Открытый урок "Общение как обмен информацией"
план-конспект урока по английскому языку (10 класс)
Открытый урок по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ + АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_angl._yaz.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Общение как обмен информацией
Цели и задачи:
- объяснить понятия и термины: «коммуникация», «невербальное общение»;
- охарактеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации; описать вербальное и невербальное общение, выяснить особенности общения в современном обществе;
- развивать у учащихся умение систематизации социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работать с документами.
- Развивать навыки устной речи (навыки диалогического и монологического высказывания); развитие коммуникативных умений;
- повторение и закрепление лексико-грамматического материала;
- развитие творчества, самостоятельности при составлении высказывания на английском языке;
- воспитание культуры общения;
- учить работать в команде.
Оборудование: медиапроектор, раздаточный материал (кейсы).
1. Организационный этап
I. Учитель обществознания: Здравствуйте, ребята.
II. Учитель английского языка: Good morning, children.
I. Сегодня на уроке, который будет проходить на двух языках, мы поговорим об общении и его роли в жизни общества. Нам необходимо будет разграничить понятия «общение» и «коммуникация». Рассмотреть современные средства коммуникации. Разобраться с тем, что способствует лучшему восприятию информации в ходе межличностного общения. Итак, тема урока: «Общение как обмен информацией».
II. по англ.: Today we’ll focus on modern ways of communication that all teenagers love and use every day.
I. Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение предполагает использование речевых (вербальных) и невербальных средств. (слайд1)
Коммуникация – термин, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности. (слайд 2)
II. Учитель: Name the ways of communication, please.
- Mobile telephones (calls and texting messages)
- Social networking sites
- E-mails
- Face-to-face communication
- Writing personal letters
- Instant Messages (IM), (ICQ)
(слайд 3) – на англ. яз.
2. Постановка проблемы
II. Учитель: Nowadays people prefer using mobiles and social networking sites more than face-to-face communication. What do you think about it? Let’s discuss this problem.
Мнения учащихся (на англ. яз. + на рус. яз.)……………………….
3. Решение практико-ориентировочных задач.
I. Учитель: Давайте проверим, насколько вы были правы (слайд 4)
Действительно, к невербальным средствам общения относят жесты, мимику, пантомимику.
Учитель: What should we do to save direct human communication?
What do you think help people understand each other better?
Учитель: Для того чтобы разобраться в роли невербального общения, мы предлагаем вам выполнить следующее:
- разбиться на 3 группы.
- каждая группа получит кейс – комплект информации с заданием.
- прочитать информацию и использовать ее в процессе выполнения задания.
- представить работу группы.
- оценить работу двух других групп с точки зрения использования ими информации из кейса. (слайд 5)
На групповую работу вам отводится 5-6 минут. Приступайте к работе.
Диалоги учащихся на английском языке…………………………………
Работа в группах, представление результатов работы.
Учитель: Which ways of communication did you use in your dialogues? (Какие способы коммуникации вы использовали в своих диалогах?)
Учащиеся: Gestures, facial expressions, intonation…. (Жесты, мимику, интонацию…)
4. Рефлексия.
Учитель: Давайте вспомним, какую проблему мы решали сегодня на уроке?
(Учащиеся – проблема возникновения затруднений, возникающих в восприятии информации в ходе межличностного общения)
Что позволяет людям лучше понимать смысл доносимой до них информации?
(Учащиеся – невербальные средства общения)
Есть ли необходимость в межличностном общении в условиях современного нам постиндустриального общества?
Смогут ли технические средства коммуникации заменить живое общение между людьми?
- Итог урока.
Давайте подведем уроки и вместе оценим сегодняшнюю работу, используя лист самооценки.
Спасибо всем за сегодняшний урок. До свидания!
Thank you. Good-bye everybody!
Приложения.
Наполнение кейсов.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Кейс
Жесты
Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:
- Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы - движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.
- Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
- Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания».
- Жесты-адапторы — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:
а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;
б) касания, пошлепывания партнера;
в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.). - Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.
Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов:
- жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
- жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
- жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;
- жесты самоконтроля - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;
- жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
- жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
- жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
- жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
- жесты неискренности - «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.
В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:
жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
«игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;
жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;
рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.
В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:
жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;
жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;
барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Поставьте «+» в ту колонку, которая отражает качество проделанной на уроке работы.
Ф.И. учащегося | Не решена типовая, много раз отработанная задача Неудовлетворительный уровень «2» | Частично успешное решение типовой задачи (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) Удовлетворительный уровень «3» | Полностью успешное решение типовой задачи (без ошибок и полностью самостоятельно) Хороший уровень «4» | Полностью успешное решение нестандартной задачи с применением новых знаний (без ошибок и полностью самостоятельно) Отличный уровень «5» |
Пример диалога
- Hello, Dan.
- Hi.
- I was absent from the lesson yesterday. Could you send me the homework by e-mail?
- Sure. Write down your electronic address, please.
- Of course. Here it is.
Пример диалога
- In which social networks are you registered?
- I have a profile in Vkontakte.
- Are you involved in voiting?
- Yes, I am. Sometimes I do it.
- I am taking part in the competition. Could you vote for me, please?
- Sure.
Пример диалога
- Look, John. We have to write a project for the next lesson.
- Yes, I know… but I am so sorry. I have no opportunity to meet with you now. I am very busy.
- Do you have Skype?
- Yes, I do.
- Let’s talk on Skype in the evening.
- Great!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
Открытое занятие по обмену и распространению опыта работы. Тема " Баскетбол в 4 классе"
Тема занятия " Методика обучения основным техническим приемам при игре в баскетбол в начальной школе."занятие было показано на методическом совещании учителей физической культуры Мос...
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
Разработка занятия "Общение как обмен информацией"
Занятие по программе "Познай себя". Содержит материал об общении как обмене информации между людьми, о способах эффективного общения....
Общение как обмен информацией.
Урок по обществознанию 10 класс. Цель урока: выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...
урок обществознания 10 класс "Общение -как обмен информацией"
10 класс, урок обществознания по теме "Общение как обмен информацией"...
Технологическая карта для урока по теме «Общение как обмен информацией»
Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по профильной программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....