Лекция для педагогов «Типы акцентуаций характера у подростков».
учебно-методический материал по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktsentuatsii_haraktera_u_podrostkov.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция для педагогов
«Типы акцентуаций характера у подростков».
Цель: повышение психолого-педагогических знаний педагогов об особенностях проявлений акцентуаций характера у подростков и методы их коррекции.
Характером называют своеобразное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичные для него индивидуальные способы поведения в определенных жизненных условиях и ситуациях. Характер тесно связан с моралью, убеждениями и мировоззрением. Благодаря этой связи черты характера определяют социальную позицию индивида. Относительная устойчивость характера не исключает его высокой пластичности, что имеет большое значение для его целенаправленного формирования.
Иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что могут становиться его слабым звеном. Такие крайние варианты нормального развития характера называются акцентуациями.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в определенных условиях, когда жизненная ситуация предъявляет повышенные требования к наиболее слабому звену характера, и почти не обнаруживаются в обычных условиях.
Характер в подростковом возрасте довольно многообразен. Своеобразие характера подростка обычно проявляется в его акцентуации, которая обусловлена социальными факторами – усложнением взаимоотношений с окружающими и физиологическими изменениями в организме. Недостаточный учет особенностей характера в этом периоде способствует возникновению конфликтных ситуаций в семье и школьном коллективе.
Подростковый возраст является периодом становления характера - в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте акцентуации характера выступают наиболее ярко.
Изучение психотипа подростка дает реальную возможность педагогам предвидеть, прогнозировать в определенной степени его поведение в той или иной ситуации. Знание особенностей психотипа подростка позволяет более оптимально взаимодействовать с ним, помогать становлению и развитию его личности, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом ребенке. Педагогическая работа, в основном, заключается в коррекции или построении особого рода отношений подростка с окружающими с учетом характера его акцентуации.
1. Гипертимный тип.
Основные особенности:
С детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Главная особенность этого типа – почти всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Всегда хорошее настроение, высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в выгодном свете, прихвастнуть. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу.
Подростки этого типа плохо переносят дисциплинарный, авторитарный режим, отсутствие широких контактов со сверстниками. Их склонности и интересы отличаются крайним разнообразием и непостоянством.
Сильные стороны: общительность, активность, оптимизм, высокий жизненный тонус, щедрость, отсутствие внутренних конфликтов.
Слабые стороны: поверхностность, легкое отношение к морали и законам, необязательность, фамильярность, легкомысленность, готовность на безудержный риск, грубость (но без всякого зла).
Методы коррекции:
Необходимо создание таких условий, в которых может проявиться активность подростка. Поэтому основная задача педагога – обеспечить полезные направления приложения детских сил и энергии, т.е. идти не по пути ограничения активности, а по пути ее продуктивного использования. Желательно поручать руководство в организации дел, развлечений, где требуется быстрота, разнообразие, находчивость. Особенно полезны занятия спортом. Из наиболее подходящих видов спорта можно назвать плавание, снижающее возбудимость нервной системы, и восточные единоборства, прививающие навыки самоконтроля и самодисциплины.
Повседневная навязчивая опека, постоянные нравоучения и наставления, «проработка» на виду у других могут вызвать только усиление «борьбы за самостоятельность», непослушание и нарочитое нарушение правил и порядков. В воспитании противопоказан мелочный контроль, но недопустим и недостаток контроля. Избегать чрезмерной директивности. Беседы лучше вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку (не любят, когда «мямлят»). Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции, достаточной для продуктивного взаимодействия.
Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является независимой самостоятельной личностью и проявляет к подростку интерес, уважение, благожелательность. Желательно обеспечить возможность широких контактов. Хорошо действует включение в группу молодежи немного старшей по возрасту. Среда общения должна быть разнообразной, с богатыми возможностями применения способностей подростка. Трудовая и учебная деятельность должна осуществляться в коллективе с возможностями включения в разнообразные виды работы. Характер труда должен быть разнообразный, творческий, не монотонный.
