Рекомендации для родителей "Готовность к обучению"
консультация по теме
Описаны основные критерии готовности ребёнка к школьному обучению и краткие рекомендации о том как подготовить ребёнка к школьному обучению в условиях семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_obucheniyu.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»
Совсем скоро Ваши дети пойдут в первый класс. Нам бы очень хотелось, чтобы они пришли в новый для них мир полными энергии, сил, желания, хорошего настроения и уверенности в своих силах. Поэтому давайте вместе обсудим сегодня критерии готовности, поговорим о том, какими знаниями, умениями, навыками должен обладать ребенок, чтобы при начале обучения в школе, ребенок не растерялся, а был подготовлен и быстрее адаптировался к новым условиям, к новому режиму и к новой роли – роли школьника.
Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки, ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы. Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые ответы на вопросы.
Таким образом, следует помнить, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Следовательно, только постоянная систематическая работа сможет обеспечить высокие результаты.
Основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.
Критерии готовности ребенка к школьному обучению:
Личностная готовность (мотивационная) – ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания. Необходимо сформировать положительное отношение к учению
Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
Социально-психологическая готовность – умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.
Эмоционально-волевая готовность – поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить усилия в случае возникновения препятствий, оценить результат своего действия.
Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе:
1. Социально – психологическая готовность к школе:
- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше-ниже», «вперед-назад», «слева-справа»);
- координация в системе «глаз-рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии;
- развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
-развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово – картинка» либо «слово – ситуация»).
Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?
Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:
1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
2. Есть ли у ребенка друзья?
3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?
4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?
Подумайте и проверьте, умеет ли ваш ребенок:
1. Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течении 20-30 минут, может ли он хотя бы усидеть на месте такое время.
2. Правильно понимать с первого раза простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека, робота, принцессу т.д.).
3. Действовать точно по образцу (например, срисовать точно такой же простой рисунок, как показано).
4. Действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок-квадрат-кружок-квадрат», а потом – без подсказки, но с той же скоростью).
5. Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево»).
6. Запоминать короткие стишки.
7. Ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «раньше-позже», «сначала-потом», «одинаковое-разное».
Важно также проверить, не стесняется ли ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними (по собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за их исполнением другими участниками.
Психологическая готовность есть не что иное, как готовность к учебной деятельности (к учению), которая является ведущей в данный возрастной период и приходит на смену игровой деятельности. Успешная перестройка к школьному обучению зависит от развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков. Дети, недостаточно подготовленные к школьному обучению, нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи.
Оценка уровня школьной готовности проводится для решения следующих задач:
1. определение оптимальных сроков начала школьного обучения;
2. выбора учебной программы и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка;
3. прогноза будущих успехов и предупреждения школьных неудач.
Рекомендации родителям будущих первоклассников:
(рекомендации распечатываются для каждого родителя и раздаются в конце собрания)
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- Уметь четко произносить все звуки речи;
- Уметь интонационно выделять звук в словах;
- Уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- Уметь произносить слова по слогам;
- Уметь составлять предложение из 3-5 слов;
- Уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е, только4-е слово и т.д.;
- Уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
- Уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.;
- Уметь составлять несколько предложений о предмете;
- Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- Уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- Знать автора прочитанного стихотворения;
- Уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
- Знать цифры от 0 до 9;
- Уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
- Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
- Знать знаки : + , - , = , < , >;
- Уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6;
- Уметь соотносить цифру и число предметов;
- Уметь сравнивать 2 группы предметов;
- Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Знать название фигур: треугольник, квадрат, круг;
- Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
- Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
- Уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, корова, коза,…);
- Уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);
- Иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
- Знать названия 1- 3 комнатных растений;
- Знать названия 12 месяцев года;
- Знать названия всех дней недели.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
- Полные имена членов семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
- Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе:
1) Развитие мелких мышц руки:
- работа с конструкторами разного типа;
- работа с ножницами, пластилином;
- рисование в альбомах (карандашами, красками).
2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, мышления).
Работать с этим вам помогут следующие книги:
- книга «Подготовка к школе» (О. И. Тушканова. Подготовка руки к письму. - Волгоград, 1993);
- альбомы «От А до Я» (1, 2 выпуски);
-Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» - Ярославль, 1996;
- Тесты «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика);
- Тесты «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Окружающий мир);
- «Я начинаю учиться» (выпуски 1, 2, 3)
- Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» - Ярославль, 1996;
- Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»;
- Черелюшкина Л. В. «Развитие памяти детей» - Ярославль, 1996;
- «Подготовка к школе» (развитие внимания);
- Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». – М., 1994.
Сейчас есть еще время чему-то научиться. Пусть ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, развивающие компьютерные, пусть больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, играет в кубики с буквами. Приобретите дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задания вместе.
А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте так необходимый ребенку «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям.
55 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю»
Молодец! Хорошо! Удивительно! Великолепно! Гораздо лучше, чем я ожидал. Ты лучше, чем все кого я знаю. Прекрасно! Грандиозно! Незабываемо! Остроумно! Именно этого мы давно ждали. Это трогает меня до глубины души. Сказано здорово, просто и ясно. Экстра – класс! Талантливо! Ты одарённый, ты сегодня много сделал. Уже лучше. Отлично! Ещё лучше, чем прежде! Потрясающе! Классно! Поразительно! Неподражаемо! Красота! Как в сказке! Очень ясно. Ярко, образно. Очень эффектно! Ты просто чудо! Прекрасное начало. Ты на верном пути. Здорово! Ух!!! ТЫ в этом разобрался. Ты ловко это делаешь. Поздравляю! Это как раз то, что нужно. Я тобой горжусь. Я просто счастлив. Мне очень важна твоя помощь. Работать с тобой просто радость. Ты мне необходим. Для меня важно всё, что тебя волнует, тревожит и радует. Я сойду с ума, если с тобой что-то случится. Для меня нет никого красивее тебя. С каждым днём у тебя получается всё лучше! Научи меня делать также! Тут мне без тебя не обойтись. Я знал, что тебе это по силам. Ты мне нужен именно такой, какой есть. Никто мне не может заменить тебя. Я горжусь тем, что тебе это удалось. Я сам не смог бы сделать лучше.
К этому ещё осталось добавить: «Я люблю тебя»!
Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог.
И не забывайте:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится испытывать чувство вины.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относится.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным –
он учится находить в этом мире любовь.
На этом хотелось бы подвести итог. Надеюсь, что информация, полученная сегодня, пригодится Вам. С ее помощью Вы сможете объективно взглянуть на сильные и слабые стороны своего ребенка, сможете подтянуть и подготовить его к вступлению в новый мир.
Удачи Вам и терпения. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации по организации домашнего обучения
рекомендации предназначены для заместителя директора курирующего домашнее обучение и для учителей ведущих данное обучение...
Методические рекомендации для мастеров производственного обучения
Успешная социальная адаптация подростков при переходе на новую ступень образования...
Методические рекомендации на тему "Методика обучения иностранному языку в средней школе"
Работа содержит методические рекомендации для учителей по обучению иностранному языку в средней школе: цели, содержание обучения, специфику предмета, методы и принципы обучения, структуру деятельности...
Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)
Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....
Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)
Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....
Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)
Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....
Методические рекомендации педагогам по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
Методические рекомендации...