Картотека релаксационных упражнений для детей
картотека по психологии (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Чернякова Марина Юрьевна

Представлена подборка релаксационных упражнений для детей, которые могут использоваться педагогами на уроках для снятия напряжения (учитывая нагрузки на современных школьников), на  классных часах, коррекционных занятиях (в ситуациях инклюзивного обучения) и т.д. К каждому упражнению даны рекомендации по минимальному возрасту применения. Верхняя граница возраста открыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_relaksatsionnyh_uprazhneniy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. веселая зарядка ……………………………………………………………3
  2. волшебный сон ……………………………………………………………3
  3. заряд бодрости ……………………………………………………...……..3
  4. камень – звезда ……………………………………………………………4
  5. ласковый мелок ……………………………………………………………4
  6. летняя ночь ………………………………………………………………..4
  7. любопытная Варвара ……………………………………………………..4
  8. музыкальная шкатулка …………………………………………………...5
  9. необыкновенная радуга …………………………………………………..5
  10. огонь и лед ………………………………………………………………...5
  11. отдохнем …………………………………………………………………..6
  12. плывем в облаках …………………………………………………………6
  13. пляж ………………………………………………………………………..7
  14. полет высоко в небе ………………………………………………………7
  15. путешествие в волшебный лес …………………………………………...7
  16. сеансы разгрузки ………………………………………………………….7
  17. солнечный зайчик …………………………………………………………8
  18. солнышко и тучка …………………………………………………………8
  19. спаси птенца ……………………………………………………………….8
  20. тихое озеро ………………………………………………………………...8
  21. фея сна ……………………………………………………………………..8

«Веселая зарядка» (с 4 лет)

Дети сидят с закрытыми глазами на ковре или на стульчиках.

Тело устает за день, и ему нужен отдых – сон. Спящий человек похож на выключенную машину. Но впереди новый день, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Для того чтобы машина заработала, нужно завести мотор (включается аудиозапись бодрой энергичной музыки). Давайте дружно попрыгаем! Теперь представьте, что вы – проснувшиеся кошечки. Неторопливо вытяните передние лапки, а теперь задние лапки.

Давайте изобразим божьих коровок, которые лежат на спине. Удастся ли им встать на лапки без посторонней помощи?

Вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Мы стали такими легкими, что, кажется, еще чуть-чуть – и полетим.

Чтобы подрасти, потянемся вверх, как жирафы.

Чтобы стать ловкими и сильными, попрыгаем, как кенгуру.

А ну-ка, запустим самолет. Крутим пропеллер изо всех сил.

Мы получили заряд бодрости на весь день. Молодцы!

«Волшебный сон» (с 4 лет)

Ложитесь поудобнее, закройте глаза. Начинается волшебный сон.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно… глубоко.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но уже пара вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

«Заряд бодрости» (с 3 лет)

Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмите ими за самый кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте ушки, приговаривая: «Ушки, ушки видят все!» 10 раз в одну сторону, 10 раз в другую. А теперь опустите, стряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руки и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда руки и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!

«Камень – звезда» (с 3 лет)

По сигналу «Камень!» вы руками обхватываете ноги, согнутые в коленях, голову опускаете коленям. По сигналу «Звезда!» вы свободно раскидываете руки и ноги (повторить 3-4 раза).

«Ласковый мелок» (с 4 лет)

Мы с вами будем рисовать друг у друга на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо. (Мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца.) Похоже? А как бы ты нарисовал на моей руке или спине? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» (Взрослый рисует, едва касаясь тела ребенка.) тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь, сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком?

После игры взрослый нежным движением руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела ребенка.

«Летняя ночь» (с 4 лет)

Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.

Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги… вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным…

Дышим легко… ровно… глубоко… (2 раза)

Ласковый ветерок обдувает ваше тело свежестью. Воздух чист и прозрачен.

Дышим легко… ровно… глубоко…

Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…

Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.

«Любопытная Варвара» (с 4 лет)

Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох – пауза, выдох – пауза.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

А расслаблена.

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямитесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох – пауза, выдох – пауза.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

«Музыкальная шкатулка» (с 4 лет)

Звучит спокойная классическая музыка.

Дети сидят на стульчиках (лежат на коврах). Закройте глаза, послушайте отрывок из музыкального произведения, а затем расскажите о своих впечатлениях и представлениях.

«Необыкновенная радуга» (с 4 лет)

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает, как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам немного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и тепла лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно, - зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откроем глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый, зеленый цвет? Возьмите с собой этим ощущения на весь день.

