Развитие неречевых психических функций в системе логопедической работы у первоклассников с ОНР
статья по теме

Рабош Ирина Андреевна

Методика коррекционной работы по развитию неречевых психических функций у первоклассников с ОНР .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_npf.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Рабош И.А.

                                                                                                                   учитель-логопед  ГОУ СОШ № 153

                                                                                                             Центрального района г.Санкт-Петербурга

                     Развитие  неречевых психических функций

           в системе логопедической работы у первоклассников с ОНР.

   Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи.  Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцировано и специфично для каждого из компонентов речи.   Аналитико-синтетическая деятельность мозга  играет большую роль в процессе восприятия речи, звуковом анализе. Мыслительные процессы ребёнка занимают большое место в развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи  с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условием организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.

  У детей с нарушениями речи при отсутствии соответствующих  коррекционных мероприятий может замедлиться темп интеллектуального развития. В силу дефекта речи такие дети мало общаются с окружающими, круг представлений  в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.

   В результате многолетнего психологического обследования, проводимого психологической службой школы, были выделены нарушения неречевых психических функций у первоклассников с ОНР, что дало возможность разработки соответствующей  данным нарушениям методики их коррекции в системе логопедической работы.

  В соответствии с принципами коррекционной работы высших психических функций у детей целесообразным является постановка следующих задач коррекции:

- развитие у школьников психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

- совершенствование процесса произвольного внимания и улучшения его продуктивности;

- развитие способности детей  к относительно длительной и целенаправленной деятельности, подкрепленной каким-либо значимым материалом или игровой ситуацией.

  Работа по развитию неречевых психических функций должна органично вписываться в каждое логопедическое занятие с детьми. Данная методика дана с учетом лексических тем занятий, виды заданий постепенно усложняются, но все задания взаимосвязаны и при необходимости могут меняться местами.

  Задания по развитию неречевых психических функций  проводятся на каждом логопедическом занятии и занимают от 3 до 10 минут.

Цель задания

Структура задания

Оборудование

Развитие наблюдательности, внимания, памяти.

«Изучаем мир вокруг»

Картинки с мелкими различиями, таблицы, рисунки.

Развитие слухового внимания.

Игра «Что слышно?»

Музыкальные инструменты (свисток, треугольник, барабан)

Развитие мышления: уметь выделять главные, существенные признаки предметов, а также внимания.

«Кто летает?»

Картинки с изображением птиц, насекомых, летчиков.

Развитие восприятия и мышления, развитие слуховой памяти.

Беседы о времени года, признаки («Осень»).Разучивание пословиц, поговорок об осени.

Набор картинок, плакатов об осени.

Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

«Дорисуй узоры»

Индивидуальные листы с образцами узоров на каждого ученика.

Развитие мышления и внимания; развитие умения выделять существенные признаки предметов

«Кто плавает?»

Картинки с изображением рыб, плавающих животных, моряков и т.д.

Развитие зрительной памяти, восприятия

«Сложи картинку»

Разрезные картинки из 6-8 частей и образец

Развитие восприятия формы, цвета, величины.

«Геометрическое лото»

Карточки с геометрическими фигурами, или игра «Геометрическое лото»

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики

Выкладывание  узоров из палочек

Счетные палочки, образец рисунка

Развитие восприятия цвета, памяти, внимания, мышления

«Найди предметы одного цвета»

Набор картинок.

Развитие мышления и объема памяти

«Исключи лишнее»

Карточки  и изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Развитие внимания, мелкой моторики.

«Штриховки»

Индивидуальные листы заданий  со штриховкой в одном направлении

Развитие внимания, координации слухового двигательного анализаторов

«Четыре стихии»

Развитие слуховой памяти, внимания

«Выучи загадку»

Загадки о временах года, фруктах, овощах и т.д.

Развитие восприятия и внимания

«Найди предметы»

Картинки с изображением предметов

Развитие внимания, умения сравнивать, находить различия.

«Что изменилось?»

Карточки с изображением двух предметов с небольшими различиями

Развитие непроизвольной зрительной памяти

«Опиши предмет»

Различные фигурки зверей, овощей, фруктов, игрушки.

Развитие целостности восприятия

«Незаконченный рисунок»

Карточки с незаконченными рисунками

Развитие зрительного внимания и памяти.

«Что изменилось?»

2 карточки с изображением 5-6 предметов

Развитие логического мышления

Знакомство с противоположными понятиями ( высоко-низко, далеко - ..)

Развитие умения сравнивать, развитие внимания, памяти, восприятия

«Что появилось в ряду?»

2 листа с 5-ю рядами картинок

Развитие слухового внимания

«Испорченный телефон»

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики, формирования умения работать по образцу

«Выкладывание узора из мозаики»

Наборы «Мозаика» и образцы узоров

Развитие концентрации и объема внимания

«Нанизывание бусинок»

Бусинки, нитки, образец.

