Особенности мотивационно-потребностной сферы отличников 8-9 лет.
статья по психологии на тему
В каждой школе, в каждом классе есть отличники, дети, которые учатся на 4 и 5 и ученики с удовлетворительной успеваемостью. Мотивация учения определяется не только тем, какие мотивы и потребности учащихся реально вовлечены в учебный процесс, но и теми эмоциональными и рациональными оценочными процессами, которыми буквально пропитана мотивационно-потребностная сфера. Иначе говоря, психологи все реже и реже оценивают мотивацию учения лишь как простое побуждение, как состояние (желания, интерес, склонность) определенной избирательной направленности учащихся на освоение учебного содержания.Для исследования были выбраны следующие методики:
- методика диагностики познавательной потребности В.С. Юркевича для выявления интенсивности познавательной потребности.
- методика диагностики уровня школьной мотивации учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой для оценки уровня школьной мотивации.
- методика диагностики школьной тревожности Филлипса для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста.
- методика оценки волевых качеств школьников А.И. Высоцкого для определения силы волевых качеств детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья. Особенности мотивационно-потребностной сферы отличников 8-9-лет | 15.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности мотивационно-потребностной сферы отличников 8-9 лет.
Данная работа была выполнена с целью изучить мотивационно-потребностную сферу отличника (8-9 лет). Так как знания о мотивационно-потребностной сфере отличника поможет работникам образования и родителям улучшить успеваемость остальных детей класса.
Мотивационно-потребностная сфера младших школьников, в сравнении с дошкольниками, существенно перестраивается и характеризуется постепенным переходом от аморфной одноуровневой системы его побуждений к иерархическому построению системы мотивов. Складывается сложная система мотивации учения, которая состоит из учебно-познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью; социальных мотивов учения, связанных с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений; а так же мотивов достижения (достижение успеха или избегание неудачи). Появляются новые потребности: связанные с ведущей деятельностью-учением (приходить в школу с выполненными заданиями, потребность в хорошей отметке, в одобрении стороны учителя; потребность быть лучшим, любимым учеником и др.); также появляется потребность в самооценке. Но сохраняются потребности характерные для дошкольника: потребность во внешних впечатлениях, потребность в движениях, потребность в игре.
Для исследования были выбраны следующие методики:
- методика диагностики познавательной потребности В.С. Юркевича для выявления интенсивности познавательной потребности.
- методика диагностики уровня школьной мотивации учащихся начальной школы Н.Г. Лускановой для оценки уровня школьной мотивации.
- методика диагностики школьной тревожности Филлипса для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста.
- методика оценки волевых качеств школьников А.И. Высоцкого для определения силы волевых качеств детей.
Эмпирические исследования показали, что у отличников уровень познавательной потребности значимо выше, чем у учеников с хорошей и удовлетворительной успеваемостью. Далее наши исследования показали, что уровень школьной мотивации у детей начальной школы не является высоким, в том числе и у отличников. Но ученикам с оценками 4 и 5 присуща больше внешняя мотивация, а дети с удовлетворительной успеваемостью значимо отличились от остальных негативным отношением к школе. Также в ходе работы было выявлено, что отличники значимо отличаются от остальных детей хорошей сформированностью волевых качеств. У отличников хорошо развиты такие волевые качества как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость и решительность; у детей с оценками 4 и 5 развиты такие волевые качества как дисциплинированностью настойчивость. Также исследования показали, что у детей с удовлетворительной успеваемостью волевые качества сформированы не достаточно.
Интересные результаты были получены при изучении школьной тревожности.
У отличников значимо меньшие показатели тревожности по сравнению с учениками с оценками 4 и 5 по параметрам: общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями. Также у отличников значимо меньшие показатели тревожности по сравнению с детьми с удовлетворительной успеваемостью по параметрам: общая тревожность в школе, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями, фрустрация потребности в достижении успеха, страх несоответствовать ожиданиям окружающих. То есть, можно сказать, что успеваемость влияет на школьную тревожность учеников. Чем выше успеваемость, тем ниже школьная тревожность.
Результаты исследовательской работы позволили утверждать, что сформированность у ребенка мотивационно-потребностной сферы играет важнейшую роль в успешности овладения учебной деятельностью. А от школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
Для развития мотивационно-потребностной сферы младших школьников необходима целенаправленная работа учителей, завучей образовательных учреждений, психологов и родителей учеников. Работники образовательных учреждений развитие данной сферы личности могут осуществлять в рамках учебного процесса через различные формы уроков (урок-игра, КВН и др.), используя нужные методы (наглядные, практические и др.) и принципы обучения воспитания (гуманизма, опоры на положительное и др.), через организацию интеллектуальных соревнований между классами.
Родители, в свою очередь, развитию мотивационно-потребностной сферы своих детей могут способствовать своим примером, вовлечением в определённую деятельность (посещение музеев, выписывать различные тематические журналы; предоставить возможность детям ходить на понравившиеся кружки и секции, организовывать просмотр научно-популярных фильмов (о динозаврах, исторические, о космосе и др.) и воспитанием (уважительно относиться к личности ребёнка, определить круг обязанностей ребёнка, поощрять самостоятельность, инициативу и др,).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проблем мотивационно – потребностной сферы у учащихся с ДЦП.
Презентация содержит: уровни учебной мотивации, типы мотивации, советы для повышения мотивации...
Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...
Презентация из опыта работы "Формирование мотивационно-потребностной сферы учащихся на модулях литературы"
Все научные исследования и педагогическая практика направлены на то, чтобы годы пребывания в школе были не подготовкой к жизни, а самой жизнью. На модул...
Выпускная аттестационная работа " Психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника"
Выпускная работа, в которой изучаются психологические особенности развития эмоциональной сферы младшего школьника, эта тема так же изучена с практической стороны. Для решения поставленных з...
Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП
В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...
Характеристики проявления уровня развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер в развитии личности и успешной социализации ученика
Выступление на педагогическом совете...
Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха.
Основы сурдопедагогики. Контрольная работа....