"В мир профессии - по компасу!"
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Новик Елена Евгеньевна

Данный материал представляет собой методическую разработку профориентационного занятия, которое можно проводить с учащимися 8-11 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

« В мир профессии – по компасу!»

             (разработка занятия по профориентации для учащихся 8-11 классов)

            Цели занятия:  

                                      -    дать учащимся представление об основах стратегии выбора

                                           профессии;

                                      -    помочь осознать учащимся свои профессиональные

                                            предпочтения;

  • расширить знания старшеклассников о мире профессий;
  • активизировать процесс рефлексии.

           Необходимые материалы:

                                      -  специально разработанный  компьютерный вариант

                                          презентации к занятию                                                    

                                               (автор - педагог-психолог ГБОУ Школа №953 Новик Е.Е.);

  • бланки для кроссворда;
  • бланки для проведения методики «Матрица выбора профессии».        

                         

ХОД ЗАНЯТИЯ

                           Введение.

     

            Итак, тема нашего занятия - «В мир профессии – по компасу!»

          Учащимся задаются вопросы:

 Что такое компас? Какое отношение этот прибор имеет к теме нашего занятия? (подвести учащихся к мысли о том, что «компас» – прибор для ориентира – символ ориентира в выбора профессии).

 Предположите, о чем пойдет речь на нашем занятии?

 Насколько тема выбора профессии актуальна лично для каждого из вас?

       Анализируются высказывания учащихся; делается общий вывод о целях занятия.

                   (Демонстрация слайдов 1-2  презентации.)

Беседа с учащимися о профессиональной направленности

  - Есть такое выражение – «человек рождается дважды». Как вы думаете (опираясь на тему нашего занятия), что означает это выражение? (ответы детей)

  - Да, предполагается, что вторым рождением для человека является выбор профессионального пути.

    Профессиональное становление – довольно сложный и ответственный процесс, который  уходит корнями в его детство.

 В связи с этим я хочу познакомить вас с легендой, которая традиционно передается из уст в уста в голландских семьях. После появления в семье малыша, когда он способен уже что-то понимать, мама ребенка берет его ручку и показывает на ладошке два вида линий (эти линии есть у каждого, можете посмотреть на своих ладонях). Одно сочетание линий похоже на букву «м», что по-голландски означает «человек» («менш»). Если букву «м» перевернуть, то получается латинская «w», означающая слово «верк» («работа»). Обращая внимание ребенка на эти два символа, голланды подчеркивают важность взаимосвязи человека и работы.

      Работа и человек… Взрослый человек проводит на работе большое количество времени. И поэтому найти свое призвание, свое профессиональное предназначение является для любого человека большой удачей и радостью.  Но  современный мир профессий огромен, очень насыщен и разнообразен (по некоторым данным насчитывается около 40 тысяч профессий, при этом каждый год появляется около 500 новых специальностей).  Как же не растеряться, не запутаться в этом море разнообразия и сделать успешный выбор?

               Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с алгоритмом обоснованного выбора профессии. В общем виде профессиональный выбор может быть представлен следующим образом.

                        (Демонстрация слайда 3 «Условия выбора профессии»)  

       

        Итак, вы узнали основные условия выбора профессии, и теперь  я предлагаю вам поработать с этим алгоритмом.

     Итак, первый блок – «Хочу». Мы выяснили, что к нему относятся наши интересы, склонности, стремления. Существует классификация профессий, исходя из интересов человека к тому или иному предмету труда.

          (*предмет труда - это то, на что направлен труд человека)  

 Давайте познакомимся с классификацией профессий, предложенной отечественным ученым Е.Климовым

                  (Демонстрация слайдов 4-8  «Классификация профессий»)

     А теперь мне хотелось бы предложить вам   методику «Матрица выбора профессии» Г.В.Резапкиной, работа с которой, надеюсь, поможет сориентироваться в многообразии мира профессий.

           

                                        Работа с методикой.                                                   

        Вывод о том, какие профессии подходят ученикам, учитывая их интересы.

