"Школа будущего моряк "
методическая разработка по психологии на тему

Сафронова Татьяна Васильевна

 Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате «Навигацкая школа» (10-дневный курс) [Электронный ресурс]. – URL: festival.1september.ru›articles/613192/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа 79 КБ
Microsoft Office document icon Приложение № 132 КБ
Microsoft Office document icon Приложение № 250.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Школа будущего моряка". Программа психологического сопровождения адаптационного периода кандидатов в кадеты к условиям обучения и проживания в ГБОУ кадетской школе-интернате "Навигацкая школа" (10-дневный курс)

Пояснительная записка

Государственное бюджетное образовательное учреждение кадетская школа-интернат “Навигацкая школа” – образовательное учреждение для мальчишек (с 5 по 11 класс) с профильным обучением морским дисциплинам. В жизни у будущих воспитанников доводилось переживать непростой период сдачи “экзаменов”. Различные экзаменационные испытания человеку случается выдерживать в течение всей своей жизни — это условия профессиональной и успешной карьеры.

Один из серьезных экзаменационных испытаний мальчишки переживают при поступлении в кадетскую школу — интернат. На основании этого была организованна работа по составлению программы, цель которой — вооружение будущих воспитанников приемам борьбы со стрессом, помочь выработать правильную стратегию поведения в период больших физических и психологических нагрузок, научить справиться со страхами, преодолевать неудачи.

Программа “Школа будущего моряка” предназначена для создания психологических условий для успешной адаптации подростков к условиям обучения и проживания в государственном бюджетном образовательном учреждении кадетской школе-интернате “Навигацкая школа”, сохранения психологического здоровья подростков, разработки способов адаптации для применения всем участников образовательного процесса.

Начало обучения в ГБОУ кадетской школе – интернате “Навигацкая школа” (далее КШИ “НШ”) – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни подростка и родителей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь подростка: перестраивается режим, к которому привык подросток, новые условия обучения и проживания, а главное, что она подчиняется учебе, кадетским делам и заботам. Это очень напряженный период, так КШИ “НШ” с первых же дней ставит перед воспитанниками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все подростки и родители (законные представители) наряду с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего происходящего в КШИ “НШ”, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У подростков в первые дни обучения и проживания в КШИ “НШ” снижается сопротивляемость организма, может нарушаться сон, аппетит, повышаться температура. Для предотвращения всех побочных эффектов адаптации была разработана данная программа.

Программа “Школа будущего моряка” – это необычная школа, в которой обучаются кандидаты в кадеты, поступившие в пятый класс в каникулярный период (в конце августа). Занятия в школе посвящены изучению истории и традициям Российского флота, истории кадетского образования. Детям дают знания уставу, правилам кадета и т.д. Будущим морякам нужны знания музыки, этикета, первой медицинской помощи и т.д.

Цели и задачи программы

Цели: Создание психологических условий для успешной адаптации воспитанников к особенностям образовательной среды ГБОУ кадетской школы – интернат “Навигацкая школа” и сохранение психологического здоровья воспитанников.

Задачи.

  1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у участников образовательного процесса при вхождении в кадетское образование;
  2. Создание доброжелательной атмосферы в группе, как необходимого условия для развития у подростков уверенности в себе;
  3. Помощь участникам образовательного процесса в ГБОУ КШИ “НШ” в осознании и принятии правил кадетской жизни и себя в роли кадета;
  4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом, в доверии и понимании между детьми, родителями и сотрудниками КШИ “НШ”;
  5. Создание условий для освоения участников образовательного процесса пространства своего класса, спального и учебного корпуса, как предпосылки для освоения пространства корпуса;

Формы работы. В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: тренинг, групповые тематические беседы, комбинированные занятия, круглый стол, диспут, семинар, работа в группах, групповые консультации; обучающая психодиагностика, различные психотехники и др.

