Тренинг дял старшеклассников "Пути выхода из конфликта"
классный час по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Занятие для учащихся 8-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_puti_vyhoda_iz_konflikta.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для подростков «Пути выхода из конфликта»
Цель тренинга: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии, а также в экстремальной ситуации; определить что такое конфликт, причины конфликта, а также пути выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи тренинга:
- расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
- отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
- расширение диапазона творческих способностей;
- аргументация своей точки зрения, отстаивание своих интересов;
- обучение участников ориентации в проблеме;
- развитие и расширение навыков принятия решений, нахождение компромисса;
- активизация процесса самопознания;
- формирование отношения к конфликтам;
- развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.
Категория участников:
Тренинг рассчитан подростков и юношей 9-10-11 класс.
Структура занятия:
1. Вводная часть (разминка).
2. Основная часть (рабочая).
3. Завершение (обратная связь).
1. Вводная часть (разминка).
«Ассоциация со встречей»
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру : «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».
2. Основная часть (рабочая).
Задание 1. "Что такое конфликт"
Участникам предлагается написать на небольших листах определения конфликта ("Конфликт – это..."). После этого в импровизированную "корзину конфликтов" (коробка, мешок, шапка, сумка) складываются листки с ответами и перемешиваются. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику, предлагая взять один из листков и прочитать написанное. Таким образом, можно выйти на определение конфликта.
Итог: конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
Задание 2. Работа в микрогруппах
Для формирования микрогрупп по 5 – 6 человек предлагается игровой вариант. Заранее заготавливаются цветные жетоны, (количество жетонов определяется количеством игроков, количество цветов жетонов – количеством микрогрупп). Участникам предоставляется возможность выбрать жетон любого цвета. Тем самым в соответствии с выбранным жетоном формируются микрогруппы участников с жетонами одинакового цвета. Например, микрогруппа участников с красными жетонами, микрогруппа участников с желтыми жетонами и т. д.
Задача участников на этом этапе:
- определите в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов.
После работы в микрогруппах участники объединяются для обсуждения наработок. Высказанные мысли с некоторой редакцией записываются на лист ватмана.
Итог: - итак, что приводит к конфликту?
- неумение общаться, неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.
Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: - это умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность другого. Эта идея также представлена в виде айсберга.
Цель: изучить процесс выработки и принятия группового решения в ходе общения и групповой дискуссии.
Игра "Воздушный шар"
- Прошу всех внимательно выслушать информацию.
- Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. Вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими, летите над океаном и до земли 500 – 550 км. Произошло непредвиденное – в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ, заполнявший оболочку. Шар начинает стремительно снижаться. Выброшены за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось. Вот перечень предметов и вещей, которые остались в корзине шара:
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Канат | 50м |
2 |
Аптечка с медикаментами | 5 кг |
3 | Компас гидравлический | 6 кг |
4 | Консервы мясные и рыбные | 20кг |
5 | Секстант для определения местонахождения по звездам | 5 кг |
6 | Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов | 25 кг |
7 | Конфеты разные | 20 кг |
8 | Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа) | |
9 | Ракетница с комплектом сигнальных ракет | 8 кг |
10 | Палатка 10-местная | 20кг |
11 | Баллон с кислородом | 50кг |
12 | Комплект географических карт | 25 кг |
13 | Канистра с питьевой водой | 20л |
14 | Транзисторный радиоприемник | 3 кг |
15 | Лодка резиновая надувная | 25 кг |
Через 5 минут шар стал падать с прежней, очень большой скоростью. Весь экипаж собрался в центре корзины для того, чтобы обсудить создавшееся положение. Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.
Ваша задача – решить вопрос о том, что и в какой последовательности следует выбросить. Но сначала примите это решение самостоятельно. Для этого нужно взять лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем с правой стороны рядом с каждым наименованием поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета, рассудив примерно так: "На первое место я поставлю комплект карт, поскольку он совсем не нужен, на второе – баллон с кислородом, на третье – конфеты и т.д.".
При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности, с какой вы будете от них избавляться, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.
Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:
1) высказать свое мнение может любой член экипажа;
2) количество высказываний одного человека не ограничивается;
3) решение принимается, когда за него проголосуют все члены экипажа без исключения;
4) если хотя бы один возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;
5) решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.
Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выкинуть какой-то предмет, он считается выброшенным, и это может замедлить падение шара.
Я желаю вам успешной работы. Главное – остаться в живых. Если не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"
Время на игру: 20 – 25 минут.
Итог:
Если группа сумела принять все 15 решений при 100 %-ном голосовании:
- Я поздравляю вас, вы успешно справились.
- Как вы думаете в чем причина успешного выполнения задания?
Если они не смогли принять за отведенное время все 15 решений:
- экипаж разбился
-давайте подумаем над причинами, которые привели к этой катастрофе.
Проводиться анализ результатов и хода игры, разбираемся в причинах удачи или неудачи, анализируем ошибки и попытаемся прийти к общему мнению.
Рефлексия.
С помощью смайликов ребята выражают свои эмоции по окончанию тренинга, а также высказывают свое мнение и свои впечатления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Конфликт и способы выхода из конфликта (презентация)
Презентация к родительскому собранию. Поможет провести тематическое родительское собрание и побеседовать с родителями на волнующие их темы.В материалах к презентации подробный послайдовый комментарий,...
Урок по теме "Конфликт. Выход из конфликта"
Урок по теме "Конфликт. Выход из конфликта.". Обществознание, 10 кл., профильный уровень. Тип урока: учебно-практическийФорма урока: лабораторное занятие по учебнику...
Конфликт. Пути выхода из конфликта.
Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....
Статья по психологии "Конфликт. Пути выхода из конфликта."
Статья по теме: Что такое конфликт. Виды конфликтов. Пути выхода из конфликта....
Внеклассное мероприятие «Конфликт. Пути выхода из конфликта»
Данное мероприятие разработано и проведено в 9 классе специальной коррекционной школы VIII вида г.Лабинска. Форма проведения: круглый стол. Тема для данной категории детей очень актуальна, так как кон...