Рекомендации для родителей "Готовность к обучению"
консультация по теме

Хумаева Нинель Ивановна

Описаны основные критерии готовности ребёнка к школьному обучению и краткие рекомендации о том как подготовить ребёнка к школьному обучению в условиях семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_obucheniyu.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

«Готовность к обучению: что нужно знать родителям?»

Совсем скоро Ваши дети пойдут в первый класс. Нам бы очень хотелось, чтобы они пришли в новый для них мир полными энергии, сил, желания, хорошего настроения и уверенности в своих силах. Поэтому давайте вместе обсудим сегодня критерии готовности, поговорим о том, какими знаниями, умениями, навыками должен обладать ребенок, чтобы при начале обучения в школе, ребенок не растерялся, а был подготовлен и быстрее адаптировался к новым условиям, к новому режиму и к новой роли – роли школьника.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки, ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы. Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые ответы на вопросы.

Таким образом, следует помнить, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Следовательно, только постоянная систематическая работа сможет обеспечить высокие результаты.

Основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.

Критерии готовности ребенка к школьному обучению:

Личностная готовность (мотивационная) – ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания. Необходимо сформировать положительное отношение к учению

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность – умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Эмоционально-волевая готовность – поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить усилия в случае возникновения препятствий, оценить результат своего действия.

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе:

1. Социально – психологическая готовность к школе:

- учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

- умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять «выше-ниже», «вперед-назад», «слева-справа»);

- координация в системе «глаз-рука» (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии;

- развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

-развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: «слово – картинка» либо «слово – ситуация»).

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

2. Есть ли у ребенка друзья?

3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

Подумайте и проверьте, умеет ли ваш ребенок:

1. Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течении 20-30 минут, может ли он хотя бы усидеть на месте такое время.

2. Правильно понимать с первого раза простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека, робота, принцессу т.д.).

3. Действовать точно по образцу (например, срисовать точно такой же простой рисунок, как показано).

4. Действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок-квадрат-кружок-квадрат», а потом – без подсказки, но с той же скоростью).

5. Хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево»).

6. Запоминать короткие стишки.

7. Ориентироваться в понятиях «больше-меньше», «раньше-позже», «сначала-потом», «одинаковое-разное».

Важно также проверить, не стесняется ли ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними (по собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за их исполнением другими участниками.

Психологическая готовность есть не что иное, как готовность к учебной деятельности (к учению), которая является ведущей в данный возрастной период и приходит на смену игровой деятельности. Успешная перестройка к школьному обучению зависит от развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы,  сформированности  коммуникативных навыков. Дети, недостаточно подготовленные к школьному обучению, нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи.

Оценка уровня школьной готовности проводится для решения следующих задач:

1.     определение оптимальных сроков начала школьного обучения;

2.     выбора учебной программы и учебной нагрузки с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка;

3.     прогноза будущих успехов и предупреждения школьных неудач.

Рекомендации родителям будущих первоклассников:

(рекомендации распечатываются для каждого родителя и раздаются в конце собрания)

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

- Уметь четко произносить все звуки речи;

- Уметь интонационно выделять звук в словах;

- Уметь выделять заданный звук в потоке речи;

- Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

- Уметь произносить слова по слогам;

- Уметь составлять предложение из 3-5 слов;

- Уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е, только4-е  слово и т.д.;

- Уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

- Уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.;

- Уметь составлять несколько предложений о предмете;

- Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

- Уметь наизусть читать любимые стихотворения;

- Знать автора прочитанного стихотворения;

- Уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

- Знать цифры от 0 до 9;

- Уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;

- Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

- Знать знаки : + ,  - ,  = ,  < ,  >;

- Уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6;

- Уметь соотносить цифру и число предметов;

- Уметь сравнивать 2 группы предметов;

- Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- Знать название фигур: треугольник, квадрат, круг;

- Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

- Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;

- Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

- Уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, корова, коза,…);

- Уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);

- Иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);

- Знать названия 1- 3 комнатных растений;

- Знать названия 12 месяцев года;

- Знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

-  В какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

- Полные имена членов семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

- Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе:

1) Развитие мелких мышц руки:

   - работа с конструкторами разного типа;

   - работа с ножницами, пластилином;

   - рисование в альбомах (карандашами, красками).