Формируемые знания и умения. В ходе реализации программы воспитанники овладеют следующимизнаниями:

  • О формах, приемах и методах релаксации, саморегуляции, снятии напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышении концентрации внимания, выработки позитивной поведенческой стратегии и т.д.
  • О значимости ведения здорового образа жизни для гармонично развитой личности;
  • Об индивидуальных психофизиологических особенностях личности;
  • Значение профессионального самоопределения в жизни человека;
  • Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

Умениями:

  • Применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации;
  • Соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями выбираемой профессии;
  • Использовать приемы самосовершенствования в учебной, трудовой и профессиональной деятельности, инициировать индивидуальные способности, основанные на собственных задатках и склонностях;
  • Выработать устойчивую положительную мотивацию в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья и ведения здорового образа жизни;
  • Применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Ход реализации программы: все занятия проходят в игровой форме.

Игра – метод, прием, способ, форма психологической деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических исследований.

В процессе игры дети реализуют три вида целей. Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было выразить двумя словами: “Хочу играть!”. Вторая цель – это и есть собственно игровая задача, то есть задача, связанная с выполнением правил, разыгрывание сюжета, роли. Но если первая цель – “хочу”, то вторая цель – игровая задача – существует в форме “надо!”: “Надо играть так, а не иначе!”. Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи. Тут надо не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный, или из уже известных составить новую комбинацию. Подобные действия, хотя и в микромасштабах, представляют, по сути, творчество.

В трехступенчатой мотивации игры – “Хочу!” – “Надо!” – “Могу!” – заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет самовоспитания.

Игра – многомерное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, психологический климат и комфорт, атмосферу доверия, понимания и уважения. Игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания воспитанника и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

Игры воспитанников есть самая свободная, естественная форма проявления их активности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего “Я”, личного творчества, самопознания, самовыражения.

Игра – способ поиска подростков себя в коллективе, в целом в обществе, человечестве, Вселенной.

Характер взаимодействия воспитанников и взрослых в игре определяется самой ее природой как деятельности добровольной, самостоятельной, творческой. Здесь исключена авторитарная форма общения (если она не оговорена правилами игры), но поощряются совместная, коллегиальная деятельность, сотрудничество, сотворчество.

Важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в какие взаимоотношения и с кем вступает в ней воспитанник, какие качества приобретает, чему учится, что познает, что открывает в себе, как реабилитируются, самовыражается, воздействует на окружающий мир и т.п.

Основные функции игры: развлекательная; коммуникативная, терапевтическая; диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры); коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателейоррекционная ()дуально-личностных особенностей детйе, самопознание в процессе игрыет, что открывает в себе, для проявления свое); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурный ценностей); социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоение норм человеческого общения). См. Приложение № 1

Ожидаемые результаты реализации программы

Для 10 (11)-летних воспитанников:

  • Принятие норм, правил и традиций КШИ “НШ”.
  • Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.
  • Уметь и развивать способности самостоятельно и качественно усваивать учебный материал.
  • Выработать навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
  • Вырабатывать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Для родителей, сотрудников КШИ “НШ”:

  • Повышение интереса к кадетской жизни у участников образовательного процесса (подростков, педагогов, воспитателей (офицеров), сотрудников, родителей (законных представителей));
  • Формирование позитивного “Образа Я” у подростков;
  • Активизация интереса участников образовательного процесса (подростков, педагогов, воспитателей (офицеров), сотрудников, родителей (законных представителей)) к проблемам адаптации в КШИ “НШ”.

Этапы и сроки реализации.

Программа реализуется на протяжении 10 дней с учетом проведенной работы на начальном этапе психологического собеседования кандидатов в кадеты в пятые классы на новый учебный год, которые проходили с апреля по июнь. Этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы “Школа будущего моряка”

1 день

Цель: Оказать помощь и содействие подросткам для обеспечения эмоционального комфорта. Организационный момент (открытие курса)

Задачи: Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у участников образовательного процесса при вхождении в кадетское образование

Ожидаемый результат:

Знакомство – процесс узнавания кого – чего-нибудь, вступления в общение. В “Школе будущего моряка” знакомятся не только с воспитанниками (кадетами и условными кандидатами в кадеты в пятый класс КШИ “НШ”), воспитателями (офицерами), специалистами и сотрудниками КШИ “НШ”, со спецификой жизнедеятельности. Процесс знакомства не ограничивается во времени, начинаясь с первых минут пребывания в КШИ “НШ” на День открытых дверей, когда еще ничего не известно, и заканчиваясь последними минутами, когда слышишь Последний звонок или вручают аттестат выпускникам 9, 11 классов.

