Трудный ребёнок. Причины детской неуправляемости.
материал по психологии на тему
Трудный ребёнок. Почему не получается сотрудничать с такими детьми? Почему предъявляем им ультиматумы, вместо того чтобы предложить варианты? Почему, наконец, мы не считаем своим долгом найти с ребенком общий язык? Приемы индивидуального педагогического воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_trudnye_deti.pptx | 72.94 КБ |
trudnye_deti.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудный - «заключающий в себе затруднение» Проблема – «сложный вопрос, задача, требующие разрешения». Получается, что трудный ребёнок – это тот, у которого есть помеха в самом себе, а проблемный – требующий помощи со стороны.
Трудный ребёнок – это ребёнок, который: не идёт на контакт с родителями; не может найти общий язык с окружающими; портит домашнее и школьное имущество; издевается над младшими и стариками; дерётся и издевается над другими детьми; мешает проведению уроков; не выполняет школьные требования; прогуливает учебные занятия; постоянно обманывает, ворует; испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Причины детской неуправляемости: Борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку. Борьба за самоутверждение . Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за: неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе : «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!» сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; за унижение друг друга в кругу семьи; за потерю одного из родителей в результате развода; за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания; за родительскую ложь и хамелеонство; за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу. Неверие в успех . Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий; низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями; плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка; отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения
К благополучным детям .Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. К трудным детям Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. К благополучным детям Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему К трудным детям Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте.
К благополучным детям Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка К трудным детям Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.
К благополучным детям . атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях. К трудным детям Вызывать, искать все положительное трудном, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.
К благополучным детям Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. К трудным детям Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
К благополучным детям Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников К трудным детям Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их требовать от себя больше, чем от окружающих.
Предварительный просмотр:
Разберёмся в понятиях. Вот значение слова «трудный» в Толковом словаре С.И.Ожегова: «заключающий в себе затруднение (примечание автора - т.е. препятствие, помеху)». Проблема – «сложный вопрос, задача, требующие разрешения». Получается, что трудный ребёнок – это тот, у которого есть помеха в самом себе, а проблемный – требующий помощи со стороны.
Получается, что эти фразы о разных категориях детей. Подумаем, что делать и с первыми, и со вторыми, ведь наше призвание как педагогов, как наставников – не научать и поучать, а сопровождать, помогать, сопереживать.
Трудный ребёнок – это ребёнок, который:
- не идёт на контакт с родителями;
- не может найти общий язык с окружающими;
- портит домашнее и школьное имущество;
- издевается над младшими и стариками;
- дерётся и издевается над другими детьми;
- мешает проведению уроков;
- не выполняет школьные требования;
- прогуливает учебные занятия;
- постоянно обманывает, ворует;
- испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Получается, что эти фразы о разных категориях детей. Подумаем, что делать и с первыми, и со вторыми, ведь наше призвание как педагогов, как наставников – не научать и поучать, а сопровождать, помогать, сопереживать.
Работать с проблемными семьями, на мой взгляд, – не наша задача. Быть примером, приобщить к культуре, труду, творчеству, показать светлые стороны бытия их детям – вот она, наша цель.
С чего мне нужно было начать?
Естественно, с постановки вопросов. Почему не получается сотрудничать с такими детьми? Почему предъявляем им ультиматумы, вместо того чтобы предложить варианты? Почему, наконец, мы не считаем своим долгом найти с ребенком общий язык?
Потому что нам кажется, что мы умнее, и, соответственно, он должен нас слушаться.
Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
- Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?
- Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
- Как вы считаете, для того, чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
- Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?
Причины детской неуправляемости:
- Борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку.
- Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
- Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за:
- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе : «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
- за унижение друг друга в кругу семьи;
- за потерю одного из родителей в результате развода;
- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
- за родительскую ложь и хамелеонство;
- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
- Неверие в успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать:
- низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий;
- низкая самооценка, поощряемая педагогом и родителями;
- плохие взаимоотношения со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка;
отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения
Наладить любыми способами контакт с таким ребёнком, придумать такие формы работы с ними, с помощью которых удастся устранить проблемы в работе с особыми детьми.
В своей педагогической практике основываюсь на принципах личностно-ориентированного подхода. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.
К благополучным детям | К трудным детям |
1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее. | Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить. |
2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему | Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте. |
3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка | Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его. |
4. атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях. | Вызывать, искать все положительное трудном, опираться, делать ставку на проявление; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного. |
5.Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому. | Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации; вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям. |
6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников | Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям детям; беречь ребячьи тайны, не предавать их требовать от себя больше, чем от окружающих. |
Секрет успеха с такими детьми прост: как ты к ним – так и они к тебе.
