Презентация по психической функции - восприятие.
презентация к уроку по психологии по теме

Сультыгова Оксана Борисовна

В презентации подробно раскрывается понятие восприятия как психической функции, интересно для психологов школ и студентов психологических факультетов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon vospriyatie_doklad.ppt909 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В О С П Р И Я Т И Е

Слайд 2

Восприятие Восприятие (перцепция)-это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Слайд 3

Результатом восприятия являются: 1.Формирование субъективного образа (психической копии воспринимаемого объекта, пространства и временной последовательности событий, включая и мир в целом) 2.Узнавание ранее знакомого объекта (путем сопоставления реально воспринимаемого объекта с его идеальной моделью, которая хранится в долговременной памяти) Восприятие представляет собой систему процессов приема и переработки информации.

Слайд 4

Классификация восприятия Вид восприятия по ведущему анализатору: -зрительное -слуховое - осязательное - обонятельное - вкусовое - кинестетическое

Слайд 5

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ ПО ФОРМЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ ПО СТРУКТУРЕ Преднамеренно е Непреднамеренн о е Симультанное Сукцессивное восприятие Пространства восприятие Времени восприятие Движений

Слайд 6

Свойства восприятия 1. Осмысленность и обобщенность 2. Предметность восприятия 3. Целостность восприятия 4. Структурность восприятия 5. Избирательность внимания 6. Константность

Слайд 7

Расстройства восприятия Возникают: -в результате психических заболеваний; - в результате поражения коры головного мозга. К ним относятся: -Агнозии -Галлюцинации -Псевдогаллюцинации -Психосенсорные расстройства -Иллюзии

Слайд 8

Агнозии Агнозии - возникают при органическом поражении некоторых участков коры больших полушарий мозга. Для агнозий характерно то, что больной видит, слышит и т.д., но на фоне относительно сохранного интеллекта либо не идентифицирует объект, либо вообще не понимает, с чем имеет дело. В легких случаях узнавание воспринимаемого объекта происходит, но период между его предъявлением и опознаванием в несколько раз увеличивается по сравнению с нормой. Различают виды агнозий Зрительная Слуховая Кожно-кинестетическая

Слайд 9

Симптомы зрительных агнозий 1. Предметная агнозия -если больной, правильно оценивая отдельные элементы объекта (или его изображения), не может понять его смысла в целом. 2. Лицевая агнозия - если он не различает человеческие лица (или фотографии). 3 Оптико-пространственная агнозия - если он плохо ориентируется в пространственных признаках изображения. 4. Буквенная агнозия- если он, правильно копируя буквы, не может их читать. 5. Цветовая агнозия - если он различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, т. е. не может вспомнить цвет знакомых предметов. 6. Симультанная агнозия — больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект наблюдается и при сохранности полей зрения.

Слайд 10

Симптомы слуховых агнозий Слуховой анализатор разделен на 2 подсистемы - речевой и не речевой слух , каждый из которых обрабатывается разными полушариями. Поэтому поражение коркового представительства речевого слуха(связанного с работой левого полушария) рассматривается не как агнозии , а как предпосылки речевых расстройств (афазий). Слуховые агнозии возникают при поражении правого полушария, к ним относятся Простая предметная агнозия - неспособность понимать смысл и значение самых простых предметных звуков(льющейся воды, звона ключей) Амузия - утрата способности узнавать и воспроизводить ранее знакомые мелодии . Аритмия - неспособность воспроизводить простые ритмы .

Слайд 11

Симптомы кожно-кинестетических агнозий При ощупывании с закрытыми глазами больные не узнают величину и форму предмета, а также затрудняются в оценке его функционального предназначения или не опознают предмет в целом- тактильная предметная агнозия . Нарушение способности определять ощупыванием качество материала, из которого сделан предмет, и характер его поверхности, хотя форма этого предмета больным описывается верно — тактильная агнозия текстуры объекта. Различают две формы соматоагнозий (развал схемы тела) Расстройство узнавания частей тела и их расположения по отношению друг к другу, появление ощущения увеличения или уменьшения части тела, удвоения конечности, отделения ее от тела – аутотопагнозия . Неосознание или недооценка дефектов, вызванных патологическим процессом ( например парезом, параличом), или игнорирование левой половины тела при поражении правого полушария мозга – анозагнозия .

Слайд 12

Галлюцинации Это вид нарушения восприятия, при котором возникающие и вынесенные вовне образы и представления не имеют под собой реального внешнего раздражителя ( восприятие без объекта ). Из-за своей интенсивности, чувственности и конкретности пространственно-временного расположения они становятся для больного неотличимыми от реальности.

Слайд 13

Классификация галлюцинаций - По принадлежности к анализатору : зрительные, слуховые, тактильные, обонятельный, вкусовые - истинные и ложные - простые и сложные Причины галлюцинаций- психические заболевания, отравления, высокая температура, переутомление, органические заболевания мозга и т.д, всех их объединяют нарушения в работе ц.н.с. Механизмы галлюцинаций слабо изучены, но считается что в их структуре всегда присутствуют два нарушенных компонента- само восприятие и суждение о воспринимаемом.