1 –я половина дня

Памятка для кадета:

  1. Правила пользованием спальным (душевые, туалет, кубрики, фойе) и учебным корпусом;
  2. Личная гигиена;
  3. Правила поведение в КШИ “НШ” (спальный и учебный корпус, столовая, территория, кабинеты специалистов);
  4. Форма одежды;
  5. Правила поведения на уроках, занятиях, в свободное время (культура речи, поведение, этикет и т.д.)

2 –я половина дня

Экшн-тренинг (элементы программы “Веревочного курса”, которые ежегодно проводятся педагогом – психологом ГБОУ КШИ “НШ” на базе кадетского образовательного оздоровительного лагеря "Патриот" г. Тучково Рузского района Московской области на зимних выездные практические полевые занятия для воспитанников КШИ “НШ” См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с кандидатами в кадеты и взрослыми

Анализ (гр.analysis – разложение, расчленение) 1.Метод научного исследования, состоящий из мысленного или реального расчленения предмета или явления на составленные части. С анализа начинается любое научное исследование. 2. Разбор, рассмотрение чего-либо.

Анализ – неотъемлемый компонент жизни в КШИ “НШ”, имеющий свои разновидности и методики проведения, которые используют в своей работе с воспитанниками, воспитателями (офицерами), сотрудниками. В КШИ “НШ” анализ дня является не просто давней традицией и частью методики кадетского (коллективного и творческого) воспитания воспитанников, но и значимой составляющей организации процесса в целом.

Вечером, перед отбоем, группа (класс) садиться в круг в спальном корпусе в фойе и ведет разговор о прожитом и пережитом. Воспитанники обсуждают, что им понравилось за прошедший день, что не понравилось, почему; что предстоит сделать в дальнейшем, чтобы закрепить достигнутые результаты; отмечают роль и вклад каждого в общую работу отряда.

Анализ дня – своего рода отчет группы (класса) его членов, воспитанника в целом. Рассматривается день как временной промежуток, включающий в себя и быт и отношения, и дела, и замыслы, наряды. Воспитанники различают в нем те моменты, которые вызывают у них отношения четырех типов:

  1. сделано, 2– одобрено, 3 – критикую, 4 – предлагаю.

Содержание этого “отчета” определяется не только ответом на вопрос “Чем этот день был для меня?”, но и “Кем я был сегодня?”, “За, что получил наряд?”

Анализ дня проводиться по-разному (в разных формах). Например, “по цепочке”, когда каждый сидячий в круге говорит, что ему в течение дня понравилось, а что нет, и что бы он хотел изменить и/или привнести в следующий день. В такую форму проведения анализа впервые дни работы “Школы будущего моряка” педагог-психолог, воспитатель (офицер) включает передачу по кругу какого-либо предмета (мяча, мягкой игрушки, свечи и пр.).

Еще один вариант проведения анализа дня – когда подростки говорят не “по цепочке”, а по выбору, например, высказывающий воспитанник перебрасывает какой – либо небольшой предмет тому, кому захочет, и так до тех пор, пока все желающие не выскажутся.

Анализ дня можно проводить и в микрогруппах. В этом случае ответственную функцию выполняет командир (воспитанник) микрогруппы. Он обобщает все сказанное подростками и озвучивает на всю/весь группу (класс).

В первые дни работы “Школы будущего моряка” некоторые воспитанники испытывают сложности в обмене мыслями вслух, можно использовать невербальные формы анализа дня. Например, кандидат в кадеты каким-либо условным знаком отмечают свое настроение в течение дня (“солнышко”, “смайлики”, “тучка”, “облачко”, “бабочки”, “цветочки”, “листочки” и т.д). У какой формы анализа есть небольшой минус: без беседы с мальчишками практически невозможно определить, почему у него было настроение “тучка”. Невербальная форма анализа имеют и плюсы: подросток может заявить о себе, своем состоянии, не боясь насмешки и непонимания со стороны сверстников, не боясь сказать не как все, быть таким, как все.