Но самое главное: ни в коем случае нельзя настраивать детей класса против таких учащихся!
Прежде всего мы должны говорить о приемах индивидуального педагогического воздействия. Вот некоторые из них.
Первая группа приемов. Прием - просьба о помощи. Педагог, для того чтобы расположить к себе ученика и установить доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит воспитанника представить себя на его месте и найти способ их решения.
Прием - оцени поступок. Для выяснения нравственных позиций подростка и коррекции этих позиций педагог рассказывает историю и просит оценить различные поступки участников этой истории.
Прием - обсуждение статьи. Подбирается ряд статей, в которых описываются различные преступления и другие асоциальные поступки людей. Педагог просит подростка дать оценку этим поступкам. В дискуссии воспитатель пытается через поставленные вопросы прийти вместе с воспитанником к правильным выводам.
Прием - доброго поступка. В процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
Прием - обнажение противоречий. Он предполагает разграничение позиций воспитателя и воспитанника по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Прием - стратегия жизни. В ходе беседы педагог выясняет жизненные планы воспитанника. После этого он пытается выяснить вместе с ним, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.
Прием — рассказ о себе и других. Воспитатель предлагает каждому написать рассказ о прошедшем накануне дне (неделе, месяце). После этого ответить на вопрос: можно ли это время прожить по-иному?
Прием - мой идеал. В процессе беседы выясняются идеалы воспитанника и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
Прием - сказка для воспитанника. Этот прием в какой-то степени использует идею сказкотерапии. Воспитателем сочиняется сказка, в которой герои очень похожи на воспитанника и окружающих его лиц. Окончание сказки придумывают вместе педагог и ученик.
Прием - ролевая маска: учащимся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа.
Вторая группа приемов связана с организаций групповой деятельности.
Прием - непрерывная эстафета мнений. Учащиеся «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) при введении соответствующих ограничений (требований) следует перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Прием - самостимулирование: учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Прием - импровизация на свободную тему: учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес; творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. Третья группа приемов связана с организаторской деятельностью учителя, направленной на изменение ситуации вокруг ученика.
Прием — инструктирование. На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием - распределение ролей: четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения задания.
Прием - коррекция позиций: тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).
Прием - самоотстранение учителя. После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязательства рядового участника.
Прием - распределение инициативы предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь -добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе всех обучаемых.
Прием - обмен ролями: учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.
Прием - мизансцена. Суть приема состоит в активизации общения и изменении его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные-моменты выполнения творческой работы.
Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т. п.
Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
1. ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ В НРАВСТВЕННЫХ ПОСТУПКАХ И НАКОПЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОПЫТА:
• Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);
• Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);
• Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
• Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
• Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению);
2. ПРИЁМЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ УЛУЧШЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И ВОСПИТАННИКОМ:
• Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
• Поощрение - похвала, награда, одобрение;
• Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
• Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
• Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);
• Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);
• Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести);
• Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
3. ПРИЁМЫ, В КОТОРЫХ ОТКРЫТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЛАСТЬ ПЕДАГОГА:
• Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
• Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
• Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
• Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
• Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
• Разоблачение или выявление виновного
4. ПРИЁМЫ СО СКРЫТЫМ ДЕЙСТВИЕМ:
• Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося)
• Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)
• Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
• Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
• Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)
Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов в неучебной деятельности в коррекционной педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
Дети с девиантным поведением относятся к группе “трудных”. Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с детьми, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.
ДЛЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
• Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность детей с девиантным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни ученика.
• Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
• Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами.
• Сила современного учителя в признании и уважении личности ребёнка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
• Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.
• Особенно важно самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"
данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....
Педагогический совет "Трудный ребёнок. Как ему помочь?"
Цель:способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики в учебно- воспитательном процессе.Задачи:- проанализироватьпрактикуиспользованияприемовиметодов п...
Родительское собрание "Трудный ребёнок. Так ли это?"
В процессе работы у родителей закрепляется установка, что природная конституция человека по сути вторична, если речь идёт о поведенческих аспектах и, в частности, об отклоняющемся поведении....
Трудные подростки: причины и пути коррекции
Материал может быть использован классным руководителем на родительском собрании, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по ВР в своей внутренней работе, для выступлений. Дается общая...
Кого мы можем назвать ТРУДНЫЙ РЕБЁНОК
В настоящее время вопрос о трудных детях стал актуальным.Факторы риска: Медико-биологические факторы.Психологический фактор.Педагогический фактор. ...
Родительское собрание "Трудный ребёнок, трудный возраст. Так ли это?"
Обсуждение с родителями проблемы воспитания в семье ребёнка в трудный для него период жизни – переходный период....
Детская неуправляемость
Краткое описание причин проблемы детского непослушания...