Рекомендации для родителей: "Готовность ребенка к школе"
материал по психологии на тему
Данный материал педагоги могут использовать для размещения в информационном стенде, ширме и как самостоятельный лист рекомендаций при консультации родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_k_shkole.doc | 33.5 КБ |
gotovnost_k_shkole.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Каждый родитель, чей ребенок готовится пойти в школу, задается вопросами: какая школа (с обычной или интенсивной программой обучения) будет соответствовать его возможностям и какие трудности возможны в процессе обучения. Принять решение поможет консультация у специалистов (педагога-психолога и учителя-логопеда) и понимание того, что скрывается под понятием «психологическая готовность к школе». Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность.
Личностная готовность
Это и желание учиться (учебная мотивация), когда школа привлекает ребенка не внешней стороной (портфель, учебники, форма), а возможностью получать новые знания, и замена «хочу» на понятия «надо», «должен». Будущий школьник должен уметь:
спокойно общаться со сверстниками и взрослыми, подчиняться интересам группы;
управлять своим поведением, подчиняться правилам и нормам, контролировать и оценивать свою деятельность (саморегуляция);
длительное время выполнять не очень привлекательные задания (заниматься тем, чем скажут, а не тем, чем хочется);
работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого;
без отвлечений выполнять задание в течение 10-15 мин;
самостоятельно находить и исправлять ошибки;
не торопиться, доводить работу до конца.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность связана с умением ребенка мыслить.
Часто путают интеллектуальное развитие и обученность. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, считать, читать. Интеллектуальное развитие – это способность ребенка к использованию конкретных знаний при решении проблемных задач, способность к самостоятельному обучению.
Будущий школьник должен уметь:
принимать учебную задачу: желание выполнять задачу, поставленную педагогом и понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания;
обобщать, сравнивать объекты, выделять существенные признаки;
понимать смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни);
иметь элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, уметь им пользоваться;
делать простой логический вывод;
копировать буквы, цифры, фигуры, соблюдая размерность всех элементов;
ориентироваться в пространстве (верх-низ, вправо-влево, вперед–назад);
механически запоминать 10 не связанных между собой слов при 4-кратном повторении;
находить часть от целой фигуры, конструировать фигуры из деталей по образцу;
хорошо манипулировать мелкими предметами, не испытывать затруднений при рисовании.
Как помочь ребенку «дозреть» до школьной жизни?
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье, навыках самообслуживания. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Не настраивать ребенка только на успех, но и не запугивать неудачами. Неуспех, неудача, подчеркнутые взрослыми, рождают неуверенность, которая ведет к новым неудачам. Адаптация к школе - не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Необходимость специальных занятий определяется специалистом – педагогом-психологом и зависит от индивидуального развития ребенка.
Помните: ребенку прежде всего очень нужна ваша вера в него,
умная помощь и поддержка!
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты готовности к школе
1. Мотивационная готовность – включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Для его определения можно задать вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?»
2. Волевая готовность – у ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.
-Начать развивать у ребенка такие качества лучше с обучения работы по образцу: предложить ребенку реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Взрослый обращает внимание на следующие моменты: 1. должен выполнять строго по заданному образцу; 2. соблюдать последовательность сборки, т. е. иметь алгоритм действия, созданный самим ребенком; 3. ребенок должен постоянно сверять полученные результаты с эталоном; 4. по окончании сборки ребенок должен сам охарактеризовать результат своей деятельности.
-Развивать произвольность помогает упражнение «Графический диктант»
1. ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (отдельный лист), он должен самостоятельно воспроизвести предложенный образец и продолжить точно такой же рисунок;
2. аналогичная работа проводиться на слух, с четкой установкой движения руки по клеткам;
3. Социально – психологическая готовность – умение ребенка адаптироваться в новом коллективе детей и взрослых. (на развитие этого компонента направлены следующие упражнения: «Невидимая скульптура», «Найди свое место», «Ива на ветру» Обруч №2 2000г. стр.17)
4. Умственная готовность – развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.
5. Умение учиться – умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее.
6. Физическая готовность – определяется группой здоровья и степенью физиологической зрелости основных систем организма ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"
Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью....
консультация для родителей готовность к школе
Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мам...
Буклет для родителей "Готовность ребёнка к школе"
Для вас, заботливые родители, создана эта памятка, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекоменда-циями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависи...
Рекомендации для родителей "Готовность к обучению"
Описаны основные критерии готовности ребёнка к школьному обучению и краткие рекомендации о том как подготовить ребёнка к школьному обучению в условиях семьи....
Консультация для родителей "Готовность ребенка к школе".
Вот и пролетела половина учебного года. Уже скоро начнется тревожная и суетливая пора поступления в школу. Вы, уважаемые родители, уже во многом определились и вместе с ребенком ожидаете первых собесе...
Особенности развития ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Учет индивидуально-типологических свойств личности при переходе ребенка к школе. Рекомендации по воспитанию ребенка в период кризиса 7 лет и организации общения с ним.
Консультация для родителей...
Буклет «Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе»
Буклет «Рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе»...