Существуют синтетические формы анализа, позволяющие узнать как эмоциональное состояние воспитанник, так и удовлетворенность его в течение дня. Например, такая. Заранее готовится небольшие лепестки из плотной бумаги (равное количеству мальчишек группы (класса) число темно-синего и столько же светло-голубого цвета). Темно-синий лепесток символизирует эмоционально-отрицательную оценку дня в целом, светло-голубой – эмоционально-положительную. Мальчишки группы, взяв по два лепестка, один из них кладут в общую “ромашку”, которая своим преобладающим цветом явно демонстрирует общую оценку группы (класса) прошедшего дня. Обсуждение цветовой гаммы “ромашки” составит тему разговора (можно связать его с пониманием “настроение” дня).

2 день

1 –я половина дня

Цель: Научить воспитанников определять цель своей деятельности в свободное от учебы время

Задачи:

  1. Создание условий для формирования благоприятного климата в коллективе;
  2. Формирования Я-позитивной концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

Ожидаемый результат

Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело из-за того, что отчетливо не представляют себе, что они собираются делать. Реально осознать с самого начала результат дела, видеть все сложности и трудности на пути к цели – вот главное условие успеха.

2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)

3 день

1 –я половина дня

Цель: Научить воспитанников сосредотачивать свое внимание на главном

Задачи:

  1. Помочь подростку научиться составлять свой план работы и распределять свое время на выполнение той или иной задачи (самоподготовка – самостоятельное выполнение домашнего задания)

Ожидаемый результат:

Научить записывать в дневнике или записной книжке в порядке важности самые важные и срочные дела. Например, примитесь за дело № 1, не отступая от него до тех пор, пока не закончите. Не отчаивайтесь, если к концу дня не все успели, что намечали; назавтра снова сосредоточьтесь на самом главном и упорно добивайтесь цели.

2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)

4 день

1 –я половина дня

Цель: Научить воспитанников разбираться в заданиях, приказах и выполнять их

Задачи:

  1. Формирование навыков сотрудничества, внимания, памяти

Ожидаемый результат:

Научить воспитанников понимать суть поставленной задачи, последовательности этапов и средства выполнения, предполагаемый состав участников общей работы. Не пренебрегать опыта других. Научить правильно, применять опыт выполнения подобных задач. Обсуждение с одноклассниками (товарищами) возможные варианты решения, применять консультации специалистов, опытных людей. На основании своих знаний и изученного опыта составлять предварительный план работы самого воспитанника, отделения, класса.

2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)

5 день

1 –я половина дня

Цель: Оказать помощь воспитаннику, как правило, нужно выполнять дело (задание, приказ), исходя из реальных условий.

Задачи:

  1. Научить учитывать свои возможности, возможности участников выполнения задания, конструктивную обстановку. Заранее предусмотреть, где и в чем возможны затруднения

Ожидаемый результат:

Правильное использование воспитаннику всех навыков при составлении плана действий представлять его в виде схемы: вид работы, срок выполнения, место, ответственный за то или иное задание. Задание и способы решения его должно понятны, быть понятны каждому исполнителю. Ознакомить всех членов группы (класса) с заданием, его целью, содержание и условиями выполнения. Совместное обсуждение плана с высказыванием своих замечаний, предложений, советов, отвечать на все возникшие вопросы. Вносить, если необходимо, изменения в план по согласованию с товарищами (одноклассниками).

2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)

6 день

1 –я половина дня

Цель: Обучить воспитанника, как быть ответственным

Задачи: Научить понимать и давать поручения, четко сформулировав его цель, условия

Ожидаемый результат:

Каждый должен знать, за что он отвечает, кто ему и кому он подчиняется

2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)

7 день

1 –я половина дня

Цель: Обеспечение взаимодействия и контроля за выполнением поручения, задания (приказа и пр.)

Задачи:

  1. Научить быстро, анализировать эффективность выполнения задачи, определять сильные и слабые стороны;
  2. Привлекать к проверке и исполнению помощников, новых одноклассников (товарищей).

Ожидаемый результат:

Налаживание контактов между всеми участниками образовательного процесса. Информировать старших по званию о ходе выполнения работы и успехах каждого в ней.

2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)

8 день

1 –я половина дня

Цель: Обучить подведению итогового анализа выполнения поручения, задания (приказа и пр.)

Задачи: Научить воспитанников проводить итоговый анализ – залог успеха в дальнейшем.