     Следующим блоком в условиях профессионального выбора является, как вы помните, блок «Могу». Вы узнали, что этот блок включает в себя разнообразные возможности, способности человека. В 3-й четверти в вашем классе будет проводиться большой тест структуры интеллекта Амтхауэра, из результатов которого вы узнаете не только уровень развития вашего интеллекта, но и особенности мыслительных операций. Результаты теста дают также выход на тот или иной профиль обучения. А пока я предлагаю провести небольшую интеллектуальную разминку в форме кроссворда.

                                  Решение кроссворда.

    А теперь давайте перейдем к третьему блоку «Надо» (потребность общества в специалистах). Здесь мне хотелось бы познакомить вас с тенденциями и перечнем наиболее востребованных специалистов на современном рынке труда.                                

                                   ( Демонстрация слайдов 9-15)

 Итак, вы познакомились в общих чертах с алгоритмом правильного принятия решения при выборе профессии. Мне хотелось бы верить, что эта информация поможет вам не допускать ошибок в профессиональном самоопределении.

  Кстати, как вы думаете, какие основные ошибки допускают молодые люди при выборе профессии? Попробуйте перечислить их на листе за 2 мин.

                                Анализ ответов учащихся.

  А теперь, внимание, перечень ошибок, которые приводятся в специальных исследованиях.

                         (Демонстрация слайда 16)

   Прошу обратить на них внимание и постараться избежать их при выборе профессии.

   Итак, наше занятие подошло к концу. Мне хотелось бы надеяться, что оно было для вас интересным и полезным.

    Кто-то из великих сказал, что «счастье - -это когда утром хочется идти на работу, а после работы – возвращаться домой». Мне хотелось бы пожелать вам именно этого в вашей будущей взрослой жизни.

    - Рефлексия занятия (необходимо определить по 5-балльной шкале степень интереса, пользы и трудности изложения материала на занятии)

 

                                                                                              Приложение.

                                             КРОССВОРД

По горизонтали:

   2. Наверное, вы согласны с мыслью о том, что главнее всего для человека - работа и «погода в доме». А как называется специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере?                                                  (Метеоролог)

  3.  Достаточно модная в настоящее время профессия, которая в перечне профессий часто числится как «художник-конструктор».                (Дизайнер)

  5.  Каждый человек хочет получать за свою работу достойную зарплату (желательно – крупными купюрами). А кто в России впервые ввел бумажные деньги?  (Екатерина II)

  7.   Известно, что лучшие специалисты-профессионалы двигают науку, производство к совершенному, передовому. А как называется это движение к новому?         (Прогресс)

  9.   Известен факт о том, что великий русский ученый-химик Д.И.Менделеев в свободное время занимался изготовлением…                           (Чемодан)

 11.   Всем вам известна сказка А.С.Пушкина «О попе и работнике его Балде». В этом произведении упоминается русское блюдо – вареная полба. Из какой хлебной культуры оно изготавливается?                                                (Пшеница)

 

По вертикали:

  1.  Переход от более высоких форм развития к низшим (процесс, обратный описанному в п.7 по горизонтали).                                                           (Регресс)

  4.  Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто этот человек по профессии?

                                                                                               (Агроном)

  6.  Всем известны произведения великого русского писателя А.П.Чехова. А знаете ли вы, кто он был по профессии?                                                   (Врач)

   7.  Мы с вами выяснили, что мир профессий огромен и разнообразен. А кто из русских царей владел 14 ремеслами?                                              (Петр I)

   8.  Назовите профессию, в названии которой изменение окончания совершенно меняет ее назначение.                                                                      (Машинист)

  10.  Найдите обобщающее слово к понятиям «обслуживание коровы» и «обслуживание ЭВМ».                                                                                   (Оператор)      

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«В мир профессии – по компасу!»

Слайд 2

Условия выбора профессии Рынок труда: современные тенденции Классификация профессий Мотивы выбора (как избежать ошибок)

Слайд 3

Условия выбора профессии "Хочу" "Могу" "Надо" - способности - особенности характера - состояние здоровья - материальные возможности - востребованность на рынке труда или - обоснованный расчет на устройство на работу интересы - склонности - стремления -

Слайд 4

Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, живые организмы, биологические процессы Тип профессии: Человек-природа Примеры профессий: агроном, ветеринар, биолог, океанолог, зоолог, егерь и т. д.

