Разработка занятия "Общение как обмен информацией"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему
Занятие по программе "Познай себя". Содержит материал об общении как обмене информации между людьми, о способах эффективного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_obshchenie_kak_obmen_informatsiey.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел программы «Общение»
Тема занятия «Общение как обмен информацией»
Цель занятия: разъяснить сущность понятия «общения», его видов, познакомить с элементами культуры общения.
Ход занятия:
Знакомство.
Добрый день, дорогие ребята! Я предлагаю игру для приветствия друг друга фразой, которая начинается ловом «Здравствуйте…». Предлагаю начать с меня «Здравствуйте, я хочу пожелать всем хорошего настроения». Свою фразу – приветствие говорит …
Проводится упражнение «Здравствуйте…»
Постановка цели занятия
Как мы поприветствовали друг друга? (словами)
Что мы делали? (общались)
Правильно. И тема нашего занятия – общение. Сегодня определим виды и формы общения. Поговорим о правилах и способах общения.
Работа по теме занятия
Зачем нужно общение? (передавать информацию, учить других, делиться опытом)
Каким способом мы уже общались? (с использованием слов)
Это вербальное общение. (или речевое общение)
А может быть общение без слов?
Каким способом? (использовать мимику, жесты, эмоции, позы)
Такое общение назовём невербальным. (неречевое общение)
Вербально мы уже здоровались. Давайте встанем и поприветствуем друг друга невербально, т.е. без слов… (пожать руку, обнять, погладить по голове). Можно вставать и ходить.
Кирилл, что ты использовал для невербального приветствия?
А ты, Саша…
А ты, Валя…
Итак, какие виды общения мы выделили? (вербальное и невербальное)
О невербальном общении жестами
Посмотрите на экран и скажите какой вид невербального общения там изображён? (картинка за столом – невербальное общение при помощи жестов)
Как давно люди пользуются жестами? (с начала возникновения мира, ведь древние люди не умели разговаривать и общались невербально, как и животные. Животные и сейчас понимают движения и настроения человека.)
Какие жесты вы знаете?
В общении большую роль играют жесты, например, в России, когда ученик готов ответить, он поднимает руку, а в Европе, указательный палец правой руки.
Или другой пример, в США «ноль» - образованный большим и указательным пальцем, говорит, что «все хорошо», «все о’кей». В Японии этот жест означает деньги.
В процессе общения, многие люди кивают головами, у многих народов - это знак согласия, а вот у болгар - наоборот - несогласие.
А представители некоторых африканских племён здороваются, потираясь носами.
Возьмите по одной карточке. Покажите жестами, что там написано, а мы угадаем.
- Всё хорошо
- До свидания
- Плохи дела
- Я тебе рад
- Привет
- Я сыт
- Ты хороший
- Нельзя
- Тихо
- Я тебя плохо слышу
- Я вас люблю
- Добро пожаловать
- Я думаю
- Вспомнил
Проводится игра «Крокодил»
Молодцы! Вот видите, оказывается можно понять друг друга без слов.
О невербальном общении с использование позы …
Посмотрите на экран. Какую информацию можно получить, глядя на ребёнка?
Как вы это поняли, ведь он ничего не говорит?
Как мы можем назвать этот вид общения? (неречевое, невербальное визуальное, т.е. то, что можем видеть)
Мы можем видеть позу, осанку, выражение лица, положение головы, кожные реакции, одежду, причёску, очки, усы, бороду, мелкие предметы в руках и т.д. и всё это имеет определённый смысл и даёт информацию.
Учёные установили, что 20-40% информации человек принимает и передаёт при помощи речи, а всё остальное за счёт невербальных средств.
Проверим, получится ли у вас общаться глазами. Поиграем в игру «Ванька-встанька». Вас 13 человек. Я назову число, и встанет столько человек, сколько я сказала. Речь использовать нельзя, договаривать можно глазами.
Проводится упражнение «Ванька-встанька»
Получилось выполнить упражнение?
Что вам помогло договориться? (зрительный контакт)
О невербальном общении при помощи мимики
Внимание на экран. Каким способом происходит общение? (невербальное с использованием мимики – глаза, рот, брови)
Мимика тесно связана с эмоциями и чувствами, которые испытывает человек. Какие чувства испытывает человек, когда произносит слова «Оп-паньки»? (удивление).
Для игры «Оп-паньки» рассчитайтесь по порядку, начиная с … Ваш порядковый номер сохраняется до конца игры, запомните его. Я называю два числа, а ребята с этими номерами удивляются и говорят слова «Оп-паньки», встают и быстро меняются местами. А я постараюсь занять свободное место. Кто не успел, тот становится ведущим.
Проводится игра «Оп-паньки»
Молодцы. Покажите мимикой, что вы чувствуете после игры.
Покажите соседу справа.
Покажите соседу слева.
О правилах общения
В каждом сообществе людей есть своего рода Кодекс правил общения.
1) Правила общения по телефону
2) Правила общения по sms
3) Правила общения и работы в группе
4) Правила поведение в школе и на уроке
5) Правила ведения спора и т.д.
Иногда общение сравнивают с танцем. Как в танце для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустив партнера. Так и в общении нужно придерживаться правил.
Разделитесь на группы по три человека. Составьте несколько правил общения.
Проверим, что получилось. Первая группа, зачитайте свои правила.
Ребята, что бы вы добавили?
Что здесь лишнее?
Я заметила повторения правил в каждой группе. Их можно считать правилами общения.
Закрепление знаний
Какие виды общения мы изучили?
Работаем в группах. Распределите карточки на две группы: вербальное общение, невербальное общение.
Карточки (четыре набора): улыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседника, приветствую друга на большом расстоянии, аплодирую, краснею, когда выступаю.
Проверим, что у вас получилось.
Есть другие варианты?
Посмотрите, каким способом общения человек получает больше информации.
Подведение итогов
Хотелось бы сказать, что каждый человек несмотря ни на какие свои амбиции всегда должен проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.
Согласны со мной.
Вам приятно было сегодня общаться друг с другом?
Давайте поблагодарим друг друга комплиментом.
Скажите комплемент своему соседу справа.
Предлагаю начать с себя. «Валя, ты сегодня была очень активна»
Проводится упражнение «Комплемент»
Я рада, что вы любите себя, уважаете друг друга, стремитесь к тому, чтобы общение между вами было плодотворным.
Рефлексия
А сейчас я предлагаю выразить своё отношение к занятию.
Перед вами две вазочки: светлая – обозначает хорошее настроение, интерес к занятию, другая – тёмная – обозначает, напряжение, раздражение. Возьмите каждый по одной ракушке и положить в одну из вазочек.
В светлой вазочке ракушек оказалось больше, значит время прошло с пользой для вашего развития.
Я благодарю за работу. Мне было приятно с вами работать.
Хочу оставить подарок на память о сегодняшнем дне.
Памятка «Правила общения»
1. Быть доброжелательным.
2. Будь ответственным за свои слова.
3. Быть искренним!
4. Быть справедливым!
5. Быть естественным в общении!
6. Радоваться успехам людей, которые вас окружают!
До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
Общение как обмен информацией.
Урок по обществознанию 10 класс. Цель урока: выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
Методическая разработка. Инструкция по размещению информации на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Данный материал содержит подробную инструкцию по размещению информации на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях при наличии электронной цифровой под...
урок обществознания 10 класс "Общение -как обмен информацией"
10 класс, урок обществознания по теме "Общение как обмен информацией"...
Технологическая карта для урока по теме «Общение как обмен информацией»
Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....
Открытый урок "Общение как обмен информацией"
Открытый урок по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ + АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 10 класс...