Ожидаемый результат:

Законченную работу нужно учесть, опыт работы обобщить. Оценить проделанное каждым. Обсудить итоги со всеми, отметить лучших, указать на те или иные недостатки, установление полностью ли достигнута цель и какими средствами.

2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)

9 день

1 –я половина дня

Цель: Изучение искусства общения с людьми.

Задачи: Научить воспитанников искусству общения, взаимоотношения.

Ожидаемый результат:

Воспитанники будут держать тесный контакт друг с другом. Идущие поступки и дела от сердца легче найдут дорогу к другому сердцу. Отвечающие на вопросы или выступающие будут убеждены в том, что говорят. Они должны быть самими собой. Стремиться выдать себя за того, кто ты есть на самом деле, а не правильная подача информации о себе, делает человека смешным, порождает к нему и его слова, поступкам недоверие.

2 –я половина дня – Экшн-тренинг (См. Приложение № 2)

Анализ дня проводится совместно с воспитанниками и взрослыми (См. формы анализа 1-го дня)

10 день

Подведение итогов работы “Школы будущих моряков” (на построении плацу зачитывается приказ о зачислении кандидатов в кадеты в пятый класс на новый учебный год с вручением диплома об окончании “Школы будущих моряков”).



Предварительный просмотр:

Сафронова Татьяна Васильевна                                                                       идентификатор: 235-686-405

Приложение № 1

Игры

Игры на знакомство

«Снежный ком»

Играющий садятся в круг. Первый игрок называется свое имя. Каждый следующий игрок должен назвать имена игроков, сидящих перед ним и назвавших свои имена, затем свое имя. Когда очередь вновь дойдет до ведущего, он называет имена всех игроков. У этой игры есть  несколько вариаций.

«Человек – к человеку»  

Цель: снятие эмоциональных и телесных зажимов.

Выбирается ведущий, группа разбирается на пары, дается задание, например, плечо к плечу (пара встает плечом к плечу), нога к ноге, затем дается команда «человек к человеку» – происходит смена пар. Все повторяются.

«Портрет». Материал: листы и фломастеры

Задание: каждому раздается лист бумаги и фломастер. Ребенок должен нарисовать вместо носа то, что любит нюхать, вместо глаз то, на что любит смотреть, вместо рта то, что любит кушать, вместо щек то, от чего они часто краснеют, вместо ушей то, что любить слушать, вместо волос то, какие мысли посещают его чаще всего. Затем организуется презентация рисунков.

 «Я и ты»  

Задание: вся группа делится на пары и в течение 2,5 минут первый человек рассказывает второму о себе (знак Зодиака, любимый цвет ……). Затем второй человек за 2,5 минут рассказывает о себе первому. Когда общение в парах закончено, все садятся в круг и первый ребенок встает за второго, кладет ему руку на плечи и начинает рассказ от лица второго ребенка, потом наоборот. Так проделывают все пары. После рассказа группа может задать три вопроса рассказчику, он должен на них ответить без помощи человека, сидящего перед ним.

Игры в круге

В течение работы в Школе юного моряка, а так же в зимней период в лагере «Патриот» взрослые оказываются в ситуации вынужденного ожидания: перед столовой, перед началом мероприятия или экскурсией и др. В таких случаях группа (класс) заинтересованы веселой игрой, при этом, сгруппировав всю группу или весь класс, чтобы никто из детей не потерялся, все остались на виду у взрослого. Особенно это важно в первые дни работы Школы юного моряка или в первые дни приезда КШИ «НШ» в зимний лагерь «Патриот». В этом могут помочь игры, в течение которых никому не нужно удаляться из круга.

«Мигалки»

Дети встают в два круга: внутренний и внешний, лицом в центр круга, образуя пары (один из внутреннего круга стоит спиной к напарнику, смотрит на водящего; другой из внешнего круга стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной). Водящий стоит в общем кругу без пары, он подмигивает кому–либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок  внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящему, а упустивший напарника игрок становиться водящим.

«Животные» Задание: все встают в круг, и каждый присваивает себе образ любого животного. Затем все хлопают в ладоши и два раза по коленкам. Один человек называет два раза свое животное и два раза любое другое. Затем тот, чье животное назвали, называет свое и любое другое. Кто ошибается, того называют не животным, а звуком, который он издает. Выигрывает тот, кто последним остался образцовым животным.

