Подростковый селфхарм
презентация к уроку по психологии на тему

Кованда Яна Борисовна

Селфхарм (selfharm, самоповреждения) – преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений.

Сегодня среди подростков словом селфхарм принято называть практику нанесения на кожу поверхностных, не угрожающих жизни, порезов острым предметом (ножом или лезвием). Чаще порезы наносят на запястья и бедра.

Презентация подготовлена на городской семинар по суициду. Сам селфхарм в большинстве случаев не является попыткой суицида, но может привести к нему. В презентации рассмотривается само понятие "селфхарм", его истоки, а также даны рекомендации педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podrostkovyy_selfharm.pptx649.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подростковый селфхарм Подготовила педагог-психолог МБОУ «Школа-лицей» Кованда Я.Б.

Слайд 2

Селфхарм ( selfharm , самоповреждения) – преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений . Сегодня среди подростков словом селфхарм принято называть практику нанесения на кожу поверхностных, не угрожающих жизни, порезов острым предметом (ножом или лезвием). Чаще порезы наносят на запястья и бедра . С амо слово селфхарм - вполне обыденный термин в подростковой среде. Большинство людей 14-17 лет поймет вопрос «Ты режешься?» именно в контексте практики порезов кожи.

Слайд 3

Будем исходить из того, что селфхарм состоит из нескольких элементов, каждый из которых имеет собственную «терапевтическую » ценность : Боль Повреждение кожи Остающийся после заживления шрам

Слайд 4

Боль Физическая боль непосредственно связана с контролем. Тело находится в распоряжении того, кто может причинять ему боль. В этом контексте смысл самоповреждений – восстановление контроля над собственным телом . « Если другой делает мне больно – значит, я принадлежу другому; если я делаю себе больно – значит, я принадлежу себе».

Слайд 5

Таким образом, причинение себе боли – это способ обрести собственное тело, принадлежность которого была поставлена под вопрос в силу каких-либо обстоятельств. Жестокое обращение с ребенком, невыносимые способы обращения с его физическим телом часто вызывают реакцию в виде диссоциации, по мере взросления выход из этого состояния отчужденности от собственного Я возможен путем причинения себе боли. Злость , печаль, страх в совокупности с чувством вины могут найти выход лишь одним способом – путем обращения на себя самого, поскольку адресовать их другим кажется еще более разрушительным. Это способ справиться с ненавистью к тому, кого ненавидеть невозможно или опасно.

Слайд 6

Повреждение кожи Порез оставляет метку, знак. Знак другим, в котором существует собственная эстетика и смысл. Порезы – это то, что прячут от одних людей и демонстрируют лишь определенной группе, тем, кому можно доверять . Таким образом, это служит меткой идентификации свой/чужой, способом установить новые социальные связи, найти похожих на себя людей.

Слайд 7

Кроме того, порез - это заявление своей способности переносить непереносимое. В нашей культуре, где доминируют представления о том, что боль могут выносить лишь «настоящие мужчины» для биологической девушки рана, порез на коже - это способ выразить свое несогласие с культурными ожиданиями, которые к ней предъявляются. Для биологического юноши, в такой перспективе, раны – это инициация, способ утверждения собственной мужественности.

Слайд 8

Шрам Не только насилие в семье может стать причиной самоповреждений. Безграничная материнская любовь, когда ребенок – это предмет обожания, также может служить источником напряжения. Попытки сделать из юного субъекта «идеал», бесконечно предъявляемые требования, которым невозможно соответствовать в силу их постоянного ускользания – это то, что иногда оборачивается катастрофой для подростка.

Слайд 9

Воображаемый Идеал Я, целостный, недостижимый и столь желанный в детстве (когда лишь став идеалом можно получить родительскую любовь) постепенно навлекает на себя жестокую ненависть. Ощущение собственной неидеальности требует реального доказательства, требуется телесное подтверждение того, что Я – не совершенен. Шрамы или другие телесные модификации, ассоциирующиеся у большинства с непонятными «уродствами» - это способ выйти из поля желания матери, отделаться от ненавидимого идеального образа. Этот способ сопровождается мучительными переживаниями вины и ненависти.

Слайд 10

Нанесение порезов – это ответ, а вопрос у каждого подростка свой собственный И только поняв этот совершенно уникальный вопрос можно продвинуться на пути поиска более удовлетворительного ответа.

Слайд 11

Что делать педагогу ? Шрамы на руках могут выглядеть очень пугающе, есть риск принять их за неудавшуюся попытку суицида и запаниковать. А паника – это не лучший советчик .

Слайд 12

Первое, что придется понять и принять педагогу – шрамы на руках у подростка могут значить что угодно. Это лишь внешнее проявление чего-то, что остается скрытым. Только в том случае, когда есть взаимное доверие и уважение между учителем и учеником, можно предложить разговор. В нем ученик, возможно, расскажет, что с ним происходит и как ему можно помочь. В других случаях навредить легче, чем оказать помощь, поэтому нужно быть очень осторожным в своих высказываниях и действиях.

Слайд 13

если Вы увидели шрамы на теле подростка: Постарайтесь не делать никаких выводов. Наша психика устроена так, что основной способ справиться с тревогой перед чем-либо неизвестным – назвать это. В голову может прийти любая фантазия, объясняющая появление шрамов, но помните, что ее цель – облегчить Вашу тревогу. Никакого отношения к действительности она не имеет, поэтому не озвучивайте ее . «Лучше ничего не говорить. Максимум - проявить чуть больше тепла и заботы, чем обычно».

