Подростковый возраст.
статья по психологии (6 класс) на тему
АНАТОМО-ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podrostkovyy_vozrast.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАТОМО-ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ
Подростковый возраст – период жизни с 12-13 лет до 20. В это время происходит ускоренное физическое развитие, сопровождающееся половым созреванием и качественным совершенствованием деятельности тканей, органов, организма в целом. Условно выделяют собственно подростковый (у девочек с 12 до 16 и у мальчиков с 13 до 17) и юношеский возраст (у девочек от 16, у мальчиков от 17).
Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. Ж.Ж.Руссо называл его «вторым рождением человека». Именно в это время реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма с формированием определенного конституционного типа.
В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется увеличением выработки целого ряда гормонов, основные из которых – гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное, взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное, правильное развитие ребенка. В подростковом возрасте происходит постепенная подготовка организма детей к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам, не только количественные (увеличение длины, массы тела), но и качественные изменения (окончательное созревание и перестройка всех органов и систем).
В нормальных условиях психосоциальное, физическое развитие и половое созревание всегда протекают параллельно и взаимосвязано. Девочки вступают в период полового созревания примерно на один год раньше мальчиков и в дальнейшем созревают тоже быстрее.
Подростковый возраст является особым периодом в жизни ребенка, когда в относительно короткие сроки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения органов и систем. Эти процессы характеризуются высокими энергетическими затратами. Они столь серьезны, что организм не в состоянии развиваться равномерно. Кости и мышцы, артериальные и венозные сосуды, камеры сердца — все они растут с различной скоростью. В результате возможны недомогания, физическая слабость. У подростка меняется психологическое восприятие мира, усиливается сексуальность. Нередко это происходит весьма болезненно. Все это существенно отличает подростков от детей и взрослых и обусловливает определенную уязвимость организма для развития ряда заболеваний.
Внешний вид подростка меняется в связи с особенностями его роста, изменениями, происходящими с кожей и костно-мышечной системой.
Начало пубертатного (возмужание, половое созревание) периода сопровождается скачком роста. В современных условиях это возраст 10 - 11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков, когда ежегодные прибавки длины тела составляют 12 см и более.
Линейный рост организма в подростковом возрасте сопровождается созреванием скелета: завершается рост и формирование лицевой части черепа, образуются верхние и нижние поверхности позвонков. Эти процессы продолжаются и во второй половине подросткового периода жизни. Например, интенсивное окостенение позвонков происходит между 16 и 20 годами и заканчивается только к 25 годам.
Усиленный рост грудной клетки начинается в возрасте 11-12 лет, темпы ее роста прогрессируют в течение всего пубертатного периода. В возрасте 14-15 лет начинается окостенение грудины и срастание ее с ребрами, которое заканчивается к 25-27 годам. Полное окостенение костей таза завершается к 20 годам.
В пубертатный период под действием гормонов значительные преобразования происходят и в мышечной ткани: интенсивное увеличение мышц, особенно у юношей, завершение развития двигательной их способности. За 2 – 3 года пубертатного периода масса мышц увеличивается на 12%. В результате интенсивного удлинения костей, увеличения массы и длины мышц в 12 – 14 лет возникает временная диспропорция в росте костей и мышц, что приводит к нарушению координации движений. Подростки становятся неуклюжими, движения их угловаты. После достижения верхней границы длины тела мышечная сила достигает своего максимума только через 18 месяцев.
С 14 - 15 лет выявляются отчетливые половые различия в уровне развития скелетных мышц. У девушек в возрасте 14-15 лет показатели мышечной силы достигают величин, характерных для взрослых женщин, у мальчиков-подростков остаются более низкими, чем у взрослых.
В подростковом возрасте происходят интенсивный рост зон и сегментов легких. Значительно увеличиваются объем и поверхность легких, их жизненная емкость, легочная вентиляция. Характер легочного кровообращения в пубертатный период соответствует таковому у взрослых, а лимфатические сосуды и внутридольковый лимфоток окончательно развиваются к 20 годам.
