Программа "Психология для старшеклассников"
рабочая программа по психологии (10 класс) по теме
Психология для старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_dlya_starsheklassnikov.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса «Психология для старшеклассников» авторы О.П. Санников– зав.кафедрой психологии Южно-Украинского ГПУ им. К.Д.Ушинского, доктор психологических наук, профессор; Л.Ф. Бурлачук – зав.кафедрой психологии Киевского государственного университета, член-корреспондент АПН Украины, доктора психологических наук, профессора- Психология в школе, 2010 год
Программа состоит из 1 части – «Психология для старшеклассников» для 11 класса, рассчитана на преподавание в классе обычной наполняемости – один урок в неделю по зачетной системе.
В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического общества. Исследования показывают, что гражданская позиция, активность, толерантность, способность к личностному и профессиональному самоопределению связана с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.
Прививая подрастающему поколению современные демократические ценности, новое понимание гражданственности, мы развиваем в школьниках определенные качества, которые можно объединить в понятие социальная компетентность.
Под социальной компетентностью мы понимаем:
- Умение принимать решение и делать выбор;
- Готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки;
- Способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- Умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других;
- Веру в себя, свои способности и собственную возможность быть эффективным в избранных сферах деятельности;
- Умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными способами;
- Способность ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать методы их достижения;
- Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.
Все эти качества свойственны людям, имеющим позитивное отношение (Я-концепцию), чувство собственного достоинства.
Настоящий курс направлен, прежде всего, на формирование и развитие психосоциальной компетентности старшеклассников, так необходимой для успешного функционирования в обществе.
Можно выделить ряд общекультурных навыков, составляющих психосоциальную компетентность человека:
- Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они также являются основой для формирования чувства собственного достоинства.
- Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения.
- Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какими они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми.
- Навыки управления и самоуправления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – способность адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
- Навык самостоятельного принятия решения – способность принимать конструктивные, взвешенные решения.
- Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами.
- Навыки работы с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать, и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
- Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.
Цель данного курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, развитие навыков социальной компетентности учащихся.
Задачи:
- способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся;
- развить навыки рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков;
- развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей;
- обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях;
- обучить приемам творческого преодоления конфликтов.
Методической особенностью данной программы является проблемно-диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассников имеют проблемные вопросы. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживаться от критических замечаний и категоричных оценок.
Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.
Основным принципом осуществления данной программы является создание атмосферы доверия и раскрепощенности, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут свободно высказывать свое мнение, разыгрывать ситуации, ролевые игры. Выполнять упражнения, что требует от преподавателя владения активными методами обучения, умения вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах, применять элементы психологического тренинга.
При проведении уроков преподаватель чаще выступает как фасилитатор, организующей конструктивное общение участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Основное содержание программы.
Особенности содержания курса «Психология для старшеклассников» (11 класс). Содержание данной части в большей степени отводится на использование активных форм работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности.
При освоении технологий эффективной коммуникации большое внимание уделяется анализу конфликтных ситуаций, отработке навыков конструктивного общения в деловом, личностном и семейном общении.
При изучении темы «Семейные отношения» рассматриваются негармоничные стили воспитания, анализируются их причины, вместе с учащимися делается вывод о значительном влиянии на личность ребенка стиля детско-родительских отношений и отношений в супружеской паре.
Каждая тема содержит материал, который может излагаться в течение одного урока. В структуре урока традиционно выделяется следующие этапы хода урока: объявление целей и задач урока, повторение пройденного, изучение нового материала, практическая работа и закрепление новой темы, рефлексия и подведение итогов.
Формы и методы, используемые на уроках: обсуждение проблемных вопросов; дискуссии; анализ ситуаций; имитационные и ролевые игры; элементы социально-психологического тренинга; психогимнастика; рисуночные методы; техники и приемы саморегуляции; метод направленного воображения и другие; проведение и анализ результатов психологического тестирования.
