"В мир профессии - по компасу!"
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Данный материал представляет собой методическую разработку профориентационного занятия, которое можно проводить с учащимися 8-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 51.5 КБ |
Авторская презентация к занятию | 354 КБ |
Предварительный просмотр:
« В мир профессии – по компасу!»
(разработка занятия по профориентации для учащихся 8-11 классов)
Цели занятия:
- дать учащимся представление об основах стратегии выбора
профессии;
- помочь осознать учащимся свои профессиональные
предпочтения;
- расширить знания старшеклассников о мире профессий;
- активизировать процесс рефлексии.
Необходимые материалы:
- специально разработанный компьютерный вариант
презентации к занятию
(автор - педагог-психолог ГБОУ Школа №953 Новик Е.Е.);
- бланки для кроссворда;
- бланки для проведения методики «Матрица выбора профессии».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Введение.
Итак, тема нашего занятия - «В мир профессии – по компасу!»
Учащимся задаются вопросы:
Что такое компас? Какое отношение этот прибор имеет к теме нашего занятия? (подвести учащихся к мысли о том, что «компас» – прибор для ориентира – символ ориентира в выбора профессии).
Предположите, о чем пойдет речь на нашем занятии?
Насколько тема выбора профессии актуальна лично для каждого из вас?
Анализируются высказывания учащихся; делается общий вывод о целях занятия.
(Демонстрация слайдов 1-2 презентации.)
Беседа с учащимися о профессиональной направленности
- Есть такое выражение – «человек рождается дважды». Как вы думаете (опираясь на тему нашего занятия), что означает это выражение? (ответы детей)
- Да, предполагается, что вторым рождением для человека является выбор профессионального пути.
Профессиональное становление – довольно сложный и ответственный процесс, который уходит корнями в его детство.
В связи с этим я хочу познакомить вас с легендой, которая традиционно передается из уст в уста в голландских семьях. После появления в семье малыша, когда он способен уже что-то понимать, мама ребенка берет его ручку и показывает на ладошке два вида линий (эти линии есть у каждого, можете посмотреть на своих ладонях). Одно сочетание линий похоже на букву «м», что по-голландски означает «человек» («менш»). Если букву «м» перевернуть, то получается латинская «w», означающая слово «верк» («работа»). Обращая внимание ребенка на эти два символа, голланды подчеркивают важность взаимосвязи человека и работы.
Работа и человек… Взрослый человек проводит на работе большое количество времени. И поэтому найти свое призвание, свое профессиональное предназначение является для любого человека большой удачей и радостью. Но современный мир профессий огромен, очень насыщен и разнообразен (по некоторым данным насчитывается около 40 тысяч профессий, при этом каждый год появляется около 500 новых специальностей). Как же не растеряться, не запутаться в этом море разнообразия и сделать успешный выбор?
Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с алгоритмом обоснованного выбора профессии. В общем виде профессиональный выбор может быть представлен следующим образом.
(Демонстрация слайда 3 «Условия выбора профессии»)
Итак, вы узнали основные условия выбора профессии, и теперь я предлагаю вам поработать с этим алгоритмом.
Итак, первый блок – «Хочу». Мы выяснили, что к нему относятся наши интересы, склонности, стремления. Существует классификация профессий, исходя из интересов человека к тому или иному предмету труда.
(*предмет труда - это то, на что направлен труд человека)
Давайте познакомимся с классификацией профессий, предложенной отечественным ученым Е.Климовым
(Демонстрация слайдов 4-8 «Классификация профессий»)
А теперь мне хотелось бы предложить вам методику «Матрица выбора профессии» Г.В.Резапкиной, работа с которой, надеюсь, поможет сориентироваться в многообразии мира профессий.
Работа с методикой.
Вывод о том, какие профессии подходят ученикам, учитывая их интересы.