Слайд 14

Симптомы галлюцинаций Зрительные галлюцинации (человек видит нечто простое , например, пятна, зигзаги, вспышки света или сложные образы , имеющие предметное содержание такие, как люди, неизвестные несуществующие существа, а также целые сцены и панорамы, разворачивающиеся перед его глазами, как в кино). Слуховые галлюцинации (например, человек слышит голоса, речь или просто отдельные звуки). Звуки могут быть громкими или тихими, эпизодическими или постоянными, невнятными или четкими, принадлежать знакомым или незнакомым людям. Вкусовые галлюцинации (человек ощущает несуществующий вкус, например, сладость от жевания резины и т. д.). Обонятельные галлюцинации (человек ощущает несуществующие в реальности запахи, например, тухлого мяса, прекрасных духов женщины и т. д.). Они нередко ассоциируются с бредовыми идеями(например,с бредом отравления)

Слайд 15

Висцеральные галлюцинации (человек ощущает некие предметы внутри своего тела). При данных галлюцинациях человек может видеть собственные внутренние органы в нормальном или измененном виде, ощущать их перемещение внутри тела. Вестибулярные галлюцинации (ощущение несоответствующего реальности положения тела в пространстве, например, чувство полета). Комплексные галлюцинации (ощущения, касающиеся одновременно нескольких анализаторов, например, чувство сладкого вкуса от пятна, сидящего на стуле и т. д.). Тактильные (осязательные) галлюцинации (ощущение каких-либо прикосновений к коже, жара, холода и т. д.). Они могут локализоваться на поверхности кожи или под ней, человек может ощущать предметы, насекомых, животных, веревки, жар, холод, прикосновения, влагу или схватывание.

Слайд 16

Псевдогаллюцинации Псевдогаллюцинации чаще всего проецируются внутри тела больного, главным образом в его голове ("голос" звучит внутри головы); Псевдогаллюцинации, впервые описанные В. Кандинским, обладают следующими особенностями: 1) независимостью от воли человека; 2) навязчивостью, насильственностью; 3) законченностью, оформленностью псевдогаллюцинаторных образов. Если даже псевдогаллюцинаторные расстройства проецируются и вне собственного тела (что бывает гораздо реже), то они лишены характера объективной реальности, свойственной истинным галлюцинациям, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Больные с истинными галлюцинациями уверены, что и окружающие испытывают те же переживания, а больные с псевдогаллюцинациями считают свои переживания сугубо личными.

Слайд 17

Психосенсорные расстройства Это различные по своей структуре искажения сложных восприятий в следствии нарушений сенсорного синтеза при сохранности ощущений, идущих от органов чувств. Психосенсорные расстройства могут возникать : -при психических заболеваниях(эпилепсии, шизофрении); -при органических поражениях головного мозга; -у психически нормальных людей, под воздействием интоксикации; Для психосенсорных расстройств характерно: искаженное восприятие метрических, пространственных(форма, размер, локализация) качеств объектов при общем их узнавании и сохранении критического отношения к ним, а также расстройства восприятия и оценки времени.

Слайд 18

К психосенсорным расстройствам относятся : 1. Метаморфопсия- искажение формы и величины окружающих предметов, которые могут казаться уменьшенными , увеличенными, искаженными, приближенными или удаленными. 2. Дереализация -тягостное чувство нереальности, призрачности, чуждости больному окружающего мира.(дежавю, жемавю) 3. Расстройства оценки времени- сочетаются с изменением восприятия реального мира.Время может(останавливаться, замедлятся, ускорятся, растягиватся и т. д. 4. Деперсонализация - системные искажения восприятия собственных психических процессов и собственного тела.

Слайд 19

Иллюзии Ошибочное, ложное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений. Иллюзии могут возникать на почве противоречия признаков перспективы, глубины, формы и величины воспринимаемых объектов. Иллюзии -неосознанное явление.

Слайд 20

Классификация иллюзий: 1. Физические (миражи, преломление предметов на границе двух сред) 2. Физиологические (ощуще-ние движения окружающих предметов после остановки поезда) 3. Психические (вызванные колебаниями настроения, экстазом, повышенным эффективным тоном(куст в темноте принимается за притаившегося человека)

Слайд 21

Иллюзии широко распространенное явление среди здоровых людей, вследствии усталости, истощения, подозрительного отношения к окружающему или страха. Они могут встречаться в следствии психических заболеваний или органического поражения г.м.

Слайд 22

Вывод Восприятие является сложным психическим процессом, в работе которого задействованы мышление, память, эмоции, чувства, опыт, интересы и установки личности воспринимающего. Расстройства восприятия затрудняет нам возможность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, реагировать на происходящее в окружающем нас мире, корректировать свое поведение в соответствии с изменениями в этом мире и познавать окружающую действительность

Слайд 23

К О Н Е Ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие неречевых психических функций на логопедических занятиях

В статье даны задания по развитию НПФ у учащихся 1 класса с ОНР в системе логопедических занятий....

Развитие неречевых психических функций в системе логопедической работы у первоклассников с ОНР

Методика коррекционной работы по развитию неречевых психических функций у первоклассников с ОНР ....

Электронные упражнения по социально-бытовой ориентировке на развитие высших психических функций (раздел "Личная гигиена", 6 класс)

Упражнения на развитие высших психических функций по социально-бытовой ориентировке (Личная гигиена, 6класс)Тематика: закаливание водой (обливание, обтирание, купание), закаливание солнцем, воздухом.З...

Сообщение по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"

Обощение опыта работы по теме "Коррекция психических функций через творческую деятельность на уроках музыки"...

Интерактивная презентация и приложение "Коррекция высших психических функций младших школьников с ОВЗ в работе педагога – психолога".

Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса в образовательном учреждении является преодоление тех трудностей, которые испытывают школьники с ОВЗ  в учёбе. Активное введение в тради...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....