ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.
статья по психологии на тему
ЮШКОВА К.В.СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ.
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 1
Аксайского района
Юшкова К.В.
Тема темперамента и характера с древних времен до нашего времени привлекают внимание многих ученых. Такой популярности способствует их большое значение в повседневной жизни. Выявление акцентуаций характера и определение типа темперамента позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым скорректировать ожидаемые действия и поступки человека. Позднее в психологии возникла проблема стилей эмоционального реагирования. Многие авторы пытались ее решить, но несмотря на обилие эмпирических исследований, фактов в пользу существования собственно индивидуального стиля эмоциональных реакций почти нет. Эмоциональное реагирование включает в себя саморегуляцию, развитие и особенности, которой опосредуют проявление темперамента и характера. Многочисленные исследования посвящены изучению влияния саморегуляции на успешность обучения учащихся старших классов, однако проблема взаимосвязи категорий саморегуляции с темпераментом и акцентуациями характера отдельно у мальчиков и девочек подростков остается менее освещенной, как и особенности саморегуляции переходном возрасте, являющимся периодом повышенной эмоциональности, становления характера и формирования категорий саморегуляции.
Все выше сказанное обусловило выбор предмета моего исследования – связь стилей эмоционального реагирования с темпераментом и типом личности у подростков. Цель работы – выявление и изучение особенностей связи между темпераментом и саморегуляцией у подростков. Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать следующие гипотезы: существует связь между стилями эмоционального реагирования и темпераментом, между стилями эмоционального реагирования и акцентуациями характера; категории саморегуляции по – разному развиты у девочек и мальчиков подростков. Для проверки гипотез и достижения цели потребовалось решение следующих задач: выявить доминирующие типы темперамента и акцентуации характера у подростков, определить уровень сформированности категорий саморегуляции у подростков, изучить особенности связи категорий саморегуляции с темпераментом, акцентуациями характера у подростков с помощью сравнительного и корреляционного анализа. Исследование было проведено с учащимися шестых - восьмых классов МБОУ СОШ №1 Аксайского района Ростовской обл. В нем приняло участие 93 человека в возрасте от 11 до 14 лет, 52 девочки и 41 мальчик. В исследовании были использованы следующие методики: опросник Г. Айзенка, характерологический опросник Леонгарда-Шмишека, ССПМ-98 (В. И. Моросанова). В исследовании также были использованы методы математической статистики: подсчет среднего значения, коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U – критерия Манна-Уитни. Анализ данных проводился в статистической системе SPSS для Windows.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Среди подростков девочек чаще встречаются меланхолики (40,3%), на втором месте по численности холерики (28,8%), 29,3% мальчиков сангвиники и 21,9% - флегматики. По уровню экстраверсии большинство подростков амбиверты. По уровню нейротизма у большинства подростков (38,7%) средний уровень нейротизма, у 32,6% девочек очень высокий уровень нейротизма, а 24,4% мальчиков эмоционально устойчивые личности. 13,6% подростков в возрасте 11 – 14 лет акцентуированы. Среди девочек - подростков акцентуированных личностей больше (15,9%), чем среди мальчиков того же возраста (10,7%). У 36,5% подростков сочетанный характер акцентуации. В результате типологического анализа выделены личностные профили девочек (циклоидный, экзальтированный, эмотивный, гипертимный) и мальчиков (циклоидный, гипертимный, застревающий, экзальтированный) подростков. Саморегуляция в целом в подростковом возрасте находится на среднем уровне развития, но при этом моделирование у 32% девочек и 17% мальчиков не развито. Это говорит о том, что подростки не достаточно адекватно оценивают значимые внутренние условия и внешние обстоятельства, также 17% мальчиков не оценивают результаты своей деятельности. Существует связь между темпераментом и саморегуляцией: уровень нейротизма обратно пропорционально связан с категорией моделирования, т.