Игры на взаимодействие

«Башня»  Материал: 10 листов формата А4 и скрепки.

Ребята в течении 10 минут обсуждают, как из предложений материала сделать башню. На выполнение задания группе дается 7 минут. В это время не имеет права говорить. Готовые башни выносятся на выставку. В группах проводится анализ работы.

«Полоса препятствий»   В зале или на площадке (стадионе) заранее строится полоса препятствий: «ямы», «кочки», «горы», «овраги», «щели» (как вертикальные, так и горизонтальные). Участники берутся за руки, образуя единую и неразрывную цепь. Все, кроме первого, стоящего в цепи, закрывают глаза. Общая задача: пройти полосу препятствий с наименьшими потерями. Задачу можно усложнить, задав игровой сюжет «Горный поход». В данной ситуации громкая речь станет причиной «обвала в горах» и, как следствие, неудачного похода (задача не будет решена).

Игры на лидерство

«Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих в игре ребят). Ребята встают в круг и берут двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник (квадрат, круг и др.)». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, а затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник и др.



Предварительный просмотр:

Сафронова Татьяна Васильевна                                                                  идентификатор: 235-686-405

Приложение № 2

Упражнения  Экшн-тренинга   (рекомендуется, проводит все упражнения  на улице)

Название упражнений

Технические характеристики

Инструкция участникам

1 день

«Имена»

Встав в круг, участники кладут руки друг другу на плечи, опускают голову в низ, закрывают глаза. Каждый произносит собственное имя с интонацией, соответствующей его настроению и состоянию

«Сидячий круг»

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 направо. А теперь попросите медленно сесть на колени друг к другу. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

«Гусеница»

Прохождение "паровозиком" несложных препятствий, гусиный шаг в тоннеле, перелезания через бревна и т.п. Можно использовать при перемещении от одного упражнения к другому

2 день

«Треугольники»

Запасное упражнение, если дождь на улице

Повязки на глаза для всех членов команды, широкая комната (6х6 м), веревка длиной 6 м. Завязать всем членам группы глаза, только после этого запустить их в комнату и прочесть правила. Веревка лежит где-нибудь в комнате.

Где-то среди вас лежит веревка. Ваша задача – найти ее и сделать из нее равнобедренный треугольник. Не забудьте и то, что когда вы попросите ведущего оценить вашу фигуру, вся команда должна держать в руках этот треугольник. Если играющие просят Вас оценить их фигуру, сначала спросите: «Вы уверены, что это равнобедренный треугольник?» Если они согласны, попросите их аккуратно положить веревку на землю и затем развязать глаза и посмотреть на фигуру.

«Болото»

На земле из тонких бревен выложены зигзаги. Это «тропинка» через болото, в тропинке имеются разрывы до 1 м. Общая протяженность –  около 20 м.

Задача команды от первого до последнего пройти через болото, взявшись за руки, не отпуская их и не оступаясь с тропинки.

«Тролли»

Относительно пологая гора, длина склона которой 12 м, тролли – 2 шт – доска или бревно длиной 3 м, шириной 0,2 м, через каждые 0,4 м прибиты прочные веревки длиной 0,9 м.

Ваша задача – подняться по этой горе всей командой, не касаясь ее поверхности ни в одной точке, иначе вся команда будет вынуждена начать упражнение сначала. Вы можете использовать эти тролли.

3 день

«Платформа»

Платформа или что-то наподобие нее (можно просто нарисовать), лежащая горизонтально. Ее размеры зависят от количества участников (для 9-10 человек: 1х1 м).

Ваша задача – уместиться всей группой на этой платформе, не заступая за ее края, и удержаться на ней 5-10 секунд.

«Прогулка слепых»

Вся группа встает «паровозиком», впереди встает ведущий. Все, кроме ведущего закрывают глаза и кладут руки на пояс впередистоящему. Все одновременно начинают двигаться. Дорогу видит лишь ведущий. Если впереди препятствие (около правой ноги), то ведущий хлопает сзади стоящего по правой ноге, тот перешагивает препятствие и хлопает по правой ноге сзади стоящего, аналогично с левой ногой. Если надо повернуть направо или налево, то ведущий ударяет по соответствующему боку сзади стоящего и поворачивает. Тот, в свою очередь, передает сигнал дальше назад.

