Урок "Межличностный конфликт"
учебно-методический материал (обществознание , 11 класс) по теме
Урок "Межличностный конфликт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mezhlichnostnyy_konflikt.doc | 42 КБ |
mezhlichnostnyy_konflikt.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Межличностный конфликт
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи:
- Раскрыть причины, сущность, пути выхода из конфликта.
- Развитие умений вести полемику, развивать устную монологическую речь и аналитическое мышление.
- Научить анализировать собственное поведение в конфликте.
- В процессе практической деятельности выработать у учащихся навыки применения предпочтительных выходов из конфликтных ситуаций, коммуникативные навыки, умения применять теоретические знания на практике.
- Воспитание толерантности, уважение к другой личности.
Оборудование к уроку:
ИКТ–презентации и ТС для ее демонстрации;
Видеоролик «Конфликтные ситуации», созданный учащимися;
Плакаты с изречениями по теме:
«Как ни неприятен для других гнев, он более тяжел для того, кто его испытывает. То, что начато во гневе, кончается в стыде» Л.Н.Толстой
«Если сказать нужное слово в нужный момент – большое искусство, то промолчать вовремя – искусство еще большее» Франсуа де Ларошфуко
«Понимание – начало согласия» Бенедикт Спиноза
«Хороший пример – это самая лучшая проповедь» Немецкая пословица
Памятка к уроку с вопросами:
- Что такое конфликтная ситуация?
- Приходилось ли вам попадать в конфликтные ситуации?
- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете, почему?
- Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
- Что мешает вам или другим людям разрешать конфликт с пользой для обеих сторон?
Ход урока
I этап – вводный.
Создание конфликтной ситуации (опоздавший ученик, кто-то замешкался с подготовкой к уроку и т.д.)
Как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока – межличностные конфликты (слайд 1), «Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда».
Напомним определение: (слайд 2) конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
(слайд 3) Объектом (предметом) конфликта является вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт. Субъекты конфликта – его участники.
(слайд 4) Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, конфликт между личностью и группой, межгрупповые.
II этап – познавательный.
При помощи теста определите конфликтная ли вы личность. Отвечая на вопросы, вы записываете вариант ответа, который вам подходит.
Тест «Конфликтная ли вы личность?» (слайды 5-13)
Ответили на вопросы? Подсчитаем общее количество баллов, которые вы набрали. Напоминаю: за каждый ответ под буквой «а» - 4 балла, под буквой «б» - 2 балла, «в» - 0 баллов.
(слайды 14-16) – ключи к тесту, они оценивают уровень вашей готовности к конфликту.
Об этом же свидетельствуют результаты вашего анкетирования (слайд 17)
Судя по ним, вы, в большинстве своем, неконфликтны, стремитесь к мирному разрешению спора и только в крайнем случае пойдете на открытый конфликт.
III этап – практический, с элементами дискуссии
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению конкретных конфликтных ситуаций, вспомним пути выхода из конфликта (слайд 18-19).
Видеоролик «Конфликтные ситуации»
Обсуждение конкретных ситуаций (вопросы из памятки).
Разрешить конфликт – это значит найти решение, приемлемое для обеих конфликтующих сторон. Философ Спиноза заметил: «Понимание – начало согласия».
Следующий тест даст вам возможность оценить свой стиль выхода из конфликта (слайды 21-25). Поставив номер вопроса, отвечаете: «часто» - 3 балла, «от случая к случаю» - 2балла, «редко» - 1 балл.
(Слайд 26) Подсчитайте количество баллов под следующими номерами:
- Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11.
- Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12.
- Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13.
- Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14.
- Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.
Ваш стиль выхода из конфликта под номерами с наибольшими баллами (слайд 27).
IV этап - завершающий
Жизнь без конфликтов невозможна, наша задача – научиться ими управлять (слайд 28). В конфликтной ситуации глубоко вдохните, мысленно посчитайте до десяти и вспомните бессмертные стихи Омара Хайяма:
(Слайд 29)
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
А если, что не так – смирись,
Будь умнее - улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире все закономерно:
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно…
Омар Хайям
Домашнее задание: написать эссе, выбрав одно из изречений к уроку.
