Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы
статья по психологии на тему
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Хотелось затронуть эту тему в связи с тем, что в школы Татарстана активно внедрялись образовательные технологии Сингапура. Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работали над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsibullina_ar.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы
Нацибуллина А.Р.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №127» Приволжского района города Казани,
Российская Федерация
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет [4].
Хотелось затронуть эту тему в связи с тем, что сейчас активно внедряется в школы Татарстана образовательные технологии Сингапура. Начиная 2013–2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века.
Технологии внедряли сами преподаватели Сингапура, они же и дали несколько направлений этой образовательной парадигмы. Наша школа была пилотной, все учителя прошли обучение по направлению PBL (проблемно-ориентированное обучение) [2]. Я, в том числе прошла это обучение, и дополнительные семинары по менеджементу – лидерские курсы Сингапура. Многочисленные мониторинги, постоянное общение с зарубежными преподавателями позволили в какой-то мере проникнуться этой системой и выделить ее плюсы и минусы.
Давайте вспомним определение технологий. Технологии:
- Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
- Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) [5].
Нужно сказать, что в процессе обучения наши преподаватели, особенно педагоги старой советской школы постоянно отмечали сходство сингапурских определений и упражнений с теми технологиями, которые уже широко у нас известны: технологии липецкой школы, проектное обучение широко применяемое у нас уже в 20-30 годах, с развивающими системами Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, методами ТРИЗ.
Я прочитала много статей, где педагоги делятся своими впечатлениями. Вот один из отзывов: «Сингапурская система обучения нацелена на формирование у обучаемых учебных действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Обучающие структуры инновационной методики позволяют за счет разнообразных форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения» [1].
Что ж, звучит, кажется, позитивно и правильно. Начнем с плюсов. Как психолог, я с довольствием нашла множество упражнений, которые активно могу применять в работе. Первое, чем отличается урок данной системы – рассадка. Дети садятся по 4 человека, в крайнем случае – по 5. Работа в парах и мини-группах позволяет развивать навыки межличностного общения, умение рассуждать логически обосновывать свой выбор.
Вот несколько упражнений, которые я активно применяю на своих занятиях.
Coners – углы. Например, по теме – черты личности. В помещении развешано несколько понятий (гордость, воля, дружелюбие). Детям задается вопрос: «Какое из этих качеств личности, по-вашему, важнее для человека и его нужно развивать?». Дети пишут свой выбор на листочках и по команде отправляются к выбранному понятию. Затем обсуждают свой выбор в парах или группах и высказывают свое общее обоснованное мнение ведущему [3].
Take off – touch down – это всем известное упражнение «Встаньте те, кто…». Позволяет установить общие взаимосвязи между участниками, активизировать свое внимание [3].
Think-write-round robin – подумай, запиши, обсуди. Например задается вопрос «Как вы думаете, что имеется в виду, когда говорят «встречают по одежке, провожают по уму». Ребята сначала пишут свои рассуждения самостоятельно, затем зачитывают по очереди и обсуждают в группе. Высказывается каждый участник мини-группы, поэтому все получают максимум информации, учатся слушать и воспринимать чужое мнение [3].
A/R Guide – в начале занятия раздаются утверждения, дети отвечают, а затем в конце занятия еще раз их пересматривают, с учетом уже полученной информации. Развиваем критическое мышление, самоконтроль и мониторинг [3].
Пример:
Черты характера (поставьте + если согласны) | ||
До | После | |
Характер и темперамент это одно и то же | ||
Характер и поведение человека тесно связаны | ||
Чтобы понять человека нужно найти причины его действий, поступков | ||
Черт характера не очень много | ||
Ответственный – значит вежливый и приветливый | ||
Лицемер – человек, который легко поддается страху, испугу | ||
Воля – способность человека осуществлять свои желания и добиваться елей | ||
Упрямство – положительная черта характера |
Inside-outside circle – круг внутри-снаружи. Образуется два круга – один снаружи, другой внутри. Круги движутся в противоположные стороны на определенное число. Встречаются, здороваются и отвечают на заданный вопрос. Например «Если бы вернуться в прошлое. Какую профессию ты бы выбрал?».