е. сангвиники и флегматики способны легко выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем. Существует связь между акцентуациями характера и саморегуляцией: категория моделирования обратно пропорционально связана с возбудимой, тревожной, циклоидной и педантичной акцентуациями. У подростков с неадекватной оценкой значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, трудности в определении цели и программы действий связаны с тревожностью, робостью, вспыльчивостью, перепадами настроения Категория программирования прямо пропорционально связана с гипертимным типом акцентуации. Высокую сформированность потребности продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, детализированность разрабатываемых программ можно наблюдать у чрезвычайно контактных, словоохотливых подростков. Оценка результатов обратно пропорционально связана с возбудимым типом и циклоидным типом акцентуаций. Вспыльчивые подростки с частой сменой настроения плохо оценивают результаты своей деятельности. Эмоции выражаются открыто, резко без оценки возможных последствий. Категория самостоятельности прямо пропорционально связана с дистимической и возбудимой акцентуациями. Это означает, что серьезные, аккуратные, добросовестно выполняющие работу подростки, как правило, самостоятельные, но при этом вспыльчивые и раздражительные. Категория гибкости обратно пропорционально связана с педантичной акцентуацией и прямо пропорционально с гипертимной. Т.е. общительные, шумные, энергичные подростки легко могут перестраивать планы при возникновении непредвиденных обстоятельств, а подростки, которые все долго и тщательно продумывают, наоборот, неуверенно себя чувствуют в меняющейся обстановке. Общая выборка в большей степени отражает специфику связей саморегуляции с нейротизмом и акцентуациями характера мальчиков подростков. Поэтому связи категорий саморегуляции с темпераментом и акцентуациями характера девочек и мальчиков следует рассматривать отдельно. Специфические связи у девочек: категория самостоятельности прямо пропорционально связана с нейротизмом – самостоятельные подростки обладают неуравновешенной нервной системой. Специфические связи у мальчиков: категория моделирования обратно пропорционально связана с эмотивным и экзальтированным типами акцентуаций. Категория программирования прямо пропорционально связана с демонстративным типом акцентуации. Добрые сострадательные, исполнительные, словоохотливые подростки, много фантазируют и могут резко менять отношение к развитию ситуации, а мальчики, любящие быть в центре внимания тщательно продумывают способы своих действий. У подростков с определенной акцентуацией характера могут быть слабо или сильно сформированы несколько категорий саморегуляции. Так, при циклоидной акцентуации слабо развиты категории оценки результатов и моделирования, а при гипертимной акцентуации сильно развиты категории программирования и гибкости.
Таким образом результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутые гипотезы. В целом у большинства подростков неуравновешенный стиль эмоционального реагирования, сочетающийся с высокой самостоятельностью, частыми перепадами настроения, общительностью, подвижностью, гибкостью, затруднениями в оценке своей деятельности.
Результаты исследования могут быть полезны как психологам при составлении индивидуальных программ коррекции и развития саморегуляции у подростков с учетом типа акцентуации характера, так и педагогам, т.к. при планировании учебно-воспитательной работы в рамках здоровьесберегающей деятельности необходимо учитывать индивидуальные особенности подростков. А также знание специфических особенностей характера, темперамента и категорий саморегуляции позволит предвидеть и своевременно предотвращать возможные конфликтные ситуации между учителем и учеником.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акцентуация характера у подростков
Одной изособенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются ...
Акцентуации характера у подростков
В предлагаемом материале описание акцентуаций характера, их сильные и слабые стороны, конфликтные ситуации и рекомендации для педагогов по работе с акцентуантами.Акцентуация характера – это крайние ва...
Консультация "Акцентуация характера у подростков".
Рассматриваются типы и характерологические особенности характера;проводится с целью профилактики и предупреждения ПАВ, правонарушений у подростков....
исследованиеСВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
СВЯЗЬ СТИЛЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ...
Акцентуации характера у подростков
Акцентуации – чрезмерно выраженные черты характера, относящиеся к крайнему варианту нормы, граничащие с психопатией. Большинство акцентуаций характера офомляется к подростковому возрасту и нередко наи...
Лекция для педагогов «Типы акцентуаций характера у подростков».
Методический материал для повышения психолого-педагогических знаний педагогов об особенностях проявлений акцентуаций характера у подростков и методы их коррекции ....
«Типы акцентуаций характера у подростков»
Особенности проявлений акцентуаций характера у подростков и методы их коррекции....