Гимнастика мозга
презентация к уроку по психологии на тему

Смородина Елена Михайловна

Гимнастика мозга, как эффективный способ повышения способностей к обучению, улучшение качества исполнения любой деятельности и общего состояния здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_sovet_doklad.doc310 КБ
Office presentation icon gimnastika_mozga_ped_sovet.ppt688.5 КБ
Office presentation icon zvukovaya_gimnastika.ppt214 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

«Гимнастика мозга, как эффективный способ повышения способностей к обучению, улучшение качества исполнения любой деятельности и общего состояния здоровья»

Подготовила: педагог-психолог Смородина Е.М.

Гимнастика для мозга – это эффективный способ повышения способностей к обучению, улучшение качества исполнения любой деятельности и общего состояния здоровья.

Слайд 2. Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Именно правое полушарие, благодаря своей важнейшей функции – интуиции, помогает разобраться в ситуации и сформулировать идею, пусть даже бредовую, но часто нестандартную и нередко правильную.

Взгляните на эту
таблицу, где условно разделены сферы специализации каждого из них – и вы увидите, насколько важна полноценная работа правого полушария для становления и развития творческой личности:

 Левое полушарие                                                                                                                   



- отвечает за логическое– аналитическое мышление
- анализирует факты
- обрабатывает информацию последовательно по этапам (последовательное мышление)
- обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза)
- обрабатывает вербальную информацию: отвечает за языковые способности: контролирует речь, а также способности к чтению и письму
- запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание
- способно понимать только буквальный смысл слов того, что слышим или читаем
- планирует будущее
- контролирует движения правой половины тела
- отвечает за музыкальное образование, понимание смысла музыкальных произведений, различение ритма музыки
- отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами
- отвечает за планирование

Правое полушарие

- отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию; позволяет ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки
- отвечает за интуицию и интуитивную оценку
- может одновременно обрабатывать много разнообразной информации; способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (параллельная обработка информации)
- реализует процессы дедуктивного мышления (вначале осуществляются процессы синтеза, а затем анализа)
- обрабатывает невербальную информацию: специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах
- запоминает образы, лица, картины, позы, голоса; способно воспринимать совокупность черт как единое целое
- способно понимать метафоры и результаты работы чужого воображения, чувство юмора, воспринимает эмоциональную окраску речи, тембр голоса, интонацию
- ориентируется в настоящем
- контролирует движения левой половины тела
- отвечает за музыкальные способности, различение мелодий, темпа и гармонии в музыке
- отвечает за воображение, фантазии и мечты; художественное творчество и способности к изобразительному искусству
- отвечает за спонтанные, эмоциональные реакции

Изложенная выше специализация полушарий головного мозга справедлива для 95% людей. В их число входят практически все правши. Специализацию же полушарий у левшей, которые составляют примерно 10%, определить труднее.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга. Это становится возможным, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.


Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?


При помощи комплекса специальных «кинезиологических упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Деннисон, основателем учения «образовательная кинезиология» (от греческого «кинесис» — движение, «логос» - наука).

Пол и его жена Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности естественных физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребенка, так и взрослого. Их открытия легли в основу программы под названием «Гимнастика мозга». Эта программа представляет собой комплекс упражнений, которые помогают детям легче учиться. Определенные движения и прикосновения активизируют работу головного мозга, способствуют интеграции его полушарий, которые начинают работать более согласованно, создается доступ к тем участкам мозга, которые прежде были недоступны. Помимо коры больших полушарий мозга активизируется и более глубинные мозговые структуры, в частности шишковидная железа, нормализующая биоритмы организма, благодаря чему восстанавливается ночной сон. Все это благоприятно сказывается на состоянии ребенка, который постепенно освобождается от всех блоков, препятствующих легкому обучению и установлению здоровых взаимоотношений с окружающими.

Дети, имеющие трудности в обучении различной природы, демонстрируют значительное повышение школьной успеваемости.

Перед началом урока важно успокоить детей, настроить их на восприятие информации, повысить их внимательность и самоконтроль – этому способствуют упражнения «крючки».

А если нужно отдохнуть и восстановить мозговую активность, предлагается сделать упражнение «перекрестные движения».

Опыт показывает, что гиперактивные дети становятся более спокойными и сосредоточенными, улучшается их память, чтение, письмо, общение со сверстниками.

Если человек испытывает страх и волнение перед ответственным мероприятием (контрольная, экзамен, собеседование у начальника) помогает сосредоточиться и думать логически «массаж лба» - восстанавливается кровообращение в лобных долях мозга и человек начинает более ясно мыслить и контролировать свои действия.

ИТАК….

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении.
Приведу несколько упражнений из комплекса, которые помогут детям учиться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Гимнастика для мозга –это эффективный способ повышения способностей к обучению, улучшение качества исполнения любой деятельности и общего состояния здоровья.

Слайд 3

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого

Слайд 4

«Думающий колпак» Массаж лба 1. Помогает сконцентрировать внимание на прослушивании, улучшает кратковременную память, расслабляет лицевую мускулатуру. 2. Снимает стресс и страх, помогает думать логически, контролировать свои действия.

Слайд 5

Восьмёрка Повышает интеграцию полушарий мозга, улучшает бинокулярное и периферическое зрение и процесс чтения

Слайд 6

Восьмёрка двумя руками Помогает ослабить напряжение в плечах и шее

Слайд 7

Слоник Улучшает память и помогает внимательно слушать

Слайд 8

Кнопки Расслабляет нервную систему, сохраняет внимание

Слайд 9

Чередование движений рук Координирует работу правого и левого полушарий мозга

Слайд 10

Чередование рисующих движений рук Координирует работу обоих полушарий мозга

Слайд 11

Перекрёстные движения локоть - коленка Упражнение активизирует мозговую деятельность. Можно сопровождать это упражнение с выкрикиванием звука «ХА….»

Слайд 12

Помпа для икр ног Развивает навыки понимания прочитанного и прослушанного, способность писать творческие работы

Слайд 13

Круги Координирует работу обоих полушарий головного мозга

Слайд 14

Крючки Успокаивает, повышает внимательность, помогает на экзаменах

Слайд 15

Литературные источники: Дональд Ванхоутен Впечатления жизни: поиск исцеляющих воспоминаний. М.: Саттва, 2006. Ильчи Ли Дыхание мозга: путь к личному максимуму. Минск, «Попурри», 2006. Каролина Гегенкамп Энциклопедия индиго: теория и практика общения с Новыми Детьми. М.: София, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

А

Слайд 4

Е

Слайд 5

И

Слайд 6

О

Слайд 7

У

Слайд 8

Я

Слайд 9

М

Слайд 10

Х

Слайд 11

ХА

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гимнастика мозга" в коррекции речи.

К современным способам развития высших психических функций относится наука «Кинезиология», созданная американскими учеными Полом и Гейлом Деннисонами в 70-е годы прошлого столетия, и, которая от...

гимнастика мозга

Коллеги! Разработка не моя - найдена в интернете, но надеюсь, моя находка будет полезна. Огромное спасибо авторам!!!...

Презентация на тему: "Гимнастики мозга для улучшения учебных навыков письма и чтения"

К открытому уроку логопедического занятия для учеников 2 класса....

Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....

Гимнастика мозга

Презентация содержит комплекс упражнений для занятий с детьми. В помощь воспитателям, родителям, логопедам, дефектологам, психологам....

Методический семинар "Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""

quot;Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ с помощью программы "Гимнастика Мозга""...