Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением интеллекта
методическая разработка
Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГКОУ Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида
Картотека игр и игровых упражнений
для детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста
Составитель: Власова О.В.
2018 год
г. Улан-Удэ
Пояснительная записка
Особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии. Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра. Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно. Практически не сформированная произвольность поведения, неустойчивость и низкий уровень концентрации внимания не способствуют усвоению детьми игровых правил, принятию на себя определённой роли в игре. Крайне низкий уровень наблюдательности и отсутствие тенденции к общению и познанию окружающего затрудняют выполнение детьми действий в игре.
Возможности формирования и развития у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, овладения детьми способов усвоения общественного опыта, заключенные в игре как форме обучения, заставляют воспитателя уделять данному виду деятельности специальное внимание. В данный подбор вошли как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную, коммуникативную стимуляцию.
Упражнение «Твердый - мягкий»
Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: "Твердая щетка. Мягкая ватка" Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Упражнение «Кисточки»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую - для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.
Упражнение «Веревочки»
Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий
Упражнение «Сухие материалы»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.
Упражнение «Веселый массаж»
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:
С горки - бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку - ух! (движение от кончика пальцев до локтя).
По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.
Упражнение «Зайка»
Взрослый читает стихотворный текст:
Зайке холодно сидеть, (дует на руки ребенка),
надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой),
Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха),
На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).
Упражнение «Мокрое - сухое»
Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй - вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).
Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка»
Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом:
Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.
Девочка (мальчик) бабочку поймать не успела.
Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»
Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки. Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи».
Развитие слухового восприятия и памяти.
Упражнение «Кто там»
Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.
Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы к малышу: "Кто это? Как кричит?" Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» - кошка, «му» — корова, «ква» - лягушка и др.
Упражнение «Кто пришел»
(является продолжением упражнения «Кто сначала - кто потом).
В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.
Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)
Предложите ребенку стать "зеркалом" (обезьянкой) и повторять позы, ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Стоя перед ребенком, меняйте положение рук: "руки в стороны"; "руки наверху", "одна рука вперед, другая - на голову и т.п.
Развитие схемы тела и лица.
Упражнение «Делаем вместе»
Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком):
Вова хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп!
Вова топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
Топ - топ, топ - топ!
Ручками захлопали:
Хлоп - хлоп - хлоп!
Ножками затопали:
ТОП — ТОП — ТОП.
При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортном для него темпе.
Упражнение «Водичка, водичка»
Рассказывайте сокращенный вариант потешки:
Водичка, водичка! Умой мое личико,
Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,
Умой ушки!
(совершайте воображаемые действия руками по лицу)
При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.
Упражнение «Ладушки»
Взрослый формирует положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивает ощущения собственных движений. Он хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:
Ладушки - ладушки, Ладушки - ладошечки,
Где были? У бабушки! Звонкие хлопошечки.
Хлоп - хлоп!
Упражнение «Собери картинку»
На листе бумаги нарисован контур животного - кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.
Вместе с ребенком рассмотрите рисунок:
- Кто это?
- Где головка (туловище, хвостик, лапки)?
- Покажи.
Покажите ребенку, как накладываются картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. На готовой работе вы можете дорисовать мелкие детали (усы, глаза, уши).
Упражнение «Сорока - сорока»
Взрослый активизирует движения пальцев рук, формирует положительный эмоциональный настрой на совместные действия. Он действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки.
«В гости к мишке (собачке, кошечке, курочке, зайчику)»
Формируйте интерес к игрушкам-животным, учите воспроизводить характерные движения животных, подражать звукам, свойственным каждому из них. Демонстрируйте имитационные и игровые действия с игрушками-животными (угостить, погладить, напоить, ходить друг к другу в гости). Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.
«В гости к кукле Кате»
Формируйте интерес к кукле, желание играть с ней. Учите детей различным игровым действиям с куклой в соответствие с ее функциональным назначением: здороваться, угощать, кормить, положить спать в кроватку/коляску, причесывать, катать на машине и др. Воспитывайте эмоциональное, бережное отношение к кукле как к заменителю человека (не брать за волосы, не таскать за ногу).
«Сложим пирамидку»
Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами, способами действия (нанизывать кольца на стержень без учета величины, затем с учетом величины колец). Формируйте игровые действия с различными видами пирамидок (выполненной из мягких материалов, деревянной, пластмассовой, в виде елочки, животного). Обучайте ребенка способам взаимодействия в паре: устанавливайте положительный эмоциональный контакт с партнером по игре, распределяйте действия, действуйте по правилу очередности.
Предметно-практические игры с игрушками
«Мой веселый звонкий мяч»
Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами (лежит, прыгает, катится). Демонстрируйте различные способы действия в соответствии с его функциональным назначением: кидайте по дорожкам, желобу, прокатывайте мяч через ворота, сбивайте кегли, расположенные в конце желоба, забрасывайте мяч в корзину и др. Организуйте совместные с ребенком игровые действия с мячом. Сформированные умения используются в подвижных играх.
Упражнение «Найди и покажи»
Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением человека или куклы. Попросите малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.
Упражнения для развития мелкой моторики руки'
(любое по выбору ребенка)
Сложи фасоль в бутылку. Возьми прищепки и прикрепи их к коробке. Открой пачку бумаги. Накапай пипеткой воды в формочки из-под льда. Пересыпь ложкой крупу (пшено, гречку) из одной салатницы в другую и т.п.
Упражнение «Покажи у куклы (мишки, зайки)»
Рассказывайте потешку:
Водичка, водичка!
Умой кукле личико, Умой кукле глазки,
Умой кукле ротик, Умой кукле носик,
Умой кукле ушки!
(совершайте воображаемые действия - "умывайте куклу")
При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий с игрушкой. При наличии двигательных затруднений действуйте руками малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности игровой деятельности детей с нарушением интеллекта на уроках географии
Игра в определённом возрасте должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика ребёнка с нару...
Использование игровых приемов при развитии координации движений на уроках ритмики у детей с нарушениями интеллекта
Элемент игры очень важен на занятиях ритмикой. Ведь само по себе обучение не всегда привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья. Упражнения развивают чувство ...
Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта
Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возмож...
Методический материал «Игры и игровые упражнения для развития мышления у детей с нарушением интеллекта»
В работу учителю...
Методический материал «Игры и игровые упражнения для развития мышления у детей с нарушением интеллекта»
В работу учителю...
Игры и игровые упражнения для развития мышления у детей с нарушением интеллекта
Методический материал...