«Огонь и лед» (с 5 лет)

Упражнение включает в себя переменное напряжение и расслабление всего тела. Дети выполняют упражнение лежа. По команде воспитателя «Огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело (несколько раз чередовать обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой).

«Отдохнем» (с 5 лет)

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Лягте на коврики на спину. Руки вытяните вдоль туловища, ноги прямые не скрещены. Устраивайтесь удобнее и закрывайте глаза. Медленно повторяйте за мной.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает мое тело и распространяется по нему. Я спокоен. Я отдыхаю.

Отдыхают мои руки. Отдыхают мои ноги. Отдыхает моя нервная система. Мне лень шевелиться.

Мое дыхание совершенно спокойно. Мне дышится легко и свободно. Мои руки расслаблены и теплеют.

Я дышу легко и непринужденно. Каждый новый вдох снимает напряжение, успокаивает меня и приносит приятное расслабление.

Чувство приятного покоя наполняет меня изнутри.

Я отдыхаю. Мое тело полностью расслаблено. Приятная лень разливается по всему телу.

Я наслаждаюсь полным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

Я становлюсь спокойным и жизнерадостным. У меня хорошее настроение.

Я наслаждаюсь приятным покоем и отдыхом, который приносит мне силы и уверенность в себе.

Пять, четыре, три, два, один.

Откройте глаза. Сядьте. Сохраните наполнившее вас ощущение покоя и хорошего настроения на весь день.

 «Плывем в облаках» (с 5 лет)

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите медленно и легко. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Теплый, тихий день, вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу еще выше, на самую верхушку облака, и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.

Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбнитесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день.

«Пляж» (с 4 лет)

Исходное положение – лежа на спине. Закройте глаза и представьте, что каждый из вас лежит на теплом песке. Ласково светит солнышко и согревает их. Веет легкий ветерок. Каждый отдыхает, слушает шум прибоя, наблюдает за игрой волн и танцами чаек над водой. Пусть каждый прислушается к своему телу. Почувствует позу, в которой лежит. Удобно ли лежишь?

Пусть каждый из вас попытается изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно. Затем потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох, откройте глаза, медленно сядьте и аккуратно встаньте.

«Полет высоко в небе» (с 4 лет)

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое и голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны.

Время от времени она медленно взмахивает ими. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, они рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь представьте, что вы, медленно взмахивая крыльями, приближаетесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшим, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

«Путешествие в волшебный лес» (с 4 лет)

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая скамейка, присядем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день.

«Сеансы разгрузки» (с 3 лет)

Из положения «лежа»:

- медленные повороты со спины на живот, с живота на спину;

- медленные перевороты вперед – назад;

- спокойно лежать на спину (животе);

- спокойно лежать в любой удобной позе.

Из положения «сидя»:  

- передвигаться на ягодицах вперед – назад;

- бросать шарики вперед – назад, вправо – влево;

- кидать шарики в корзину.

«Солнечный зайчик» (с 3 лет)

Сядьте удобно. Сосредоточтесь на своем дыхании. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дольше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.  

«Солнышко и тучка» (с 3 лет)

Солнце зашло за тучку, - стало свежо – сжаться в комок, чтоб согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце.

Повторить  5-6 – раз с каждым разом все быстрее.

«Спаси птенца» (с 3лет)

Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями в верх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику

сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетит, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!

«Тихое озеро» (с 5 лет)

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь откроем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

«Фея сна» (с 3 лет)

Дети сидят на коврике на достаточно далеком расстоянии друг от друга. К ним подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – фея сна (если мальчик то волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой, смотрит на детей (все спят), улыбается и тихонько уходит (играет тихая, спокойная музыка). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксационные упражнения

Упражнения для релаксации....

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта

Особенности  психофизического  развития   детей  с  выраженной степенью  умственной отсталости  определяют   весьма ограниченные  их  возмож...

«Развитие гибкости и координации детей дошкольного и младшего школьного возраста через игровой стретчинг. Релаксационные упражнения». (Из опыта работы).

СОДЕРЖАНИЕ:    1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта…....22. Что такое игровой стретчинг?...........................................................5...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением интеллекта

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Картотека логоритмических дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста.

Подбор логоритмических упражнений ,например : Мимика, Далеко и близко, Ах,как пахнет! и др....

Картотека логоритмических упражнений для детей среднего возраста

Логоритмические упражнения используются для того,  чтобы дети умели соотносить  движения рук одновременно произнося логопедические стихотворения...