Вследствие активно протекающих процессов структурной перестройки легочной ткани подростки весьма чувствительны к недостатку кислорода, труднее, чем взрослые и дети, переносят кислородное голодание. Причем девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши.
С сердечно-сосудистой системой у подростков происходят значительные структурные и функциональные изменения. В период полового созревания происходит бурный рост сердца, темпы которого можно сравнить лишь с первым годом жизни ребенка. И если в период жизни, предшествующий подростковому (препубертатный период), сердце ребенка росло преимущественно в длину, то в пубертатный период растут камеры сердца, при этом стенка левого желудочка растет относительно быстрее правого.
Следует учитывать, что в подростковом возрасте отдельные элементы сердечно-сосудистой системы развиваются неравномерно. Например, желудочки сердца увеличиваются более интенсивно, чем предсердия, особенно это касается левого желудочка. В результате соотношение между левой и правой половинами сердца меняется с 1,5: 1 в раннем детском возрасте до 3: 1 в конце подросткового возраста. Объем камер сердца увеличивается быстрее, чем толщина образующих их мышечных стенок и диаметр отводящих сосудов. Развитие и структурирование волокон миокарда протекают интенсивнее, чем проводящей системы сердца. Вены растут быстрее артерий, поэтому к 16 годам их просвет вдвое шире просвета артерий.
В возрастном развитии сердца и сосудов имеются половые различия. У девочек рост сердца начинается раньше и менее продолжителен, чему мальчиков. Отсюда и «первичные расстройства» со стороны сердечно-сосудистой системы у девочек нередко встречаются в возрасте 10-15 лет. Рост волокон миокарда достигает максимума у девушек к 14-16 годам, а у юношей - на два года позднее. К 16 годам размеры сердца девушек достигают размеров сердца взрослого.
У юношей рост сердца происходит менее стремительно и продолжается до 17-18 лет, причем наибольший прирост веса сердца у юношей приходится на 17-летний возраст. Масса сердца юношей достигает окончательной величины к 19-20 годам.
Усиленный рост миокарда может сопровождаться несоответствием темпов структурирования мышечной ткани и нервного аппарата сердца. Рост и развитие мышечных волокон происходят интенсивнее, чем проводящей и нервной систем, что может стать причиной возникновения преходящих нарушений ритма работы сердца и проводимости его нервных волокон. Этому же способствует и ряд внесердечных факторов: эндокринная перестройка и неустойчивость вегетативной нервной системы.
С окончанием полового созревания (у девочек - в 14-15 лет, а у мальчиков - в 15-16 лет) величины основных показателей кровообращения становятся аналогичными наблюдаемым у взрослых.
Очень важно подчеркнуть тот факт, что, несмотря на стремительность развития сердца в подростковом возрасте, темпы его отстают от темпов увеличения размеров тела (соотношение объема сердца к объему тела у детей составляет 1:50, у взрослых -1:60, то у подростков - лишь 1:90), что приводит к возрастанию функциональной нагрузки на аппарат кровообращения и может при определенных неблагоприятных воздействиях привести к изменениям функционирования сердца, выходящим за пределы возрастной нормы. Это может привести к сердечно-сосудистой недостаточности, поэтому необходимо относиться внимательно к жалобам подростков на повышенную утомляемость. Дети нуждаются в систематическом контроле за АД, пульсом. Даже в тех случаях, когда у Вас есть основание сомневаться в правдивости подростка, лучше пойти ему навстречу и отправить на обследование к врачу, чем заставить волевым усилием преодолеть недомогание и спровоцировать кризисное состояние. Ведь одной из особенностей сердечно-сосудистой системы подростка в период ускоренного роста является выраженное несоответствие объема полостей сердца и емкости магистральных сосудов - аорты и легочной артерий.
Более быстрое увеличение объема сердца по сравнению с объемом сосудистого русла создает предпосылки для повышения сосудистого тонуса, а значит, и для повышения АД. Этому же способствуют повышение сосудистого тонуса, наиболее выраженное в возрасте 13-15 лет, и созревание эндокринной системы, прежде всего, увеличение массы надпочечников и повышение выработки ряда гормонов.