Следующим блоком в условиях профессионального выбора является, как вы помните, блок «Могу». Вы узнали, что этот блок включает в себя разнообразные возможности, способности человека. В 3-й четверти в вашем классе будет проводиться большой тест структуры интеллекта Амтхауэра, из результатов которого вы узнаете не только уровень развития вашего интеллекта, но и особенности мыслительных операций. Результаты теста дают также выход на тот или иной профиль обучения. А пока я предлагаю провести небольшую интеллектуальную разминку в форме кроссворда.
Решение кроссворда.
А теперь давайте перейдем к третьему блоку «Надо» (потребность общества в специалистах). Здесь мне хотелось бы познакомить вас с тенденциями и перечнем наиболее востребованных специалистов на современном рынке труда.
( Демонстрация слайдов 9-15)
Итак, вы познакомились в общих чертах с алгоритмом правильного принятия решения при выборе профессии. Мне хотелось бы верить, что эта информация поможет вам не допускать ошибок в профессиональном самоопределении.
Кстати, как вы думаете, какие основные ошибки допускают молодые люди при выборе профессии? Попробуйте перечислить их на листе за 2 мин.
Анализ ответов учащихся.
А теперь, внимание, перечень ошибок, которые приводятся в специальных исследованиях.
(Демонстрация слайда 16)
Прошу обратить на них внимание и постараться избежать их при выборе профессии.
Итак, наше занятие подошло к концу. Мне хотелось бы надеяться, что оно было для вас интересным и полезным.
Кто-то из великих сказал, что «счастье - -это когда утром хочется идти на работу, а после работы – возвращаться домой». Мне хотелось бы пожелать вам именно этого в вашей будущей взрослой жизни.
- Рефлексия занятия (необходимо определить по 5-балльной шкале степень интереса, пользы и трудности изложения материала на занятии)
Приложение.
КРОССВОРД
По горизонтали:
2. Наверное, вы согласны с мыслью о том, что главнее всего для человека - работа и «погода в доме». А как называется специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере? (Метеоролог)
3. Достаточно модная в настоящее время профессия, которая в перечне профессий часто числится как «художник-конструктор». (Дизайнер)
5. Каждый человек хочет получать за свою работу достойную зарплату (желательно – крупными купюрами). А кто в России впервые ввел бумажные деньги? (Екатерина II)
7. Известно, что лучшие специалисты-профессионалы двигают науку, производство к совершенному, передовому. А как называется это движение к новому? (Прогресс)
9. Известен факт о том, что великий русский ученый-химик Д.И.Менделеев в свободное время занимался изготовлением… (Чемодан)
11. Всем вам известна сказка А.С.Пушкина «О попе и работнике его Балде». В этом произведении упоминается русское блюдо – вареная полба. Из какой хлебной культуры оно изготавливается? (Пшеница)
По вертикали:
1. Переход от более высоких форм развития к низшим (процесс, обратный описанному в п.7 по горизонтали). (Регресс)
4. Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто этот человек по профессии?
(Агроном)
6. Всем известны произведения великого русского писателя А.П.Чехова. А знаете ли вы, кто он был по профессии? (Врач)
7. Мы с вами выяснили, что мир профессий огромен и разнообразен. А кто из русских царей владел 14 ремеслами? (Петр I)
8. Назовите профессию, в названии которой изменение окончания совершенно меняет ее назначение. (Машинист)
10. Найдите обобщающее слово к понятиям «обслуживание коровы» и «обслуживание ЭВМ». (Оператор)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия выбора профессии Рынок труда: современные тенденции Классификация профессий Мотивы выбора (как избежать ошибок)
Условия выбора профессии "Хочу" "Могу" "Надо" - способности - особенности характера - состояние здоровья - материальные возможности - востребованность на рынке труда или - обоснованный расчет на устройство на работу интересы - склонности - стремления -
Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, живые организмы, биологические процессы Тип профессии: Человек-природа Примеры профессий: агроном, ветеринар, биолог, океанолог, зоолог, егерь и т. д.
Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты, приспособления Тип профессии: Человек - техника Примеры профессий: инженер, водитель, оператор,токарь и т. д.
Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: отдельные люди, группы, коллективы людей Тип профессии: Человек - человек Примеры профессий: учитель, воcпитатель, врач, официант и т. д.
Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: условные обозначения, цифры, коды, схемы, формулы, графики и т. д. Тип профессии: Человек - знак Примеры профессий: программист, бухгалтер, корректор и т. д.
Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: художественные образы Тип профессии: Человек - художественный образ Примеры профессий: артист, художник, дизайнер, парикмахер и т. д.
Современный рынок труда Промышленность: слесарь-ремонтник, электромонтер, токарь, электрогазосварщик, слесарь-сборщик, станочник деревообрабатывающих станков, наладчик промышленного оборудования, фрезеровщик, швея, контролер продукции, инженер механик, мастер производства, экономист, пилорамщик, стропальщик, электрик, оператор, шлифовщик, формовщик, механик, обувщик, слесарь – электрик, монтажник, резчик материалов, бухгалтер, инженер-электронщик, транспортировщик.
Современный рынок труда Сельское хозяйство: тракторист, дояр, ветеринар, агроном, зоотехник, скотник, животновод Лесное хозяйство: лесоруб, вальщик леса, мастер леса, инженер лесного хозяйства.
Современный рынок труда Строительство: плотник, каменщик, крановщик, кровельщик, столяр, отделочник, машинист бульдозера, водитель автокрана, газосварщик, машинист автогрейдера, арматурщик, рамщик.
Современный рынок труда Здравоохранение: врач, санитар, медицинская сестра. Образование: мастер производственного обучения, учитель, воспитатель.
Современный рынок труда Торговля и общественное питание: продавец, повар, официант, буфетчик, кондитер. Транспорт: водитель автомобиля, водитель автобуса, автослесарь, автоэлектрик. Другие отрасли: охранник, грузчик, парикмахер, дворник, оператор газовой котельной, полицейский
Тенденции на современном рынке труда Широкое использование компьютерных технологий Спрос на специалистов по информатике и программированию Ожидаются открытия в разных областях медицины Изменение содержания труда врачей, появление новых медицинских специальностей.
Тенденции на современном рынке труда Рост количества автомобилей Востребованность профессий, связанных с автосервисом. Одна из глобальных проблем XXI века – экология Спрос на профессию эколога. Востребованность представителей строительных, транспортных, дизайнерских профессий.
Основные ошибки при выборе профессии Предубеждение в престижности или непрестижности профессии Выбор профессии «за компанию» Подчинение давлению родителей или других родственников Увлечение только внешней стороной профессии Незнание и недооценка своих физических противопоказаний Неумение учитывать свои способности, индивидуальные особенности личности
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Проверочная работа «Программа КОМПАС-График и КОМПАС-3D»
Проверочная работа по дисциплине "Инженерная компьютерная графика" предназначена длястудентов 2 курса СПО специальности "Компьютерные сети". Предлагается 10 заданийраздичной сложности....
Классный час "В мир профессий по компасу" для учащихся 9-11 классов
Цель: помочь подростку в осознании труда, как человеческой и общественной ценности; активизировать учащегося для ценностно - нравственных размышлений, связанных с выбором профессии. ...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
План конспекта открытого занятия на тему:"компас." "строение компаса."
План конспекта открытого занятия на тему компас . строение компаса....
Знакомство с САПР Аскон Компас Элементы окна редактора KOMПAC-3D LT. Назначение подсистемы КОМПАС - ГРАФИК.
Сегодня компьютер в школе решает две задачи: становится предметом изучения курса информатики и выступает как средство обучения. Традиционно он используется для преподавания информатики. Однако сегодня...
Конспект занятия «Профессии в действии: экономист, финансист. Игра «Финансовый компас».
Цель: знакомство с профессиями экономиста и финансиста и развитие практических навыков обращения с личными финансами....