Слайд 5

Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты, приспособления Тип профессии: Человек - техника Примеры профессий: инженер, водитель, оператор,токарь и т. д.

Слайд 6

Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: отдельные люди, группы, коллективы людей Тип профессии: Человек - человек Примеры профессий: учитель, воcпитатель, врач, официант и т. д.

Слайд 7

Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: условные обозначения, цифры, коды, схемы, формулы, графики и т. д. Тип профессии: Человек - знак Примеры профессий: программист, бухгалтер, корректор и т. д.

Слайд 8

Классификация профессий (по Е. Климову) Предмет труда: художественные образы Тип профессии: Человек - художественный образ Примеры профессий: артист, художник, дизайнер, парикмахер и т. д.

Слайд 9

Современный рынок труда Промышленность: слесарь-ремонтник, электромонтер, токарь, электрогазосварщик, слесарь-сборщик, станочник деревообрабатывающих станков, наладчик промышленного оборудования, фрезеровщик, швея, контролер продукции, инженер механик, мастер производства, экономист, пилорамщик, стропальщик, электрик, оператор, шлифовщик, формовщик, механик, обувщик, слесарь – электрик, монтажник, резчик материалов, бухгалтер, инженер-электронщик, транспортировщик.

Слайд 10

Современный рынок труда Сельское хозяйство: тракторист, дояр, ветеринар, агроном, зоотехник, скотник, животновод Лесное хозяйство: лесоруб, вальщик леса, мастер леса, инженер лесного хозяйства.

Слайд 11

Современный рынок труда Строительство: плотник, каменщик, крановщик, кровельщик, столяр, отделочник, машинист бульдозера, водитель автокрана, газосварщик, машинист автогрейдера, арматурщик, рамщик.

Слайд 12

Современный рынок труда Здравоохранение: врач, санитар, медицинская сестра. Образование: мастер производственного обучения, учитель, воспитатель.

Слайд 13

Современный рынок труда Торговля и общественное питание: продавец, повар, официант, буфетчик, кондитер. Транспорт: водитель автомобиля, водитель автобуса, автослесарь, автоэлектрик. Другие отрасли: охранник, грузчик, парикмахер, дворник, оператор газовой котельной, полицейский

Слайд 14

Тенденции на современном рынке труда Широкое использование компьютерных технологий Спрос на специалистов по информатике и программированию Ожидаются открытия в разных областях медицины Изменение содержания труда врачей, появление новых медицинских специальностей.

Слайд 15

Тенденции на современном рынке труда Рост количества автомобилей Востребованность профессий, связанных с автосервисом. Одна из глобальных проблем XXI века – экология Спрос на профессию эколога. Востребованность представителей строительных, транспортных, дизайнерских профессий.

Слайд 16

Основные ошибки при выборе профессии Предубеждение в престижности или непрестижности профессии Выбор профессии «за компанию» Подчинение давлению родителей или других родственников Увлечение только внешней стороной профессии Незнание и недооценка своих физических противопоказаний Неумение учитывать свои способности, индивидуальные особенности личности

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Проверочная работа «Программа КОМПАС-График и КОМПАС-3D»

Проверочная работа по дисциплине "Инженерная компьютерная графика" предназначена длястудентов 2 курса СПО специальности "Компьютерные сети". Предлагается 10 заданийраздичной сложности....

Классный час "В мир профессий по компасу" для учащихся 9-11 классов

Цель: помочь подростку в осознании труда, как человеческой и общественной ценности; активизировать учащегося для ценностно - нравственных  размышлений, связанных с выбором профессии.  ...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

План конспекта открытого занятия на тему:"компас." "строение компаса."

План конспекта открытого занятия на тему компас . строение компаса....

Знакомство с САПР Аскон Компас Элементы окна редактора KOMПAC-3D LT. Назначение подсистемы КОМПАС - ГРАФИК.

Сегодня компьютер в школе решает две задачи: становится предметом изучения курса информатики и выступает как средство обучения. Традиционно он используется для преподавания информатики. Однако сегодня...

Конспект занятия «Профессии в действии: экономист, финансист. Игра «Финансовый компас».

Цель: знакомство с профессиями экономиста и финансиста и развитие практических навыков обращения с личными финансами....