Приложение:
Анкета
«Конфликт и пути его преодоления»
- Я считаю, что конфликт – это:
А) недовольство кем-то или чем-то
Б) непонимание друг друга, ссора; несовпадение взглядов
В) разногласия между людьми, столкновение разных мнений
2. Когда я вижу, что человек не прав, то:
А) я скажу все, что о нем думаю
Б) пытаюсь объяснить, но если не получается, то просто замолкаю
В) прежде чем высказать собственное мнение, объясню, в чем он ошибается
3. На конфликт со взрослыми меня толкают следующие чувства:
А) меня они бесят, когда меня задевают
Б) чувство обиды
В) ущемленное чувство собственного достоинства
4. Я пойду на открытое столкновение с человеком, потому что:
А) человек тупо настаивает на своем; меня обвиняют в том, чего я не делал;
Б) меня унизили, не хотят меня понять
В) человек представляет опасность для меня и окружающих
5. В конфликтной ситуации я постараюсь избежать столкновения, так как:
А) вряд ли пойду на это; не буду стараться избегать
Б) не люблю ссориться и ругаться; боюсь оказаться в трудном положении
В) не хочу портить себе настроение; партнер обидчив; есть дела поважнее
6. Я думаю, что жить без конфликтов можно и нужно, так как:
А) это сохраняет нервную систему
Б) это сохраняет хорошее настроение
В) любые конфликты можно решить мирным путем
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе
Объект (предмет) конфликта - это тот вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт - его участники Субъекты конфликта
Типы конфликтов Внутриличностный Межличностный Конфликт между личностью и группой Межгрупповой конфликт
Тест «Конфликтная ли вы личность?» а) 4 балла б) 2 балла в) 0 баллов.
1. В общественном транспорте начался спор . Вы : а) не вмешиваетесь; б) высказываетесь кратко; в) активно вмешиваетесь.
2 . Выступаете ли вы с критикой учителя: а) нет; б) редко, имея основания; в) часто, по любому поводу.
3. Часто ли вы спорите с друзьями: а) нет; б) лишь по принципиальным вопросам; в) да.
4. Как вы реагируете на нарушение очереди: а) молчу; б) делаю замечание; в) прохожу вперед и наблюдаю за порядком.
5. Недосоленное блюдо. Ваша реакция: а) промолчите; б) досолите сами; в) откажитесь от еды.
6. Вам наступили на ногу. Вы: а) промолчите; б) сделаете замечание; в) выразите все свои эмоции.
7. Вам не нравится подарок. Вы: а) промолчите; б) тактично прокомментируете; в) устроите скандал.
8. Не повезло в лотерее: а) равнодушны; б) не скрываете досаду; в) надолго потеряете настроение.
22 – 32 балла . Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
12 – 20 баллов . Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны. Вы твёрдо отстаиваете своё мнение, не думая о том, как это отразиться на вашей карьере или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки конкретности, не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
До 10 баллов . Споры и конфликты – это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, «можете съесть живым». Ваша критика – ради критики. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер.
Результаты анкетирования
Пути выхода из конфликтов Уклонение – нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации Приспособление – попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника Принуждение – это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения
Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта ничего не разрешает Компромисс – это урегулирование конфликта путём взаимных уступок Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон Пути выхода из конфликтов
Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» ЧАСТО - 3 балла ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла РЕДКО – 1 балл
Угрожаю или дерусь Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей Ищу компромиссы Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно
Избегаю противника Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет Иду на компромисс
Сдаюсь Меняю тему… Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось
Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону Предлагаю мир Пытаюсь обратить все в шутку
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6,11. Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7,12. Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8,13. Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4,9,14. Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10, 15.
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров» «Б» - это «демократичный» стиль «В» - «компромиссный» стиль «Г» - «мягкий» стиль «Д» - «уходящий» стиль
Управление конфликтом Ищите понимание, а не победу Отстаивайте свою позицию, но не давите на партнёра Следите за тем, что говорите Нападайте на проблему, а не на человека Управляйте своими эмоциями Если конфликт стихает – выходите из него. Простите себя и своего противника
Других не зли и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. А если, что не так – смирись, Будь умнее - улыбнись, Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно: Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно… Омар Ха й ям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"
Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...
Методический семинар для педагогов "Конфликт. Способы решения конфликтов"
Мы живем в мире конфликтов. Каждый день вдали от нас и рядом снами вспыхивают конфликты между отдельными людьми и целыми народами. В семье, на работе, на отдыхе обычно легко разрушаются человече...
Профилактика конфликтов в детском доме как средство повышения эффективности работы с детьми. Методы и приемы управления конфликтом (тренинг с педагогами)
Тренинг позволяет совершенствовать умения управлять конфликтными ситуациями, учиться "учиться сориться так, чтобы после этого относиться друг к другу еще лучше" (В.Козлов)...
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"
Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...
«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»
по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель урока: помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...