Тренинг на 1 час "Развиваем мышление"
план-конспект урока по психологии (8, 9 класс) на тему
Практикум по психологии "Развиваем мышление"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_po_psihologii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг на 1 час
«Развиваем мышление»
Автор Цвенгер Н.В.
Цель: Развитие мышления.
I. Задачи на сравнение и анализ. (Оценка 3 балла).
1. Определите и назовите то общее, что объединяет следующие поступки людей:
A. Человеку хочется отдыхать, но он продолжает работать.
Б. Юноша трижды поступал в университет и всё же добился того, чего хотел.
B. Данный человек постоянно терпит неудачи. Знакомые и друзья уговаривают его бросить то дело, в котором его преследуют неудачи, но человек продолжает заниматься им.
Г. С детства данный человек не обладал особыми задатками, но добился многого в жизни, приобретя нужные способности.
2. Назовите все известные вам предметы, на которые могут быть распространены следующие высказывания:
A. Большой и лёгкий. Б. Круглый и мягкий. B. Им пишут. Г. По нему ходят. Д. Он интересный. Е. Имеет приятный запах, но несъедобный.
3. В каких случаях жизни вам могут понадобиться знания следующих школьных предметов:
A. Родной язык. Б. Иностранный язык. B. Математика. Г. Физика. Д. Химия. Е. Литература. Ж. История. 3. География. И. Психология. К. Логика.
II. Задачи на практическое мышление и оценку жизненных ситуаций. (Оценка 5 баллов)
А. Двое людей среднего возраста (от 40 до 50 летя случайно оказались сидящими друг против друга в одном купе поезда дальнего следования. Один из них был по профессии физик. Он задумчиво смотрел в окно, но вот его взгляд скользнул по купе и остановился на попутчике. У того в руках была книга, связанная с теми проблемами, которыми занимался наш физик. Задумчивость исчезла с его лица, и он исподволь, с любопытством стал рассматривать своего соседа.
Оцените эту ситуацию с точки зрения нового чувства, которое стал испытывать физик, обнаружив, что напротив него сидит человек, который также интересуется физикой.
Б. Двое незнакомых людей, юноша и девушка, случайно встретились друг с другом в ситуации, где им пришлось некоторое время быть рядом. Юноша время от времени взглядывал на девушку. То же самое делала и она, и когда их взгляды встречались, то они не сразу отводили глаза. Выражение лиц обоих в это время едва заметно изменялось, на них появлялись улыбки, которые или сохранялись, или исчезали тогда, когда они смотрели на других людей и вокруг себя. При этом и тот и другой поправляли свою одежду, старались выпрямиться, повернуться лицом друг к другу, стать или расположиться поближе друг к другу.
Скажите, какие чувства испытывали в данной ситуации эти молодые люди по отношению друг к другу.
В. Один человек старается обратить на себя внимание другого, а тот не реагирует на действия первого. Первый смотрит на второго, довольно долго задерживая свой взгляд на его лице; второй же, чувствуя, что на него смотрят со стороны, также время от времени поглядывает на первого, но в его глазах и действиях не просматривается особого интереса; выражение лица, позы тела, движения рук при этом не меняются, а взгляд долго не задерживается на первом человеке.
Какие чувства испытывает второй человек по отношению к первому?
Г. Эта ситуация похожа на предыдущую. Первый человек ведет себя так же, но поведение второго меняется. Когда он смотрит на первого, выражение его лица меняется: улыбка исчезает, он отводит глаза в сторону, как только его взгляд встречается со взглядом собеседника; он старается отойти от него как можно дальше, а если вынужден находиться близко, то стоит по отношению к нему спиной или вполоборота.
Оцените по поведению второго человека его отношение к первому.
III. Практические задачи на умение изменять образ действий с учетом обстоятельств (Оценка 5 баллов)
Запишите 1-2 варианта ваших действий в этих ситуациях
Что вы сделаете, если:
1. Оказались в незнакомом месте города, ищете нужный адрес, но не можете его отыскать.
2. К вам на улице пристает нетрезвый человек.
3. Кто-то над вами шутит, смеётся.
IV. Задачи на творческое мышление (Оценка 7 баллов)
Сформулируйте кратко и по возможности точно мысли, которые содержатся в следующих суждениях.
1. Если человек к чему-то очень сильно стремится, то совершенно не имеет значения, как он это сумеет сделать. Главное состоит в том, чтобы он в конечном счёте все же достиг желаемой цели любыми доступными средствами, а что это за средства — существенного значения не имеет.
2. Когда я ищу доказательства того, что я, как человек, действительно существую, то одним из аргументов в пользу подобного утверждения является осознание мною того, что в данный момент времени я на самом деле думаю над этой проблемой и, следовательно, существую.
3. Люди, которые в жизни часто критикуют других людей и высказывают о них нелицеприятные суждения, сами обычно вызывают по отношению к себе такую же точно реакцию. Из этого следует, что, вместо того чтобы плохо отзываться о других людях, лучше вообще их никак не касаться. Тогда и они не будут вас критиковать или говорить о вас плохо.