Рекомендуемая деятельность: деятельность, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, спорт, театр и т.д.; характер деятельности должен быть разнообразный, творческий, не монотонный.
2. Психастенический тип.
Основные особенности:
Главными чертами психастенического типа являются высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу и постоянным сомнениям, тенденция к образованию ритуальных действий. В детстве робкие, пугливые, склонные к рассуждательству. В подростковом возрасте у них проявляется нерешительность, тревожная мнительность. Принять решение или сделать выбор – это для них самая трудная задача, причем даже после принятия решения вновь следуют долгие сомнения и раздумывания о правильности сделанного выбора. Люди этого типа – прирожденные пессимисты, опасающиеся будущего и ожидающие неудач. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы.
Сильные стороны: дисциплинированность, исполнительность, аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность.
Слабые стороны: чувствительность к различного рода испытаниям, нерешительность, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей и опасений.
Методы коррекции:
Педагогическая помощь этому направлена на преодоление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, закомплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно осложняют его жизнь. Поэтому при общении не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя высмеивать или подавлять инициативу ребенка. Необходимо обеспечить ребенку ощущение успеха. Сравнивать его нужно только с ним самим и хвалить за улучшение его собственных результатов.
Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регламентированной работы, когда нет необходимости самостоятельно принимать ответственные решения. Однако следует поощрять решительные высказывания подростка, готовность самостоятельно принимать решения и в дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи, предоставлять возможность больше заниматься любимым делом.
Необходимо поощрение живого восприятия реальной действительности. Можно рекомендовать занятия спортом, но без участия в соревнованиях.
Рекомендуемая деятельность: индивидуальные виды деятельности; не рекомендуются руководящие роли, деятельность, связанная с большой ответственностью. Можно рекомендовать занятия спортом, но без участия в соревнованиях.
3. Истероидный (демонстративный) тип.
Основные особенности:
Главная черта этого типа – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие–только не перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой чертой.
Все интересы и увлечения подростков связаны с занятиями, которые позволяют оказаться в центре внимания. Они участвуют в самодеятельности, увлекаются экстравагантной одеждой, могут заниматься изучением языков, литературной деятельностью.
Желание привлекать к себе взоры, становится насущной потребностью.
Ярко выраженная тенденция к вытеснению неприятных для него фактов и событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие, «бегство в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.
Сильные стороны: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, хорошие организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность (хотя истероид быстро выдыхается после выплеска энергии).
Слабые стороны: чувствительны к невниманию, потери комфорта, склонность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость (когда задевают его лично).
Методы коррекции:
Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность могла бы успешно удовлетворяться.
Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное, деловое, без особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно – только за реальные достижения и способности.
Игнорировать всяческие попытки уклониться (например, используя болезнь) от работы.
Подростки с этим типом характера наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Необходимо отыскать среду, где эгоцентрические устремления могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих.
Например, публичные выступления. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства.
Истероида можно поощрять вниманием за его положительные действия.
Рекомендуемая деятельность: работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами, актерская деятельность. Необходимо отыскать среду, где эгоцентрические устремления могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих. Например, публичные выступления.
4. Эпилептоидный тип.
Основные особенности:
Главными чертами эпилептоидного типа являются недостаточная управляемость поведением, нетерпимость, а также вязкость мышления, скрупулезная педантичность, склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, которая проявляется в виде аффектов, приступов гнева и ярости, конфликтности. Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов. Лидерство проявляется стремлением властвовать над сверстниками (чего добиваются чаще всего физической силой). У таких детей замечается недетская бережливость ко всему «своему», любые попытки покуситься на их ребячью собственность могут вызывать крайне злобную реакцию.
Сильные стороны: дисциплинированность, аккуратность, тщательность, бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда выполняет свои обещания), пунктуальность, внимание к своему здоровью.