4 день

«Пропасть»

Бревно или любой другой бортик, шириной 20 см и длиной так, чтобы 10-11 участников встав «паровозиком», уместились впритык по легенде упражнения это – край отвесной скалы, а внизу – пропасть.

Ваша задача – встать так, чтобы первый с конца стал первым сначала, второй с конца – стал вторым сначала и т.д. при этом вы не должны касаться земли. Задача каждого – поддержать товарища, цепляющегося за тебя, во всяком случае – не стряхивать его с себя .В противном случае, вся команда начинает упражнение заново.

«Переправа»

Платформа, на расстоянии 3 м от нее находится бесконечная прямая. Между ними вертикально висит веревка, не касающаяся земли, с узлами и петлями. За прямой находится банка с ручкой, наполненная водой.

Ваша группа стоит за линией. Ваша задача – перебраться за платформу всей командой и перенести туда банку с водой. Если вы касаетесь любой точки земли или проливаете хоть каплю воды, вся команда возвращается за линию и упражнение начинается сначала.

5 день

«Паутинка»

Паутина из веревок, имеющая минимум 11 ячеек, в которые можно пропихнуть участника (0,8х0,2 м).

Ваша задача – пролезть всей командой с одной стороны паутины на другую, причем, не касаясь ни одной ее части. В противном случае, вся команда возвращается, и упражнение начинается сначала. Учтите, что каждую ячейку можно использовать лишь единожды. Помните, что уже прошедший упражнение участник не может вернуться и помочь команде.

6 день

«Восковая

палочка»

Группа встает в круг, плечом к плечу. Один из участников встает в круг, закрывает глаза, обнимает себя за плечи и, стараясь не отрывать пяток от земли, ровно, словно палочка, падает в любом направлении. Участники, стоящие в кругу, держат руки перед собой и ладонями аккуратно передают падающего, заставляя его качаться внутри круга, словно маятник. Почувствуйте свое единство, руки ваших друзей, доверьтесь им! После прохождения через круг всех участников, проводите обсуждение ваших чувств.

«Паучок»

Все сели в круг спиной.  Замкнули цепь руками и по команде «Подъем»– всем надо одновременно встать.

7 день

«Отжимания»

Разбейтесь на группы по 4 человека. Лягте на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы вашими телами (ваши пятки почти касаются левого плеча соседа). Теперь подвиньтесь все ближе к центру так, чтобы ваши ноги легли  на талию соседа. Задача упражнения – отжаться от земли, чтобы в нее упирались только руки, и продержаться некоторое время. Подниматься всем вместе на счет «три».

«Бревно»

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).
Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

8 день

«Прямое падение»

Упражнение не представляет никаких сложностей, кроме сложностей психологического характера. Попробуйте упасть вперед, не отрывая носков от земли, спружинив падение руками, и приняв упор лежа. Не сгибайте ноги. Переборите себя! Вы можете!

«Электроцепь»

Все сели в круг. Замкнули цепь руками и ногами. «Пускаем ток» – всем надо одновременно встать.

9 день

«Прогулка слепых»

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте. * Подсказка руководителю: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др).

10 день  – Подведение итогов работы «Школы будущих моряков»   (на плацу зачитывается приказ о зачислении кандидатов в кадеты в пятый класс на новый учебный год с  вручением  свидетельства об окончании курса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школа будущего"

Моделирование  проекта «Школа будущего» обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе.  Проект разработан в рамках Федерального  закона  «Об образовании»...

Мастер-класс. Школа будущего.

Материал о том, как мы представляем себе преподавание физики в школе будущего....

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

"Школа будущего" или "Школа моей мечты"

Презентация составлена на основе эссе "Школа будущего"....

Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»

В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала  в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Школа будущих космонавтов"

Данный конспект представляет материал по работе с детьми в рамках программы "Кругозор" с использованием игровой технологии и с применением нестандартного оборудования в выстовочном...

"Школа будущего-школа проектов!" Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

Предлагаю свои размышления о необходимости проектной деятельности в школе и тем более на уроках изо....