Развитие неречевых психических функций в системе логопедической работы у первоклассников с ОНР
статья по теме
Методика коррекционной работы по развитию неречевых психических функций у первоклассников с ОНР .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_npf.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабош И.А.
учитель-логопед ГОУ СОШ № 153
Центрального района г.Санкт-Петербурга
Развитие неречевых психических функций
в системе логопедической работы у первоклассников с ОНР.
Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцировано и специфично для каждого из компонентов речи. Аналитико-синтетическая деятельность мозга играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Мыслительные процессы ребёнка занимают большое место в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условием организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.
У детей с нарушениями речи при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может замедлиться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи такие дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.
В результате многолетнего психологического обследования, проводимого психологической службой школы, были выделены нарушения неречевых психических функций у первоклассников с ОНР, что дало возможность разработки соответствующей данным нарушениям методики их коррекции в системе логопедической работы.
В соответствии с принципами коррекционной работы высших психических функций у детей целесообразным является постановка следующих задач коррекции:
- развитие у школьников психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
- совершенствование процесса произвольного внимания и улучшения его продуктивности;
- развитие способности детей к относительно длительной и целенаправленной деятельности, подкрепленной каким-либо значимым материалом или игровой ситуацией.
Работа по развитию неречевых психических функций должна органично вписываться в каждое логопедическое занятие с детьми. Данная методика дана с учетом лексических тем занятий, виды заданий постепенно усложняются, но все задания взаимосвязаны и при необходимости могут меняться местами.
Задания по развитию неречевых психических функций проводятся на каждом логопедическом занятии и занимают от 3 до 10 минут.
Цель задания | Структура задания | Оборудование |
Развитие наблюдательности, внимания, памяти. | «Изучаем мир вокруг» | Картинки с мелкими различиями, таблицы, рисунки. |
Развитие слухового внимания. | Игра «Что слышно?» | Музыкальные инструменты (свисток, треугольник, барабан) |
Развитие мышления: уметь выделять главные, существенные признаки предметов, а также внимания. | «Кто летает?» | Картинки с изображением птиц, насекомых, летчиков. |
Развитие восприятия и мышления, развитие слуховой памяти. | Беседы о времени года, признаки («Осень»).Разучивание пословиц, поговорок об осени. | Набор картинок, плакатов об осени. |
Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики. | «Дорисуй узоры» | Индивидуальные листы с образцами узоров на каждого ученика. |
Развитие мышления и внимания; развитие умения выделять существенные признаки предметов | «Кто плавает?» | Картинки с изображением рыб, плавающих животных, моряков и т.д. |
Развитие зрительной памяти, восприятия | «Сложи картинку» | Разрезные картинки из 6-8 частей и образец |
Развитие восприятия формы, цвета, величины. | «Геометрическое лото» | Карточки с геометрическими фигурами, или игра «Геометрическое лото» |
Развитие произвольного внимания, мелкой моторики | Выкладывание узоров из палочек | Счетные палочки, образец рисунка |
Развитие восприятия цвета, памяти, внимания, мышления | «Найди предметы одного цвета» | Набор картинок. |
Развитие мышления и объема памяти | «Исключи лишнее» | Карточки и изображением предметов, один из которых отличается от остальных. |
Развитие внимания, мелкой моторики. | «Штриховки» | Индивидуальные листы заданий со штриховкой в одном направлении |
Развитие внимания, координации слухового двигательного анализаторов | «Четыре стихии» | |
Развитие слуховой памяти, внимания | «Выучи загадку» | Загадки о временах года, фруктах, овощах и т.д. |
Развитие восприятия и внимания | «Найди предметы» | Картинки с изображением предметов |
Развитие внимания, умения сравнивать, находить различия. | «Что изменилось?» | Карточки с изображением двух предметов с небольшими различиями |
Развитие непроизвольной зрительной памяти | «Опиши предмет» | Различные фигурки зверей, овощей, фруктов, игрушки. |
Развитие целостности восприятия | «Незаконченный рисунок» | Карточки с незаконченными рисунками |
Развитие зрительного внимания и памяти. | «Что изменилось?» | 2 карточки с изображением 5-6 предметов |
Развитие логического мышления | Знакомство с противоположными понятиями ( высоко-низко, далеко - ..) | |
Развитие умения сравнивать, развитие внимания, памяти, восприятия | «Что появилось в ряду?» | 2 листа с 5-ю рядами картинок |
Развитие слухового внимания | «Испорченный телефон» | |
Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики, формирования умения работать по образцу | «Выкладывание узора из мозаики» | Наборы «Мозаика» и образцы узоров |