Слабые стороны: непереносимость длительного состояния внутреннего напряжения, чрезмерная требовательность к другим, жестокость, нечувствительность к чужому горю, бурное реагирование против ущемления своих интересов.
Методы коррекции:
Важно установить контакт, взаимопонимание с ребенком. Беседу с подростком лучше начинать с его положительных сторон - аккуратности, способности к ручному мастерству, точности расчетов, педантичности в выполнении порученного дела. Стремление заботиться о своем здоровье может быть использовано для убеждения отказаться от вредных привычек. Следует обратить внимание на то, что отрицательные черты характера – взрывчатость, склонность к злобно-раздражительному настроению могут повредить самому подростку, его здоровью, благополучию.
Обстоятельность и неторопливость, чуткость и тактичность – вот что требуется от взрослого. Такой стиль общения позволяет сформировать у подростка социально приемлемую модель поведения. Контакт с подростком целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем. Очень важно такому подростку найти подходящее дело, которое отвлекает его от отрицательных эмоций, снимает напряжение, желательно привлекать к занятиям спортом. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку самоутвердиться. Можно поручать руководство небольшими группами. Так как у ребенка затруднено переключение с одного занятия на другое, вхождение в любую новую деятельность, то надо давать ему достаточно времени для включения в работу, не «дергать» и не торопить. Количество переключений следует по возможности уменьшить и не стоит делать слишком частых перерывов в занятиях.
Рекомендуемая деятельность: необходимо отдавать предпочтение деятельности, требующей аккуратности и тщательности выполнения, дающей гарантированный рост, ощущение независимости и возможность проявить себя: физический труд, ручной труд, атлетические виды спорта.
5. Лабильный тип.
Основные особенности:
Главная черта лабильного типа – резкая смена настроений в зависимости от ситуации. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Лабильные подростки –«люди настроения» и от настроения у них все зависит. Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в жилетку». Друг у таких детей обычно бывает один. Похвала таким детям совершенно не вредна, - она не приводит к заносчивости. Велика потребность в сопереживании.
Сильные стороны: общительность, добродушие, чуткость и привязанность, искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения).
Слабые стороны: раздражительность, вспыльчивость, ослабленный самоконтроль, склонность к конфликтам (в периоды подавленного настроения).
Методы коррекции:
Так как ярко выражена потребность в сочувствии и сопереживании, то желательно соответствующее эмпатийное поведение педагога. Как правило, проявлением эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сопереживания можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и усилиями.
Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому установлению доверительных отношений с подростком, но следует учитывать чрезвычайную эмоциональную чувствительность ребенка, и вследствие этого, высокую изменчивость настроения.
Установление контакта возможно, если подросток видит доброжелательное отношение к себе, находит сочувствие. Обычно вслед за эмоциональным реагированием наступает душевное расслабление, в таком состоянии ребенок становится доступным для продуктивного контакта.
Особое внимание необходимо уделять их взаимоотношениям со сверстниками. Следует учитывать, что для него важны эмоциональная поддержка, сопереживание окружающих.
Лабильный подросток легко выходит из подавленного состояния при ободрении, утешении и появлении приятной перспективы (пусть не всегда реальной). Необходимо избегать насмешек, подчеркивания недостатков, неудач. Таких подростков нужно почаще хвалить и одобрять.
Рекомендуемая деятельность: творческие занятия, сфера искусства. Среда, учебная и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения.
6. Сензитивный тип.
Основные особенности:
повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр, предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но побаиваются контрольных.
Сильные стороны: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе, стремление преодолеть свои слабые стороны.
Слабые стороны: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой.
Методы коррекции:
Основной целью педагогической помощи является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности.
Нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно сильна. Поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности.
Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно. Нуждается в длительных убеждениях, опровергающих неполноценность. Но вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым. Создавать ситуации, стимулирующие убежденность подростка в том, что он нужен другим.
Необходимо дозировать нагрузки, поскольку дети с этим складом личности подвержены астенизации. Желательно оберегать от чрезмерно сильных впечатлений.
При общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой.
Желательно создание ситуаций, в которых подросток может ощутить свою необходимость другим, чувствовать свою состоятельность, достигнуть успеха в деятельности.
Рекомендуемая деятельность: деятельность, не требующая широкого круга общения: интеллектуально-эстетические занятия( музыка, шахматы и т.д.).
7. Неустойчивый тип.
Основные особенности:
Характеризуется безволием, которое отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей. В поиске развлечений также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом.
Обычно у них нет желания учится. Только при непосредственном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.
Сильные стороны: открытость, быстрота переключения в делах и общении, любопытство, общительность, доброжелательность.
Слабые стороны: безволие, тяга к пустому времяпрепровождению, болтливость, лень, хвастовство, безответственность, трусость.
Методы коррекции:
Оказание педагогической помощи подростку требует большого терпения, такта, систематичности и настойчивости. Ребенка нельзя оставлять без внимания, он должен быть всегда на виду (постоянный контроль). Необходим суровый, жестко регламентированный режим. Нельзя позволять уклонятся от выполнения порученного дела, исключать возможность уклоняться от работы, если заняты все. Необходимо наказывать за безделье. При организации воспитания целесообразно согласовывать усилия педагогов и родителей. Только при постоянных и слаженных усилиях может быть получен положительный результат.
Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жесткого регламентированного режима. Когда за ними непрерывно следят, не позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают – они на время смиряются. Но как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в ближайшую «подходящую компанию». Слабое место неустойчивых – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья.
Рекомендуемая деятельность: деятельность, не требующая усилий, дающая возможность самостоятельно устанавливающие режим работы.
8. Циклоидный тип.
Основные особенности:
Отличаются резкими сменами настроения. Характерен сниженный фон настроения, вялость упадок сил, все валится из рук. То, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается или требует больших усилий. В учебе периоды активной работы сменяются безразличием к предметам.
В детстве циклоиды ничем не отличаются от сверстников, но с наступлением подросткового возраста у них возникает первая субдепрессивная фаза (субдепрессия - это маловыраженная депрессия, для которой характерны склонность к апатии, вялость, ощущение, что все валится из рук). В этот период циклоиды начинают тяготиться обществом и компанией, у них резко снижается работоспособность. Серьезные неудачи в период субдепрессии могут вызвать аффективную реакцию и суицидальные попытки.
Субдепрессивная фаза длится 2-3 недели, после чего настроение повышается, циклоиды становятся по поведению гипертимами и начинают наверстывать упущенное в период субдепрессивной фазы.
Сильные стороны: инициативность, жизнерадостность, общительность в периоды хорошего настроения.
Слабые стороны: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим (в периоды подъема настроения). Грусть, задумчивость, вялость, упадок сил, трудности в учебе и в жизни, раздражаемость компаниями сверстников (во время спада).
Методы коррекции:
Особенности взаимодействия с подростком зависят от фазы. При установлении контакта важно понять, что ребенок сейчас чувствует, как относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно начинать содержательную часть беседы.
Если подросток находится в фазе спада, то целесообразнее просто оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил; не стоит в это время пытаться повлиять на него. Если же он находится в стадии подъема, то можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше контролировать себя.
Необходимо избегать критики и наказаний, не фиксировать внимание на неудачах. Следует напоминать о том, что скоро наступит подъем настроения.
Рекомендуемая деятельность: учитывать склонность к разочарованию в деятельности, что интересы зависят от цикла настроения.
9. Астеноневротический тип.
Основные особенности:
быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии (повышенному вниманию к своему здоровью). С детства характерны признаки невропатии (капризность, ночные страхи, заикание), повышенная утомляемость, раздражительность. Такие дети раздражаются по любому поводу, но потом быстро раскаиваются. Дети с такой акцентуацией плохо переносят поездки в общественном транспорте, быстро устают от компании. Они не стремятся к близким отношениям из-за своей пугливости и неуверенности в себе, не проявляют инициативы. Круг друзей у них ограничен, прежде всего, из-за их внезапной раздражительности и частых капризов.
