Психолого-педагогический тренинг «Развитие творческого мышления»
план-конспект занятия по психологии (6 класс) на тему
Краткая аннотация
Психолого-педагогический тренинг представляет собой систему занятий по развитию творческого мышления. Все занятия объединены общими психолого-педагогическими принципами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический тренинг «Развитие творческого мышления»
Русакова Наталия Викторовна педагог-психолог МАОУ СОШ №4
Краткая аннотация
Психолого-педагогический тренинг представляет собой систему занятий по развитию творческого мышления. Все занятия объединены общими психолого-педагогическими принципами.
Оглавление
Введение 3
Тренинг «Развитие творческого мышления» 6
Заключение 9
Список литературы 10
Введение
Творчество - это процесс, присущий деятельности человека. В той или иной степени творчество доступно каждому. Ребенок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты [10 ].
К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни» [3].
Результатом творчества является некий новый продукт: идея, материальный объект, способ действия или поведения.
Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности.
Творческое мышление - один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию [4].
Способность человека к творческому мышлению, а значит, к творчеству называют креативностью.
Креативность — характеристика полноценно функционирующего человека, способность продуцировать уникальные идеи, результаты, способы решения проблем [6].
Креативность — способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [3].
Креативность может рассматриваться как внутренний ресурс человека, проявляющийся в любом виде деятельности и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новое.
Креативность — это те самые творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт ее деятельности.
Актуальность
Зачем развивать креативность? Вопрос этот отнюдь не праздный. Может показаться, что креативность обычному человеку не очень нужна, а творчество удел художников, композиторов, артистов, музыкантов, поэтов людей, от природы одаренных этим качеством. Однако в современном мире, который меняется со все увеличивающейся скоростью, человек, не обладающий достаточной креативностью, просто обречен жить в ситуации постоянного душевного дискомфорта.
Можно смело утверждать, что креативность — качество, необходимое каждому современному человеку. Причем поле применения этого качества практически не ограничено. Креативность — весьма существенный фактор в современном понимании профессионализма.
Креативный человек, как правило, более успешен во всем — от простого общения до профессиональной деятельности. Он терпим к окружающим, всегда готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, а только принят им именно в силу привычки, что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют окружающие. Таким образом, креативный человек более привлекателен в общении.
Креативность помогает человеку находить оригинальные решения сложных проблем, как организационно-бытовых, так и научно-технических, помогает создавать яркие художественные произведения.
Креативность является серьезным фактором движущей силой развития личности, она обеспечивает такие качества человека, как уверенность в себе, открытость новому опыту, критичность и самостоятельность восприятия и мышления.
Занятия данного социально-психологического тренинга построены на принципах партнерского общения, которые, у детей практически не развиты. У детей 10-11 лет есть потребность в независимом партнерском общении, но нет соответствующего опыта. Поэтому на первых порах «цивилизованное» продуктивное общение участникам группы может даваться с трудом.
Цель тренинга: развитие творческого потенциала детей в процессе продуктивного общения.
Задачи тренинга:
- стимулировать мотивацию участников группы к творчеству;
- создавать условия для «запуска» процесса дивергентного (интуитивного, разнонаправленного) мышления
- создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия.
Тренинг построен на активных методах групповой работы с учащимися.
«Общий круг» особенно полезен в начале и в конце занятия, когда каждый учащийся по очереди должен высказаться по обсуждаемому вопросу.
Энергизаторы. Как известно, на протяжении любого занятия энергия группы постепенно снижается. Средством преодоления этого спада может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность учащихся. В результате его использования активность восстанавливается.
Мозговой штурм. Мозговой штурм позволяет быстро генерировать множество идей. Это хороший способ включения всех в работу на основе свободного выражения собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Метод хорош тем, что помогает обсуждать проблемы демократически и ненавязчиво. Он также позволяет определить уровень знаний и интересы учащихся.
Групповая дискуссия. Дискуссия — метод обучения на основе организации совместной деятельности учащихся под руководством преподавателя с целью решить групповые задачи или влиять на мнения учащихся в процессе общения. Дискуссия возникает тогда, когда каждый высказывает мнение по теме на основе личных знаний и опыта.
Рефлексия. Техника рефлексии дает учащимся возможность обдумать, чему они научились, что хотели бы узнать и как станут использовать полученные знания и навыки в жизни.
В основе данного тренинга лежат следующие принципы:
Принцип освоения навыков в условиях специально организованной социальной деятельности. Этот принцип обеспечивается особой формой организации все участники занятий вовлекаются в специально разработанные действия: выполнение упражнений, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации или факта с видением других участников группы. Психолог, ведущий занятия, не является доминирующим источником информации, он почти на равных включен в общую групповую деятельность, которая является для всех участников источником опыта социального взаимодействия.
