаимной поддержкой друг друга. Скажите, вы готовы подставить другу свое плечо в беде?
Дети отвечают
Ведущий: Тогда я предлагаю вам еще одну очень серьезную игру. Скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана?
Дети отвечают
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на этом чистом листе (доске)…
ИГРА «ПОРТРЕТ НАРКОМАНА»
На чистом листе ватмана или доске в порядке очереди дети рисуют общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.
Ведущий: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим?
Дети отвечают
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущий: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» наркотикам.
Я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.
ИГРА «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!»
Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу. Игру начинают взрослые ассистенты. После установки ромашки на место, участнику вручается памятная открытка.
Ведущий: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здравствуй , здравствуй , Камелик!
Презентация по краеведению...
Занятие "Здравствуй, здравствуй, новый год!"
Даная разрабоа поможет воспитателям детского дома и классным куководителям весело встретить овый год! Предназначенна для воспитанников 14-15 лет....
Урок литературы в 5 классе по рассказу В.Я.Шишкова «Да здравствует жизнь!»
Данный урок может быть полезен в проведении системы уроков, посвященных Великой Отечественной войне, в частности уроков о героизме ленинградцев в годы войны....
Тренинг по профилактике ПАВ "Да здравствует жизнь!"
Цель: обозначить проблемы, связанные с наркоманией, предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ....
"Да здравствует Жизнь"
Совместно с социальным педагогом и школьным психологом среди учащихся 9-11 классов была проведена тренинговая программа "Да здравствует жизнь!". Цель:обозначить проблемы, связанные с наркома...
Классного часа к дню здоровья «Поможем всем, особенно себе, да здравствует здоровый образ жизни!»
Классного часа к дню здоровья «Поможем всем, особенно себе, да здравствует здоровый образ жизни!»...
Сценарий выпускного внчера "Прощай школа. здравствуй жизнь"
Сценарий последнего звонка для 9 класса...