Оценка знаний учащихся в данной учебной программе является достаточно сложным вопросом. Свободный обмен мнениями, активное участие в дискуссиях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие возможности получить «плохую оценку». Руководствуясь стремлением сделать возможным массовое психологическое просвещение среди подростков и молодежи, возможно, считаться со сложившейся системой школьного обучения и введение традиционного оценивания знаний.
Однако, учитывая основные цели и задачи программы, формализованную оценку знаний можно применять только при повторении пройденного теоретического материала или выполнении дополнительных заданий, подготовке рефератов, докладов. При ответах учащихся на проблемные вопросы, высказываниях во время дискуссий, выполнении тестов и упражнений применение системы оценок нецелесообразно.
Календарно – тематическое планирование.
11 класс
Психология для старшеклассников
Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | |
План | Факт. | ||
Знакомство. Введение в курс. Цели, задачи, ожидания | 1 | сентябрь | |
Общение. Структура и средства общения. | 1 | сентябрь | |
Невербальные средства общения | 1 | сентябрь | |
Невербальные средства общения. | 1 | сентябрь | |
Речевые средства общения. | 1 | октябрь | |
Позиции в общении | 1 | октябрь | |
Стили общения. | 1 | октябрь | |
Манипулирование. | 1 | октябрь | |
Умение сказать «Нет». | 1 | ноябрь | |
Механизмы межличностного восприятия. | 1 | ноябрь | |
Каналы восприятия мира человеком. | 1 | ноябрь | |
Психологические защиты. | 1 | ноябрь | |
Барьеры в общении. | 1 | декабрь | |
Эмоции и чувства человека. | 1 | декабрь | |
Конструктивное общение. Контроль эмоций. | 1 | декабрь | |
Активное и пассивное слушание. | 1 | декабрь | |
Самопрезентация. Приемы расположения к себе. | 1 | январь | |
Навыки уверенного поведения. | 1 | январь | |
Конфликт. Стили разрешения конфликтов. | 1 | февраль | |
Управление конфликтом. Сотрудничество. | 1 | февраль | |
Управление конфликтом. Сотрудничество. | 1 | февраль | |
Коллектив и личность. | 1 | февраль | |
Лидерство. | 1 | март | |
Особенности взаимодействия людей в группе. | 1 | март | |
Формирование навыков работы в команде. | 1 | март | |
Психологические аспекты семейных отношений. | 1 | март | |
Стили семейного воспитания. | 1 | апрель | |
Влияние родителей на самооценку человека. | 2 | апрель | |
Психологическая игра «Необитаемый остров». | 1 | апрель | |
Психологическая игра «Путешествие». | 4 | апрель | |
Психологическая игра «Мой выбор» | 1 | май | |
Психологическая игра « Мир профессий» | 1 | май | |
Профессиональное самоопределение | 1 | май | |
Проектирование жизненного пути. | 1 | май | |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классные часы для старшеклассников
Классный час "Имею право"Классный час "Мы избиратели"Классный час "Я -гражданин"Классный час "Школьный закон от А до Я"Помогают школьникам выработать активную гражданскую позицию и интегрироваться в ...
Курирование Совета старшеклассников
В данном документе представлена система работы по школьному самоуправлению. Есть текстовой документ...
Сценарий посвящения в старшеклассники
Гражданско-патриотическое воспитание школьников...
Разработка классного часа для старшеклассников по ППБ "Огонь. Друг или враг?"
Классный час "Огонь. Друг или враг? " разработан с использованием активных методов обучения. Цель классного часа: создание условий для формирования активной гражданской позиции,формирования умения а...
Элективный курс для старшеклассников "Деловая переписка на английском языке"
Элективный курс для старшеклассников "Деловая переписка на английском языке". Этот курс поможет успешным в английском ученикам вести различную деловую переписку на международном уровне,решая многие за...
Презентация для старшеклассников "Требования для написания части С ( раздел "Письмо") ЕГЭ -2011".
Презентация для подготовки к ЕГЭ. Как правильно написать письмо и эссе....
Вечер посвящения в старшеклассники
Учитель:Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые учителя!Сегодня в нашей школе праздник. Сегодня Вам, дорогие восьмиклассники, предстоит пройти немало испытаний .Хочется, чтобы на сегодняшнем вечере бы...