Принцип активной исследовательской позиции каждого участника.
Каждое упражнение и задание должно быть поводом для анализа действий и переживаний участников. Здесь психолог должен занять позицию равенства собственного мнения и мнений участников, предоставляя каждому возможность высказываться, рассуждать, анализировать. Ситуация активной исследовательской позиции каждого участника складывается в группе далеко не сразу. Действительно, традиционная форма обучения предполагает освоение каких-то уже готовых норм, правил, истин, которые необходимо выучить и следовать им. Задания тренинга предполагают активное участие каждого в «создании заново» правил, норм, истин. Ведущий лишь координирует эту деятельность.
Принцип максимальной активности в процессе обучения. Этот принцип обеспечивается тем, что все занятия курса предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого участника. Это достигается при помощи технологий, используемых в современном социально-психологическом тренинге (дискуссии, энергизаторы, рефлексия и др.). Упражнения и задания сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно.
Содержание
УПРАЖНЕНИЕ «КОМПЛИМЕНТ»
Это упражнение «Комплимент» необходимо исполнить необычно, как «упражнение с внутренней бесконечностью». Поэтому мальчики выполняют упражнение так, как это сделали бы мушкетеры, увидевшие королеву, а девочки - как Золушка, попавшая на бал.
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ
- Чей комплимент вам показался самым необычным или самым неожиданным?
- Что помогло придумать необычные комплименты?
- Просто ли было озвучить необычный комплимент? Почему?
Упражнение дает возможность ведущему поговорить с участниками о таких феноменах, как творчество и способность к созданию нового и необычного.
УПРАЖНЕНИЕ «АКРОБАТ»
Ведущий держит на коленях обычную куклу. «Это акробат. Он будет выполнять ваши задания: поворачиваться, сгибаться, кувыркаться. Сейчас вы закроете глаза и по очереди будете давать команды акробату, изменяя его положение. Сначала мы изменим положение акробата, а затем постараемся вернуть его в исходную позицию. Все это надо делать с закрытыми глазами, представляя, как выглядит акробат после каждого изменения».
После пятой-шестой команды ведущий останавливает действие и дает следующим участникам задание вернуть «акробата» в исходное положение точно так же, отдавая по одной команде.
Если упражнение выполнить не удалось, ведущий разрешает открыть глаза, показывает «акробата» в новой позиции, и упражнение повторяется вновь.
Упражнение создает положительный настрой в группе, повышает активность участников.
ЗАДАНИЕ 1
Сначала ведущий объясняет, что все, что создается человеком, называется предметом его культуры: и шкаф, и стол, и стул. А пользуемся мы как предметами современной культуры (телевизор, компьютер), так и предметами древней культуры. В древности человек еще не успел накопить теоретических знаний, а потому древние предметы культуры — это, прежде всего, модели естественного и универсального инструмента, который был у человека, т. е. его руки.
А теперь назовите предметы древней культуры, которыми мы все до сих пор пользуемся, и обязательно объясните их «ручное» происхождение.
Иногда человек создавал предметы культуры, подсмотрев что-то похожее в природе. Так, наблюдая за полетом птиц, он понял, что перья помогают птицам парить в воздухе, и приделал к своим стрелам оперение. А теперь назовите предмет древней культуры, не похожий ни на что из того, что окружало человека. А мы им до сих пор пользуемся. (Колесо.)
Теперь давайте попробуем пройти путь гениального открытия древнего человека. Для этого представим себе, как рассуждал человек, когда изобретал колесо. Здесь следует опираться на знания, полученные на уроках истории Древнего мира, используя сведения о способах передвижения, которые были известны людям до изобретения колеса (ходьба, перенесение предметов на носилках, использование животных, санки-волокуши).
Шаг 1 — сформулируем проблему.
На доске или листе ватмана рисуется следующая таблица:
Что есть | Почему это не устраивает | Что нужно |
Участники вместе с ведущим заполняют таблицу. В итоге в графе «Что нужно» появляются основные параметры для формулировки проблемы. Это может быть следующее перечисление: двигаться быстрее, перемещать больше грузов, затрачивать меньше усилий. Говоря современным языком, проблема формулируется следующим образом: «изобрести что-то, что поможет! легко и быстро перемещать больше людей и грузов» (проблема выписывается на лист ватмана или доску). Для облегчения работы подчеркнем ключевые слова в формулировке проблемы.
Шаг 2 — проанализируем «свой» опыт, попробуем решить проблему в рамках этого опыта.