Сильные стороны: аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.
Слабые стороны: капризность, плаксивость, неуверенность в себе, вялость, забывчивость. Такие подростки робки, стеснительны, с явно заниженной самооценкой, не могут постоять за себя.
Методы коррекции:
Основной целью педагогической помощи является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость. Маленькие успехи должны быть замечены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная самооценка в целях повышения уверенности в себе. Нуждаются в похвале.
Особенно важным является спокойная обстановка, доброжелательное отношение, продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование нагрузок с тем, чтобы ребенок не переутомлялся, предоставление возможности быть одному. Аффективные вспышки возможны в условиях соревнования, когда подросток начинает понимать, что он не в состоянии стать победителем. Поэтому не следует создавать или провоцировать ситуации соревнования.
Рекомендуемая деятельность: занятия умеренной интенсивности; не любит занятий, вызывающих большое утомление (в частности, спортивные соревнования), включение в активную деятельность должно быть постепенным Можно начать с небольших индивидуальных поручений.
10. Шизоидный тип.
Основные особенности:
отгороженность, замкнутость, своеобразность и необычность занятий и увлечений, эмоциональная холодность, проявляющиеся в отсутствии сопереживания, трудность в установлении контактов со сверстниками, недостаток интуиции в процессе общения.
Шизоидные черты проявляются раньше других - с раннего возраста такие дети предпочитают играть в одиночестве. Они тянутся к взрослым, где легче молчать и как бы оставаться наедине с собой.
В подростковом возрасте у таких детей есть трудности с развитием эмпатии (сопереживание чужим радостям и печалям), они не умеют вступать в неформальные контакты, их внутренний мир остается закрытым и непонятным для окружающих. Подросток может долго терпеть мелочную опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.
Сильные стороны: серьезность, несуетливость, немногословие, устойчивость интересов и постоянство занятий.
Слабые стороны: замкнутость, холодность, излишняя рассудочность.
Методы коррекции:
Установление контакта представляет значительную трудность. Подросток часто совершенно не выносит попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости.
В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», когда выбирается факт из жизни класса, школы и он обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные позиции педагога и подростка. Основным признаком установления контакта служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.
Для развития коммуникативных способностей подростка необходимо включать его в различные групповые и коллективные формы деятельности.
Рекомендуемая деятельность: Хорошо даются тонкие ручные навыки: прикладное искусство, игра на музыкальных инструментах (проявляют интерес к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989
2. Леонгард К. Акцентуированные личности. /Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
4. Методика определения уровня невротизации и психопатизации. Методические рекомендации. - Л., 1985
5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / избр.психолог.труды. М,1996
6. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М.,2003
7. Прутченков А.С., Сиялов Л.Л. Эй ты, параноик!!! (О психотипах личности, о диагностики акцентуации характера детей и педагогической помощи им). – М.: Новая школа, 1994.
8. Пятунин В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних. Учебное пособие для сотрудников КДН и ЗП - Челябинск, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акцентуация характера у подростков
Одной изособенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются ...
Акцентуации характера у подростков
В предлагаемом материале описание акцентуаций характера, их сильные и слабые стороны, конфликтные ситуации и рекомендации для педагогов по работе с акцентуантами.Акцентуация характера – это крайние ва...
Консультация "Акцентуация характера у подростков".
Рассматриваются типы и характерологические особенности характера;проводится с целью профилактики и предупреждения ПАВ, правонарушений у подростков....
исследованиеСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ...
ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.
ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ....
Акцентуации характера у подростков
Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. Большинство акцентуаций характера офомляется к подростковому возрасту и нередко наи...
«Типы акцентуаций характера у подростков»
Особенности проявлений акцентуаций характера у подростков и методы их коррекции....