Значительный прирост артериального давления наблюдается в начале пубертатного периода: у девочек в возрасте 11-12 лет, у мальчиков -13-I4лет. Уровень его стабилизируется, соответственно, в возрасте 16 и 18 лет.
В настоящее время нормой артериального давления у подростков следует считать (110/50-139/89 мм рт. ст.). Показатели артериального давления находятся в определенной зависимости от уровня физического развития: у подростков высокого роста они выше, чем у лиц среднего и низкого роста.
Повышение тонуса блуждающего нерва замедляет частоту сердечных сокращений: к 14-15 годам она становится такой же, как у взрослых( 60-84 в1 мин). При этом имеются кодовые различия в частоте сердечных сокращений, возникающие уже в возрасте 10-12 лет. У мальчиков 16-18 лет пульс становится реже, чем у девочек того же возраста, у занимающихся спортом юношей он может быть менее 60 в 1 мин.
Пубертатный возраст является тем пограничным периодом, когда сердце завершает свое развитие, приближаясь к сердцу взрослого. Несмотря на кратковременность, в этом периоде особенно часто обнаруживаются различные функциональные отклонения и пограничные состояния со стороны сердечно-сосудистой системы, которые не очень просто отличать от поражений сердца при ревматизме и других заболеваниях.
Итак, интенсивный рост, резкие изменения метаболизма и структуры органов в пубертате способствуют возникновению повышенной реактивности организма подростка относительно различных факторов внешней и внутренней среды. Нестабильность гормональной, нейрогенной и вегетативной регуляции внутренних органов в подростковом возрасте приводит к функциональным расстройствам (дистонии, дискинезии, рефлюксы, метеочувствительность и т. д.). В частности, повышенная нагрузка на эндокринную систему может способствовать развитию заболеваний щитовидной железы, ожирения, сахарного диабета. Часто наблюдается «юношеское сердце» или «гипоэволютивные формы сердца», возникающие из-за диспропорций между тотальным увеличением размеров тела и развитием сердца, что сопровождается снижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Чаще изменения сердечно-сосудистой системы отмечаются у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно спортом, или, наоборот, при чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках. Нередко наблюдаются также колебания АД (юношеская гипертензия и юношеская гипотензия), сердцебиение, учащение или урежение пульса, одышка, головная боль и другие симптомы как проявления нейроциркуляторной дистонии. Могут отмечаться изменения и со стороны желудочно-кишечного тракта. В подростковом возрасте особенно легко возникают моторные нарушения сокращений кишечника и продвижения по нему пищи (ускорение или замедление), сохраняется определенная незрелость гепатобилиарной системы (низкие объемы выработки желчи и концентрации желчных кислот). Пубертатный период — критический этап в развитии системы регуляция водно-солевого баланса: при максимальных нагрузках функциональные возможности этой системы ограничены. Вот почему подросткам не следует пить, например, пиво как стимулятор скорости клубочковой ультрафильтрации. Гормональная перестройка создает условия для возникновения дискинезий мочеточников, что может провоцировать расстройства уродинамики. Многие подростки, следуя моде, в зимнее время ходят в демисезонной одежде, в теплое время года любят сидеть на прохладных камнях и т. п. К сожалению, часто возникающие при этом местные переохлаждения приводят к развитию заболеваний органов малого таза, кроме того, у юношей-подростков - к орхиту, у девочек-подростков — к воспалительным заболеваниям мочевыводящих путей и др. Нередко именно в подростковом возрасте при интенсивном чтении, работе и игре на компьютере проявляются различные нарушения зрения, поэтому необходимо следить за строгим соблюдением подростком режима дня, правил чтения.
Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми 13-15 лет, нужно увеличить до 3100 ккал в сутки. Суточная потребность в основном пластическом материале - белке -должна составлять в среднем 95-100 г. Повышается потребность в жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях. Количество кальция, необходимое подростку, достигает 1,3-1,4, а железа- 15 мг в сутки.
Белок — основной «строительный материал», входящий в состав живой клетки. При его недостатке в питании у подростков отмечаются слабость, вялость, уменьшается масса тела, отстает рост, снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности. Наиболее полезны белки молока и молочных продуктов, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами. Молоко и молочные продукты содержат полноценные белки, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать 200—400 мл молока.