Участники вместе с ведущим заполняют следующую таблицу:
Формулировка проблемы | ||
Известный опыт перемещения | Идеи по усовершенствованию | Решена ли проблема? |
В процессе работы участники группы приходят к выводу, что известными способами проблему решить нельзя, так как предложенные идеи не «перекрывают» проблему целиком (перемещать больше, быстрее, не прикладывая больших усилий).
Шаг 3 — предлагаем новые, неизвестные способы решения проблемы.
Поскольку изобрести колесо заново участники не могут, им предлагается смоделировать путь поисков древнего изобретателя. Для этого участники делятся на четыре группы, и каждая из групп пытается найти ответы на следующие вопросы:
Что в окружающем мире могло натолкнуть человека на идею использования качения?
Опишите этапы осуществления изобретения (от идеи качения до колеса в тележке).
Результаты работы групп представляются ими в качестве рисунков, схем, таблиц, выполненных на отдельных листах ватмана. Ведущий объясняет, что проделанная группами работа связана с четвертым шагом творчества, когда изобретатель разрабатывает свою идею, т. е. проверяет ее истинность и осуществляет. Причем этап осуществления идеи может быть и достаточно коротким, и очень длительным.
После завершения работы групп ведущий развешивает на стенах таблицы и рисунки, выполненные участниками при работе с каждым шагом. За тем группа вспоминает все этапы работы. Это шаги творчества.
УПРАЖНЕНИЕ
Участники группы становятся в шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.
Инструкция: «Я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Выполнять задание будем молча, не переговариваясь друг с другом. Задача — всем повернуться в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее». Ведущий прекращает счет, когда все участники группы будут стоять лицом в одну сторону.
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ
- Что помешало выполнить задачу быстрее?
- Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?
При обсуждении ведущий обращает внимание участников на необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями других, вникать в логику и позицию других.
ЗАДАНИЕ 2. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРЕСКАЗ»
Поскольку тексты, предлагаемые в данном разделе для литературного пересказа довольно объемны, можно не прибегать к полному, подробному пересказу, а предложить участникам использовать в процессе дискуссии прием цитирования отдельных отрывков.
Для работы выбран отрывок из книги Дж. Ролинга «Гарри Поттер и узник Азбакана». Сделано это не случайно: возраст тех, кто работает в группе, совпадает с возрастом героев книги.
Перед чтением отрывка необходимо коротко напомнить учащимся содержание эпизода:
ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ
- Понравился ли вам совместный рассказ?
- Насколько то, что вы задумали, отличается от того, что получилось?
В конце задания участники обмениваются мнениями, насколько то, что получилось при совместной работе, отличается от их первоначальных заготовок.
РЕФЛЕКСИЯ:
Что мне сегодня было интересно?
Чему я научился?
Смогу ли я использовать свои знания, чтобы изобрести что-то новое (например, для выполнения домашнего задания?)
Заключение
Занятие данного психолого-педагогического тренинга поможет участникам самим придумать, что можно сделать хорошего и полезного, самостоятельно сформулировать проблему, проанализировать имеющийся опыт, а главное - разрабатывать программу действий по реализации своего мини-проекта. Такой подход дополняют результаты тренинга: школьники приобретают опыт планирования, опыт распределения обязанностей, опыт взаимодействия, тем самым у участников проекта повышается уровень личной социализации.
Выбор тематики мини-проекта практически не ограничен; главное, чтобы работа была актуальной для тех, кому она предназначается, и для самих исполнителей проекта. Материалы могут представлены в самом различном виде: компьютерные презентации, альбомы, фотографии, рисунки и др.
Список литературы
- Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 2-е изд. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
- Игры: Сб. / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1994.
- Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: Каталог. - СПб., 1993. Ч. 1.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Речь; Институт тренинга, 2001.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.
- Рогов Е. Настольная книга школьного психолога. — М.: Владос, 1996.
- Самоукина Н. Игры, в которые играют... — Дубна: Феникс, 1997.
- Чистякова М. Психогимнастика. — М.: Просвещение, 1995.
- Ярошевский М. Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"
Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...
Программа психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в условиях семейного воспитания
Предоставление методических и практических рекомендации для родителей по сопровождению процесса нравственного развития и воспитания подростков....
Диагностика развития одаренных учащихся и психолого-педагогическое сопровождение процесса становления творческой личности в условиях КШИ.
Статья о диагностике одаренных обучающихся и и психолого-педагогическим сопровождением процесса становления творческой личности в кадетской школе интернат "Спасатель"....
Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся
Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся...
Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроке английского языка
В статье рассматривается тренинг креативного мышления в обучении английскому языку. Автором рассматривается теория решения изобретательских задач, приводится план-сценарий урока, разбитого на блоки....
«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»
В данной работе представлено обобщение опыта по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....
ДОКЛАД Развитие творческого мышления и творческих способностей на уроках физической культуры
доклад на гор.метод.объединение 2020г....