Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"
материал по теме
Статья знакомит родителей с понятием "готовность к обучению в школе" и ее составляющими - физиологической, психологической и мотивационной готовностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_detey_k_shkolekonsultaciya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей :
« Готовность ребенка к обучению в школе»
подготовила и провела
педагог-психолог ГБОУ д/с №1764
компенсирующего вида
Лянная Ю.Ю.
Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную (личностную, мотивационную) готовность к обучению в школе.
Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе.
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.
В медицинской карте будущих первоклассников содержаться достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела и т.д.), но при этом практически ничего не говориться о состоянии нервной системы. Между тем по данным петербургских ученых у 40-60% детей 6-8-летнего возраста при специальном обследовании выявлены различного вида минимальные мозговые дисфункции (ММД). Значительная часть детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдают неврозами (А.И.Захаров, А.С.Спиваковская и др.).
С точки зрения психического развития, эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем детям с ММД и невротикам свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса:
- снижение функций памяти и внимания,
- повышенная утомляемость,
- раздражительность,
- трудности в общении со сверстниками,
- гиперактивность или медлительность,
- трудности в принятии учебной задачи,
- снижение самоконтроля.
По результатам психодиагностического обследования эти дети могут иметь нормальный (средний) уровень готовности, но в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них появляются специфические трудности, «сбои» в учебной работе; успешность усвоения знаний ниже, чем у одноклассников, не имеющих отклонений в функционировании нервной системы.
Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7-летнего возраста готов к систематическому школьному обучению, в тоже время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
Нужно помнить, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому и в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
СОЦИАЛЬНАЯ (МОТИВАЦИОННАЯ, ЛИЧНОСТНАЯ) ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений – позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции – одна из важнейших составляющих мотивационной «готовности к школе». Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему втягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
О мотивационной готовности можно узнать по специальным методикам или вопросам типа: «Хочешь ли ты в школу?», «Как ты думаешь, что интересного будет в школе?».
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ включает: интеллектуальную готовность, произвольную (волевую) готовность и сформированность зрительно- моторной координации.
- Интеллектуальная готовность – это наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку быстро научиться читать, считать, решать задачи «про себя», во внутреннем плане.
- Восприятие: ребенок должен знать основные цвета и 2-3 оттенка каждого, различать разновидности геометрических фигур, сопоставлять по величине 10 и более предметов.
- Внимание: объем внимания 3-4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5-7 минут.
- Память не должна быть механической, поэтому надо учить ребенка самым простым приемам запоминания( создание образов, о которых идет речь; выделение главных и второстепенных деталей).
- Мышление: дошкольник должен уметь делать простые обобщения.
- Воображение: ребенок может использовать незаконченную фигурку как деталь сюжетной композиции, сочинять сказку или историю на заданную тему.
- Словарный запас должен достигать 4-5 тысяч слов.
- Произвольная (волевая) готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Это не только умение детей слушаться, но и умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
- Зрительно-моторная координация: ребенку в процессе учебы часто приходиться одновременно смотреть на предмет ( например, на доску) и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы леворукого ребенка при обучении в школе
С какими проблемами сталкивается леворукий ребенок, попадая в общеобразовательную школу, по умолчанию ориентированную на правшей?......
Готовность ребенка к обучению в школе.
Что такое школьная готовность. В чем проблема "незрезых" детей. Советы родителям от учителей начальных классов. Личностная готовность. Волевая готовность. Умственная готовность. Положительное отношен...
Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.
Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...
Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.
Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...
Подготовка незрячего ребенка к обучению в школе.
Рекомендации касаются как учебной, так и социальной реабилитации. Они помогают понять, отличаются ли когнитивные возможности незрячего и зрячего ребенка. Узнать, какие аспекты школьной жизни могут выз...
«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»
Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...