Frayer Model – модель Фрейера. Выбираем понятие и записываем его обязательные характеристики, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. Например: «Культурный человек» и т.п. Успражнение помогает лучше запомнить понятие, создать ассоциативные связи для закрепления материала [3].
Four Box Synectics – это мое любимое упражнение. Необходимо поделить листочек на 4 части, оставив в центре пустое место. Каждый член команды по очереди делает небольшие рисунки: что-то живое, неживое, двигающееся, любое. Затем ведущий озвучивает центральное понятие, и участники пробуют интерпретировать рисунки, связав их с понятием. Упражнение развивает креативность, абстрактное мышление [3].
Find the Fib – это тоже в принципе уже знакомое многим упражнение. Я пишу о себе 3 факта, 2 из которых правдивы, а один – правдивая ложь. Задача угадать, какой же факт обо мне неправда. Хорошо проводить это упражнение при сплочении команд [3].
Итак, дети учатся работать в команде, нести ответственность за свои высказывания, не боятся говорить и рассуждать, развитие коммуникативных навыков, происходит развитие логического мышления, креативности (в качестве конечного продукта на уроках часто бывает защита каких-либо проектов).
Перейдем к минусам. То, что недовольны многие педагоги – это понятно, всегда к новому тяжело привыкать, вылезать из своих раковин, учиться. Подсознательно неприятие вызывают вещи, навязанные нам сверху. Но большим минусом я все же считаю неверную стратегию внедрения сингапурской системы. Обучили педагогов с 1 по 11 класс и внедрять ее тоже нужно было во всех классах. Если первоклассники еще достаточно гибкие, легко воспринимают все нововведения, то со старшеклассниками ситуация была гораздо хуже. Они не привыкли высказываться, многие в группах просто отмалчивались, работают иногда один-два человека из четырех, тяжело им было воспринимать упражнения, где требовалось абстрактное или ассоциативное мышление. Их 9-11 лет учили по-другому, и перестраиваться естественно было тяжело. Если бы взяли именно 1-е классы, провели бы исследование, сравнили результаты классов использующих традиционные и сингапурские методики – это было бы намного полезнее.
Второй минус – в статичности сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности). Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет. Например, суть PBL в том, чтобы дети сами нашли ответ на заданный вопрос, и если они не успевают сделать это за урок, то сингапурские коллеги предлагают провести еще урок, и еще. У нас возникли сложности с пониманием планирования и т.п.
Минусом я считаю обезличенное обращение к детям по номерам, а также жесткую рассадку, когда под номером один мы сажаем ученика с потенциалом, а на третьем и четвертом месте бывают ученики послабее. Конечно, смысл в том, чтобы успешные и активные помогали слабым, но у нас получается так, что чаще всего за команду и работает только этот один активный ученик, остальные либо ленятся, либо стесняются.
Все согласятся с тем, что нужно сделать школьный период таким, где обе деятельности – учение+общение – объединились в единое целое и стали ведущими. Только на этой основе и можно внедрять технологические подходы в образовательный процесс.
Итак, а этой системе, как и во всех остальных, есть минусы и плюсы. Думаю, нужно взять все полезное и нужное, настроить себя на позитивное восприятие происходящих изменений, потому что так или иначе, но мы найдем свой путь.
Список использованный литературы и интернет-ресурсов:
- Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
- Преобразование обучения в XXI веке: развитие культуры мышления (пособие). - Казань, 2014.
- Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан (пособие). – Казань, 2013.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.)
- http://didacts.ru/dictionary/1057/word/tehnologija-obuchenija
- http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/
- http://infourok.ru/material.html?mid=56324
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Современные педагогические образовательные технологии....
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
Использование тестов в образовательном процессе: плюсы и минусы
Статья посвящена вопросам использования тестового контроля при проведении оценки заний обучающихся. Рассматриваются плюсы и минусы тестового контроля, основные принципы составления тестов....
Самоанализ деятельности" Применение современных педагогических образовательных технологий на уроках математики в свете требований ФГОС"
самоанализ деятельности к аттестации...
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (плюсы, минусы проблемы)
О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий(плюсы, минусы проблемы)...
«Совершенствование качества образования через применение педагогических образовательных технологий и современных подходов в организации образовательного процесса на уроках информатики»
Доклад содержит описание современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный проект...