Авторская куклотерапевтическая техника "Два в одном" в решении межличностных конфликтов
методическая разработка по теме
В работе с конфликтами бывает трудно показать клиенту положительные стороны обидчика, научить его принимать оппонента таким, какой он есть, со своими ценностями, особенностями поведения. Срабатывают мощные механизмы психологической защиты. Работа с куклами позволяет клиенту безопасно погрузиться в проблему и взглянуть на ситуацию с другой стороны, тем самым открыть дверцу на встречу к самопознанию, примирению конфликтующих сторон.
Особую бурю эмоций (удивление, восторг) вызывает общение с куклами-перевёртышами, ведь они необычны, их не встретишь в магазине игрушек, они отражают наши двойственные чувства, качества, желания и пр.
Рекомендуемый возраст: старший подростковый, юношеский, взрослый.
Упражнение способствует:
· Осознанию своего состояния
· Переоценке взаимоотношений
· Снятию барьеров общения
· Принятию другого человека
· Формированию толерантности к другому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaharova_g.yu_._no2_-_tehnika.docx | 460.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Арт-терапия: от свободы творчества к развитию личностного потенциала» | |
Г.Ю.Захарова | Захарова Галина Юрьевна закончила Вятский государственный педагогический университет по специальностям «учитель химии – школьный психолог». Работает педагогом-психологом МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области. Стаж работы– 15лет. Имеет первую квалификационную категорию. Автор программы для младших подростков, переживших домашнее насилие, «Куклы, которые любят детей», занявшей 1 место в общероссийском конкурсе в рамках благотворительного проекта «Новый день» от Росбанка с привлечением филиала Британского благотворительного фонда CAF – Россия. (Республика Марий Эл, ноябрь 2008 г.)
|
КУКЛОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА «ДВА В ОДНОМ» В РЕШЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В работе с конфликтами бывает трудно показать клиенту положительные стороны обидчика, научить его принимать оппонента таким, какой он есть, со своими ценностями, особенностями поведения. Срабатывают мощные механизмы психологической защиты. Работа с куклами позволяет клиенту безопасно погрузиться в проблему и взглянуть на ситуацию с другой стороны, тем самым открыть дверцу на встречу к самопознанию, примирению конфликтующих сторон. Особую бурю эмоций (удивление, восторг) вызывает общение с куклами-перевёртышами, ведь они необычны, их не встретишь в магазине игрушек, они отражают наши двойственные чувства, качества, желания и пр. Рекомендуемый возраст: старший подростковый, юношеский, взрослый. Упражнение способствует:
Материалы: кукла-перевёртыш из спичечных коробков (заранее изготовленная психологом), бумага для записи, ручка. Инструкция: Как часто мы видим человека однобоко. Увидев его с одной стороны, думаем, что он со всеми, всегда такой и есть. И даже мысли не допускаем, что наш обидчик, на которого мы дуемся, злимся, копим обиды, может с кем-то иметь и хорошие взаимоотношения, он кому-то дорог, его любят и берегут. Похоже, что нам врезалась в память только та одна единственная сторона, о которой мы узнали, но совсем не видны его сильные, хорошие, ценные стороны. А ведь они есть… Увидеть и понять это нам поможет Кукла-перевёртыш, выполненная на основе спичечных коробков. Порой мы видим собеседника, с которым у нас вышел конфликт, вот так… (психолог демонстрирует одну сторону куклы, фото 1). А ведь многие знают его и с другой стороны, например, вот с такой…(психолог меняет стороны куклы, фото 4). Казалось бы, одна и та же кукла, одно и то же лицо, но разный наш взгляд на одно и то же… Задания и вопросы для обсуждения:
| |
- В какой последовательности происходит превращение? (сторона А превращается в сторону В или наоборот).
- В каком состоянии кукла вам больше нравится? В каком состоянии хочется остаться? Какая сторона ближе вам по настроению, мыслям, поступкам…
- Найдите позитивное в каждой стороне куклы
- В каких жизненных ситуациях какая сторона преобладает? Мешает или помогает это кукле? А вам?
- Есть ли черты сходства куклы (каждой из её сторон) с вами?
- Устраивают ли вас обе стороны куклы?
- Чему вас может научить каждая сторона куклы? Запишите совет каждой стороны для вас.
- Какие чувства вызывает в вас каждая сторона?
- Что мешает вам увидеть в другом человеке его позитивные стороны? Какие чувства, установки, мысли?
- Что помогает другим людям увидеть в вашем оппоненте положительные черты?
- Что помогает кукле задержаться в одном состоянии? Помогает ли это вам? Что может вам помочь «задержаться» в желаемом состоянии?
- Какая сторона чаще появляется в жизни куклы? А в вашей?
- В течение недели отмечайте в «Дневнике побед и достижений»: какая сторона появляется чаще? Что вы делали, чтобы удержаться в позитивной стороне?
- С помощью «Кубиков историй» (Rory’s Story Cubes) или метафорических карт «Петроглифы» (либо других) составьте цепочку, раскрывающую сон куклы. Расскажите, что приснилось кукле.
- Какие мысли возникли в ходе этого упражнения? Какие выводы вы сделали?
Рисунок для изготовления куклы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://log-in.ru/illusions/perevertyshi-medsestra-i-starukha/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межличностные конфликты и способы их эффективного разрешения
Межличностный конфликт Возникновение конфликтов и проблема агрессии - актуальнейшие проблемы наших дней. Но ещё до появления человека, безусловно-рефлекторное стремление к конфликтам с себе...
Межличностные конфликты
Общение с другими людьми занимает важное место в жизни человека, наполняет ее смыслом. Взаимодействие с окружающими - неотъемлемая часть существования каждого индивида, а конфликт - одно из проявлени...
Урок "Межличностный конфликт"
Урок "Межличностный конфликт"...
Межличностный конфликт
Работа педагога-психолога по разрешению межличностных конфликтов в общеобразовательной школе...
Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс
Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс...
Урок по обществознанию. Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.
Урок- практикум по обществознанию "Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты." предназначен для проведения в 6 классе. Цель урока: создать условия для формирования предст...
Доклад "Профилактика конфликтов и конструктивное решение межличностных отношений среди подростков"
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Профилактика конфликтов - важная составляющая деятельности не только школьного медиатора, но и л...