Развитие умения сравнивать, развитие восприятия, внимания.

«Выбери такой же предмет»

Карточки с изображением предметов по 6 в ряду.

Развитие восприятия, пополнение словарного запаса.

«Найди и назови предмет»

3-5 карточек и изображением предметов, один из которых похож на образец.

Развитие восприятия и умения сравнивать

«Помоги найти портрет»

Картинки с изображением портретов и образец

Формирование операций сравнения, классификация по переменному признаку, обобщение.

«Что объединяет?»

Фигуры животных.

Развитие зрительной памяти и внимания

«Нарисуй по памяти картинку»

Рисунок с изображением геометрических фигур (фигура в фигуре).

Развитие объема внимания, наблюдательности.

«Кто внимательнее?»

Картинки с изображением разного количества звезд.

Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

«Составь из частей целое»

Разрезные карточки из 9-12 частей и образец или наборы картинок из пазлов.

Формирование логического мышления: умения устанавливать последовательность событий, развитие речи.

«Установи последовательность событий»

Серии сюжетных картинок из русских народных сказок.

Развитие слухового внимания, закрепление порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.

«Кто знает, пусть дальше считает».

Мяч .

Развитие восприятия формы и цвета, развитие внимания, моторики руки.

«Найди и раскрась»

Карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

Развитие логического мышления, умения выявлять нелогические ситуации, развитие внимания.

«Небылицы».

Картинки с изображением «небылиц».

Развитие восприятия, мышления, памяти.

«Расскажи о птицах»

Карточки с изображением птиц.

Развитие умения определять количественные соотношения предметов.

«Слева и справа»

Набор картинок.

Развитие произвольного внимания, восприятия.

«Найди дорожку».

Картинки с лабиринтами.

Развитие восприятия  формы

«Найди предметы одной формы»

Картинки с изображением  предметов .

Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, восприятия и воображения, развитие мелкой моторики

«Нарисуй по клеточкам»

Лист в клеточку, образец.

(Задания постепенно усложняются)

Развитие восприятия, внимания, мышления.

«Составь картинку»

без образца

Рисунок, разрезанный на части (4-6 частей)

Развитие мышления: классификация и обобщение.

«Образуй пары»

Рисунок с изображением 8-10 предметов.

Развитие слуховой памяти, восприятия, мышления, внимания.

Беседа о зиме. Разучивание стихотворения .

Наглядные пособия, картинки о зиме.

Развитие наблюдательности, внимания.

«Найди два одинаковых предмета»

Рисунок с предметами, на котором два одинаковых.

Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления.

«Найди предметы»

Различные рисунки со «спрятанными» предметами.

Развитие смысловой памяти.

«Воспроизведи рассказ»

Рассказ по выбору педагога.

Формирование внимания, воспитания, выдержки.

Игра «Совушка-сова»

Обозначенный круг – гнездо, маска совы.

Развитие пространственных представлений, зрительного и слухового внимания, восприятия, моторики руки.

Игра «Муха».

Игровое поле для каждого участника, «муха».

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики .

Выкладывание узора из палочек (повышенный уровень сложности)

Счетные палочки (12-15), образец.

Развитие слуховой памяти, восприятия, мышления, внимания.

Беседа о весне. Разучивание стихотворения .

Наглядные пособия, картинки о весне.

Развитие мышления, памяти, восприятия, пространственных представлений.

«Нарисуй план комнаты»

Рисунок с изображением комнаты.

Развитие восприятия, зрительного внимания, моторики.

«Чего не хватает?»

Рисунки  с изображением предметов; каждому чего-то не хватает.

Развитие внимания, восприятия.

«Назови наоборот»

Картинки по теме «Слова-антонимы»

Развитие мышления, речи.

«Объясни значение предмета»

Рисунки с изображением предметов: объяснить значение каждого.

Развитие восприятия, формы предмета.

«Посмотри и составь»

Фигурки животных, птиц, состоящих из геометрических фигур и отдельно изображения геометрических фигур.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие неречевых психических функций на логопедических занятиях

В статье даны задания по развитию НПФ у учащихся 1 класса с ОНР в системе логопедических занятий....

Развитие высших психических функций на логопедических занятиях с помощью "Тактильных дощечек"

Использование тактильных дощечек для развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения, фантазии; тактильной памяти, развитие речи, умения выразить словами свои ощущения  от прикосновени...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

ПРОЕКТ «Развитие высших психических функций с помощью интерактивных дидактических игр как база для успешного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Проект направлен на повышение уровня развития психических процессов у детей с общим недоразвитием речи посредством интерактивных дидактических игр, что служит базой для успешного развития речи....

«Развитие неречевых психических функций методами кинезиологии, как фактор профилактики нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР»

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....