2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, мышления).

Работать с этим вам помогут следующие книги:

- книга «Подготовка к школе» (О. И. Тушканова. Подготовка руки к письму. - Волгоград, 1993);

- альбомы «От А до Я» (1, 2 выпуски);

-Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. «Развитие логического мышления детей» - Ярославль, 1996;

- Тесты «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Мышление. Моторика);

- Тесты «Готов ли ваш ребенок к школе?» (Окружающий мир);

- «Я начинаю учиться» (выпуски 1, 2, 3)

- Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей» - Ярославль, 1996;

- Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»;

- Черелюшкина Л. В. «Развитие памяти детей» - Ярославль, 1996;

- «Подготовка к школе» (развитие внимания);

- Безруких М. М., Ефимова С. П., Князева М. Г. «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться». – М., 1994.

Сейчас есть еще время чему-то научиться. Пусть ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, развивающие компьютерные, пусть больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, играет в кубики с буквами. Приобретите дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задания вместе.

А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте так необходимый ребенку «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

55 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю»

Молодец! Хорошо! Удивительно! Великолепно! Гораздо лучше, чем я ожидал. Ты лучше, чем все кого я знаю.  Прекрасно!  Грандиозно!  Незабываемо!  Остроумно! Именно этого мы давно ждали.  Это трогает меня до глубины души.  Сказано здорово, просто и ясно.  Экстра – класс!  Талантливо!  Ты одарённый, ты сегодня много сделал. Уже лучше. Отлично!  Ещё лучше, чем прежде! Потрясающе!  Классно! Поразительно!  Неподражаемо!  Красота!  Как в сказке!  Очень ясно.  Ярко, образно. Очень эффектно!  Ты просто чудо!  Прекрасное начало.  Ты на верном пути.  Здорово!  Ух!!!  ТЫ в этом разобрался. Ты ловко это делаешь.  Поздравляю!  Это как раз то, что нужно. Я тобой горжусь.  Я просто счастлив.  Мне очень важна твоя помощь.  Работать с тобой просто радость.  Ты мне необходим.  Для меня важно всё, что тебя волнует, тревожит и радует. Я сойду с ума, если с тобой что-то случится.  Для меня нет никого красивее тебя. С каждым днём у тебя получается всё лучше!  Научи меня делать также!  Тут мне без тебя не обойтись.  Я знал, что тебе это по силам.  Ты мне нужен именно такой, какой есть. Никто мне не может заменить тебя.  Я горжусь тем, что тебе это удалось.  Я сам не смог бы сделать лучше.

К этому ещё осталось добавить: «Я  люблю тебя»!

Каждому из нас так важно услышать это от тех, кто нам дорог.

И не забывайте:

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят – он учится испытывать чувство вины.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относится.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным –

он учится находить в этом мире любовь.

На этом хотелось бы подвести итог. Надеюсь, что информация, полученная сегодня, пригодится Вам. С ее помощью Вы сможете объективно взглянуть на сильные и слабые стороны своего ребенка, сможете подтянуть и подготовить его к вступлению в новый мир.

Удачи Вам и терпения. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по организации домашнего обучения

рекомендации предназначены для заместителя директора курирующего домашнее обучение и для учителей ведущих данное обучение...

Методические рекомендации для мастеров производственного обучения

Успешная социальная адаптация подростков при переходе на новую ступень образования...

Методические рекомендации на тему "Методика обучения иностранному языку в средней школе"

Работа содержит методические рекомендации для учителей по обучению иностранному языку в средней школе: цели, содержание обучения, специфику предмета, методы и принципы обучения, структуру деятельности...

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....

Методические рекомендации «Роль организационных процессов обучения письму» ( для учителей школ VIII - вида)

Предлогаемые методические рекомендации по предмету "Графика и письмо" для детей с ОВЗ помогут учителям в разработке планов-конспектов....