Структура готовности личности к профессиональному самоопределению
статья по психологии по теме

Воробьева Вера Петровна

В статье рассматривается структура готовности личности к профессиональному самоопределению, определены существенные показатели, по которым возможно осуществлять оценку сформированности готовности личности к профессиональному самоопределению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура готовности личности к профессиональному самоопределению

В.П. Воробьева, педагог-психолог

г.Сочи, МБУДО Центр внешкольной работы «Ровесник»

Готовность к выбору профессии – «сложное структурное образование взаимосвязанных, скрепленных убеждениями морально-волевых качеств личности, социально значимых мотивов, способов поведения, знаний о профессии, практических умений и навыков» (Рыбин В.А. Формирование готовности учащихся восьмилетней школы к сознательному выбору рабочей профессии: Автореф.канд.дис.).

В ходе разработки структуры готовности к профессиональному самоопределению в качестве исходного выступало понятие «готовность к деятельности», рассмотренное в исследованиях М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича. Изучение структуры готовности личности к профессиональному самоопределению как системного образования, потребовало обращения к понятию личности, к анализу ее целостных свойств и структуры.

Знание структуры личности необходимо для того, чтобы регулировать процесс профессионального самоопределения, создания необходимых психолого-педагогических условий формирования, контроля, коррекции и развития личности учащегося. 

Личность проявляется в направленности, чертах характера, особенностях воли, способностях (когнитивных, коммуникативных и др.) человека. По мнению таких психологов как Л.И.Божович, А.Г. Ковалев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, структура личности состоит из взаимосвязанных подструктур.

Первая подструктура – это направленность личности, ее социальные установки, ставшие свойствами личности и определяющие отношения человека к действительности и к самому себе. Сюда входят обусловленные общественной жизнью потребности, интересы, склонности, мировоззрение, убеждения, мотивы, идеалы, т.е. ценностные ориентации человека.

Вторая подструктура – индивидуально приобретенный жизненный опыт, определяющий уровень развития личности (запас знаний, умений, навыков, привычек, усвоенных в ходе обучения и воспитания человека).

Третья подструктура – индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятие, представления, память, мышление, чувства, воображение, воля, эмоции).

Четвертая подструктура – это свойства темперамента, или психологические основы высшей нервной деятельности человека.

Понятия «личность» и «профессиональное самоопределение» неразрывно связаны с понятием «сознание» (самосознание). Развитая личность обладает развитым самосознанием, а итогом процесса профессионального самоопределения является готовность личности к сознательному выбору профессии. Ломов Б.Ф. выделяет следующие подсистемы сознания: когнитивную, регулятивную и коммуникативную, которые обладают различными функциональными качествами.

Итак, проведенный теоретический анализ позволил выделить в структуре готовности личности к профессиональному самоопределению четыре компонента: когнитивный, регулятивный, коммуникативный и темпераментальный.

Каждый из выделенных компонентов играет свою роль в их взаимодействии. Функцией когнитивного компонента является познание, активное целенаправленное приобретение знаний. Функция регулятивного компонента состоит в обеспечении регуляции деятельности и поведения, их произвольности. Функция коммуникативного компонента проявляется в процессе общения человека с другими людьми, которое является необходимой составляющей жизни общества. Темпераментальный компонент является фоном, на котором протекает любая деятельность человека (например, учебная или будущая профессиональная), он обусловливает качество и специфику протекания этой деятельности.

Следующая задача - насыщение понятия «готовность к профессиональному самоопределению» конкретным содержанием - совокупностью показателей (свойств личности), ее определяющих.

Изучение целостных свойств личности, в числе которых и готовность к профессиональному самоопределению, нельзя осуществить путем разложения этой личности на отдельные компоненты и функции. Использование этого метода в данном случае приводит к тому, что готовность к профессиональному самоопределению оказывается набором характеристик, совокупность которых не в состоянии раскрыть целое.

По вполне понятным причинам учесть весь спектр свойств, необходимых выпускнику образовательного учреждения для успешного овладения и реализации профессиональной деятельности, не представляется возможным, поэтому мы вынуждены ограничиться важнейшими компонентами.

Итак, в выделенных в ходе теоретического анализа структурных компонентах готовности личности к профессиональному самоопределению определены существенные показатели, по которым возможно осуществлять оценку сформированности готовности к профессиональному самоопределению:

а) Когнитивный компонент:

1. Показатели интеллектуальной сферы:

- зрительно-пространственная ориентация

- способность к решению словесных головоломок

- способность к решению математических головоломок

- способность к нахождению логических связей

- способность классифицировать понятия

- способность к обобщению

2. Обобщенный показатель интеллектуального потенциала

3. Умения

4. Интерес

5. Склонности 

б) Регулятивный компонент:

  1. Мотивация достижения и избежания неудач
  2. Ценностные ориентации
  3. Самооценка
  4. Внутренняя и внешняя поддержка (уровень субъективного контроля)
  5. Направленность личности:
  • на себя,
  • на взаимодействие,
  • на задачу

в) Коммуникативный компонент:

Показатели  коммуникативного взаимодействия:

  • авторитарный стиль взаимодействия,
  • демократический стиль взаимодействия,
  • альтруистический стиль взаимодействия,
  • конформный стиль взаимодействия,
  • игнорирующий стиль взаимодействия,
  • манипулятивный стиль взаимодействия.

г) Темпераментальный компонент:

1. Экстраверсия-интроверсия

2. Ригидность – лабильность

3. Эмоциональная возбудимость - эмоциональная уравновешенность

4. Активность-пассивность

5. Быстрый - медленный темп реакции

Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство - показатель высокого уровня готовности к профессиональному самоопределению.

На основании выделенных компонентов и их составляющих разработана система диагностики сформированности готовности к профессиональному самоопределению, апробация которой осуществляется на базе МБУДО ЦВР «Ровесник» г.Сочи.

Таким образом, учащийся, готовящийся к выбору профессии должен быть зрелым в психологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому понятие «готовность к профессиональному самоопределению» – комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни учащегося, в зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности учащегося к профессиональному самоопределению выявляются основные показатели и уровень сформированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению для учащихся 8 - 11 классов.

Подростковый возраст— это возраст поиска и обретения себя. Вопросы, на которые предстоит ответить подростку, не­простые: «Кто я?», «Откуда пришел?» и «Куда я иду?»[Целостное представление о своём ...