Развитие концентрации и объема внимания | «Нанизывание бусинок» | Бусинки, нитки, образец. |
Развитие умения сравнивать, развитие восприятия, внимания. | «Выбери такой же предмет» | Карточки с изображением предметов по 6 в ряду. |
Развитие восприятия, пополнение словарного запаса. | «Найди и назови предмет» | 3-5 карточек и изображением предметов, один из которых похож на образец. |
Развитие восприятия и умения сравнивать | «Помоги найти портрет» | Картинки с изображением портретов и образец |
Формирование операций сравнения, классификация по переменному признаку, обобщение. | «Что объединяет?» | Фигуры животных. |
Развитие зрительной памяти и внимания | «Нарисуй по памяти картинку» | Рисунок с изображением геометрических фигур (фигура в фигуре). |
Развитие объема внимания, наблюдательности. | «Кто внимательнее?» | Картинки с изображением разного количества звезд. |
Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления. | «Составь из частей целое» | Разрезные карточки из 9-12 частей и образец или наборы картинок из пазлов. |
Формирование логического мышления: умения устанавливать последовательность событий, развитие речи. | «Установи последовательность событий» | Серии сюжетных картинок из русских народных сказок. |
Развитие слухового внимания, закрепление порядкового счета в пределах 10, развитие мышления. | «Кто знает, пусть дальше считает». | Мяч . |
Развитие восприятия формы и цвета, развитие внимания, моторики руки. | «Найди и раскрась» | Карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши. |
Развитие логического мышления, умения выявлять нелогические ситуации, развитие внимания. | «Небылицы». | Картинки с изображением «небылиц». |
Развитие восприятия, мышления, памяти. | «Расскажи о птицах» | Карточки с изображением птиц. |
Развитие умения определять количественные соотношения предметов. | «Слева и справа» | Набор картинок. |
Развитие произвольного внимания, восприятия. | «Найди дорожку». | Картинки с лабиринтами. |
Развитие восприятия формы | «Найди предметы одной формы» | Картинки с изображением предметов . |
Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия и воображения, развитие мелкой моторики | «Нарисуй по клеточкам» | Лист в клеточку, образец. (Задания постепенно усложняются) |
Развитие восприятия, внимания, мышления. | «Составь картинку» без образца | Рисунок, разрезанный на части (4-6 частей) |
Развитие мышления: классификация и обобщение. | «Образуй пары» | Рисунок с изображением 8-10 предметов. |
Развитие слуховой памяти, восприятия, мышления, внимания. | Беседа о зиме. Разучивание стихотворения . | Наглядные пособия, картинки о зиме. |
Развитие наблюдательности, внимания. | «Найди два одинаковых предмета» | Рисунок с предметами, на котором два одинаковых. |
Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. | «Найди предметы» | Различные рисунки со «спрятанными» предметами. |
Развитие смысловой памяти. | «Воспроизведи рассказ» | Рассказ по выбору педагога. |
Формирование внимания, воспитания, выдержки. | Игра «Совушка-сова» | Обозначенный круг – гнездо, маска совы. |
Развитие пространственных представлений, зрительного и слухового внимания, восприятия, моторики руки. | Игра «Муха». | Игровое поле для каждого участника, «муха». |
Развитие произвольного внимания, мелкой моторики . | Выкладывание узора из палочек (повышенный уровень сложности) | Счетные палочки (12-15), образец. |
Развитие слуховой памяти, восприятия, мышления, внимания. | Беседа о весне. Разучивание стихотворения . | Наглядные пособия, картинки о весне. |
Развитие мышления, памяти, восприятия, пространственных представлений. | «Нарисуй план комнаты» | Рисунок с изображением комнаты. |
Развитие восприятия, зрительного внимания, моторики. | «Чего не хватает?» | Рисунки с изображением предметов; каждому чего-то не хватает. |
Развитие внимания, восприятия. | «Назови наоборот» | Картинки по теме «Слова-антонимы» |
Развитие мышления, речи. | «Объясни значение предмета» | Рисунки с изображением предметов: объяснить значение каждого. |
Развитие восприятия, формы предмета. | «Посмотри и составь» | Фигурки животных, птиц, состоящих из геометрических фигур и отдельно изображения геометрических фигур. |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие неречевых психических функций на логопедических занятиях
В статье даны задания по развитию НПФ у учащихся 1 класса с ОНР в системе логопедических занятий....
Развитие высших психических функций на логопедических занятиях с помощью "Тактильных дощечек"
Использование тактильных дощечек для развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; тактильной памяти, развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновени...
РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, КАК БАЗИС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.
Развитие крупной и мелкой моторики...
Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»
Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....
«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....