4. Один человек очень старался как-то помочь другому человеку, но сделал это настолько неумело, что принёс ему не пользу, а вред.
5. Человек очень долго думал над решением задачи, предпринимал сложные действия и вдруг неожиданно Для себя самого обнаружил, что эта задача решается довольно просто.
V. Задачи на логику (Оценка 10 баллов)
Решите задачи
1. В последний момент был задержан взлёт авиалайнера. Оказалось, что среди пассажиров находите террорист, намеревающийся угнать самолёт. Все пасса жиры, следующие этим рейсом, должны быть подвергнуты досмотру. Для этого в здании аэропорта специально было установлено контрольное устройство, позволяющее безошибочно определить, имеются ли у людей, проходящих через это устройство, металлические предметы. Однако времени для индивидуального осмотра не оставалось, и было решено провести пассажиров через контрольное устройство группами. Если данной группе пассажиров оказывался вооружённый террорист, то контрольное устройство срабатывало. Однако при этом нельзя было точно установить, у кого из пассажиров в данной группе имеется оружие.
Сколько раз придётся включать контрольное устройство (при наиболее удобном способе разделения пассажиров на группы), чтобы точно определить, кто вооружён (оружие имеется только у одного из 128 пассажиров)?
2. По городу от стадиона ехал автобус, в который по пути сел пассажир, интересующийся спортом. Примерно половина людей, находившихся в автобусе, обсуждала последние спортивные новости. Новому пассажиру не оставалось ничего другого, как слушать отрывочные сведения, поступающие от говорящих пассажиров. Главной новостью дня был состоявшийся финал эстафеты. После упорной борьбы в финал вышли команды шести стран: европейские команды А и В, африканские команды С и Д и две команды Е и К, представляющие Американский континент. Новый пассажир очень хотел узнать, как распределились места среди участников финала после завершения финального забега, но сделать это в автобусе было непросто. Выйдя на своей остановке, пассажир смог удержать в своей памяти из услышанного только следующие отрывочные сведения:
1. Команда А одержала победу над командой В.
2. Африканская команда получила золотые медали.
3. Команда В одержала победу над командой Д.
4. Ожидалось, что первое и второе места достанутся американским командам, но в последний момент между ними неожиданно вклинилась европейская команда.
5. Африканская команда отстала от всех остальных участников финала.
6. Команда К одержала победу над командой В.
7. Команда Е одержала победу над командой К.
Располагая отрывочными сведениями, определите, как распределились места.
Максимально возможно набрать 99 баллов.
Критерии оценки:
50 баллов – 5
30 баллов – 4
20 баллов – 3
Ответы на практические задания
I. 1. Упорство, настойчивость.
2. Шарик, дельтаплан; мяч, хлеб; карандаш, фломастер; пол, ковер; фильм, спектакль, человек; мыло, цветок.
3. писать, общаться; переводить этикетки, общаться; считать сдачу, рассчитывать бюджет семьи; вождение, консервирование, погода; общаться, писать; и т.д.
II. 1. интерес к собеседнику.
2. симпатия
3. равнодушие
4. неприязнь
III. 1. спросить, позвонить, купить карту.
2. спокойно поговорить, отойти, попросить помощи, вызвать милицию
3. посмеяться вместе.
IV. 1. цель оправдывает средства.
2. я мыслю, следовательно, я существую.
3. не судите, да не судимы будете.
4. медвежья услуга
5. а ларчик просто открывался.
V. 1. 7 раз. 64, 32, 16, 8, 4, 2
2. Команда С заняла 1 место, команда Е – второе, А – третье, К – четвертое, В – пятое, Д – шестое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический тренинг «Развитие творческого мышления»
Краткая аннотацияПсихолого-педагогический тренинг представляет собой систему занятий по развитию творческого мышления. Все занятия объединены общими психолого-педагогическими принципами....
Тренинг оптимистического мышления у подростков
Одно из возможных решений- использование в работе с подростками программ социально- психологического тренинга, в ходе которых решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, ...
Занятия с элементами тренинга "Развитие у первоклассника произвольного внимания, мышления, памяти"
Занятия с элементами тренинга "Развитие у первоклассника произвольного внимания, мышления, памяти"...
Тренинг на 1 час "Развиваем мышление" часть 2
Развиваем мышление...
Тренинг на 1 час "Креативное мышление"
Развитие мышления...
Тренинги по дебатам на развитие критического мышления
ТРЕНИНГ «ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ»Участникам тренинга предлагается две роли:«ответчик» - человек, дающий пресс-конференцию;отвечающий на вопросы и задающий вопросы – «жур...
Презентация для тренинга "Критическое мышление"
Презентация, на основе которой можно проводить тренинг "Критическое мышление" для старшеклассников. Показывается непосредственно во время тренинга....