Слайд 14

2. Самоповреждения - это не повод для публичных обсуждений . Привлечение общественного внимания к последствиям селфхарма губительно даже в тех редких случаях, когда порезы – это истерически-демонстративная реакция, имеющая своей целью как раз привлечь внимание, не говоря уже обо всех других историях . «Если учитывать, какие у учителей обычно представления о том, какое у подростков должно быть психологическое состояние и что они там всем должны, лучшая реакция - никакая. Делать вид, что вы ничего не видите, стараться не смотреть на шрамы, вести себя так, как будто их нет. (Это, естественно, не означает прессовать ребёнка так, как будто их нет )»

Слайд 15

3. Не следует обращаться к родителям подростка без его согласия, а тем более вопреки прямой просьбе этого не делать. Во-первых, потому что клинический опыт говорит о том, что насилие в семье (моральное и/или физическое) коррелирует с самоповреждениями детей. Во-вторых, часто селфхарм – это попытка присвоить себя себе самому, способ противостоять репрессивным машинам родительского и государственного контроля. Сообщая (без согласия подростка) родителям о том, что кажется Вам проблемой, Вы сводите на нет усилия взрослеющего субъекта по обретению им собственного тела. Он будет вынужден искать новые способы и они могут оказаться еще более деструктивными.

Слайд 16

Помощь может заключаться в том, чтобы тактично сообщить подростку о вашей готовности оказать ту помощь, которую он готов принять. При этом, может пройти немало времени, прежде чем подросток обратиться к вам и будет готов поговорить, в это время совершается важная внутренняя работа. «Можно мимоходом сказать, что, если я захочу, можно поговорить о том, что меня беспокоит, но так, чтобы я не был обязан вступать в этот разговор» . « Дать список служб, куда можно обратиться, если есть возможность - предложить помощь в оплате психологических услуг, сказать, что если что-то случиться, к ним можно обратиться за помощью»

Слайд 17

Что делать родителям ? 1. Заметив , что ваш ребенок наносит на свое тело порезы, вы вряд ли останетесь спокойны и доброжелательны (а это единственный настрой, с которым можно предложить ребенку поговорить с вами о чем-то личном). Поэтому первым делом сконцентрируйте внимание на себе, подумайте, что вы чувствуете, как вы объясняете себе происходящее с вашим сыном или дочерью.

Слайд 18

Страх, разочарование, злость – эти переживания могут оказаться достаточно тяжелыми. И если Вам нужна помощь - запишитесь к психологу. Без ребенка, самостоятельно постарайтесь разобраться с вашим собственным отношением к тому, что происходит в семье. Только когда ваше моральное состояние будет достаточно устойчивым – вы сможете быть надежной опорой собственному ребенку . «Я бы попросила родителей не вести себя так, словно человек наказывает кого-то своими шрамами, не злиться и не обвинять в содеянном. Попытаться сдержать агрессию и своё расстройство из-за селфхарма ».

Слайд 19

2. Селфхарм не является «проблемой», которую можно решить быстро и напрямую. Спрятав лезвия или наказав ребенка, можно на какое-то время предотвратить появление новых порезов, но нельзя исправить то, что заставляет прибегать к самоповреждениям . «Что касается родителей, то я довольно часто сталкивался с такой ситуацией, что они пытаются "решить" внешние проявления проблем».

Слайд 20

3. Важно быть рядом, научиться проявлять внимание и заботу так, как ваш ребенок готов их принимать. Это могут быть слова поддержки или совместные дела, долгие разговоры или просто молчаливые крепкие объятия . «Мне бы хотелось, чтобы родители поняли, что мои проблемы не менее тяжелы и важны, чем их». « Хотелось бы, чтобы они обсуждали со мной проблемы или то, что им кажется проблемами, на равных, насколько это можно изобразить в отношениях родитель-ребенок. Без нападений и шмона личных вещей, походов на место учебы и прочего ». «Когда ты ходишь весь изрезанный, а даже родители принимают это как должное, это странно».

Слайд 21

4 . Необходимо предоставить подростку возможность проходить длительную психотерапию. Это самое частое пожелание подростков, практикующих самоповреждения, и самое разумное, что можно сделать родителям для своего ребенка . «Мне бы хотелось, чтоб мои родители прочли больше разного материала по поводу селфхарма , мягко и заботливо предложили обратиться к психотерапевту, проявили больше тепла и заботы. Устраивали бы больше семейных встреч с тёплой атмосферой ». P.S. Цитированием выделены пожелания реальных подростков к своим учителям, родителям, сохранены стиль и орфография авторов.

Слайд 22

Спасибо за внимание Презентация составлена по статье О. Дорофеевой «Не просто царапины» Журнал «Директор школы» 7/16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростковая наркомания

Советы и рекомендации  данной разработки собрания помогут убедить родителей в необходимости активного обсуждения проблемы  алкоголизма, наркомании, табакокурения в  семье....

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...

Консультация для родителей и педагогов. Селфхарм, что это такое?

Мы живём в мире, где общество, так или иначе, навязывает нам стремление к «идеалу» и «соответствию». Чувство несоответствия «актуальному тренду», слишком быстрая жи...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...