Жиры и углеводы — источник энергии, «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают чувство насыщения и удовлетворения от принятой пищи. Однако избыток углеводов и жиров ведет к нарушению обмена веществ и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в этих продуктах содержатся витамины А и Д.
Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, дефицит солей йода вызывает нарушение функции щитовидной железы. Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают устойчивость к различным заболеваниям. При недостатке их подросток делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижаются работоспособность, аппетит, замедляется рост.
Очень важно, чтобы дети в подростковом возрасте получали разнообразную пищу. Есть надо 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.
Подростковый возраст – один из ответственных этапов психического развития человека, становления его личности. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе у подростка под воздействием социальных факторов, усиленная влиянием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к абстрактным проблемам. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. Повышен интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мышлении подростков часто отмечают стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждаются сексуальное влечение и «первая любовь»,что нередко влечет за собой сложные конфликтные переживания.
В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания. Черты инфантильности сочетаются у них с проявлениями «взрослости», и потому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны и его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей нередко возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами, побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (например, при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).
Одна из характерных форм реакции подростка — желание освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление к самоутверждению, достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, желает как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т.п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Это может стать причиной конфликтов в семье; страдают и родители, и подростки, у которых легко развиваются неврозы с различной тяжестью проявлений. Но и потакать любым желаниям подростка неразумно. Порой требуется много такта и терпения для восстановления здоровой обстановки. Следует подчеркнуть, что в семье с нормальными взаимоотношениями между родителями конфликты с детьми возникают реже и легко устранимы. В поисках самоутверждения подростки иногда подражают определенному лицу, герою полюбившегося им кинофильма, литературному образу (реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный прототип, что отрицательно скажется на поведении подростка. Нередки реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.
Огромную роль в формировании стиля поведения играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее сильный и «авторитетный», а не достойный подражания в общечеловеческом смысле.
Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывают с хорошо известным явлением акселерации. Но дело не столько в ускорении темпов физического развития и полового созревания, сколько в неравномерности созревания различных органов и систем. Быстрее растут кости конечностей, мышцы, сосуды, периферические нервы, репродуктивная система, медленнее — мозг, кости черепа. Поэтому должна быть понятна несостыковка времени между физическим и социальным созреванием подростка. В результате подростки, зрелые в физическом и половом отношении, в течение некоторого времени обнаруживают черты психической инфантильности: повышенную внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию и т. д. Эта диспропорция нередко способствует нарушению поведения у подростков, а отсутствие необходимых условий воспитания и обучения может стать причиной неправильного формирования личности.
В подростковом возрасте велика роль полового воспитания. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер физиологических изменений организма, сопутствующих наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков эти естественные явления могут вызвать невротические реакции.
Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, что нередко приводит к превратным, циничным представлениям о сексуальной жизни. Важно занять правильную позицию при возникновении личных симпатий между мальчиком и девочкой, юношей и девушкой. Недопустимо говорить об этом в насмешливой форме, прибегать к запретам. Следует помнить, что именно в этом возрасте закладываются основы подлинно нравственных взаимоотношений между полами. Бестактное вмешательство может неблагоприятно сказываться на психике подростков, привести к половой распущенности.
Серьезное внимание в этом возрасте следует уделять профилактике психических заболеваний. Особого внимания в этом отношении требуют подростки с остаточными явлениями после перенесенных инфекционных болезней, черепно-мозговых травм, перенесшие серьезный психосоциальный стресс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первые проблемы подросткового возраста.
Этот материал использовала на родительском собрании в 6 классе....
Проблемы подросткового возраста
Как известно, подростковый возраст – один из самых трудных периодов как для самого ребенка, так и для его родителей. У некоторых детей связанные с этим кризисным возрастом проблемы начинаются раньше, ...
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...
Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов
Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...
Первые проблемы подросткового возраста. Ранний подростковый возраст.
Выступление на родительском собрании....
Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?
Родительское собрание для 6 класса...
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...